Восток

топ 100 блогов kot_begemott17.02.2023
Идея симфонии легла в основу социально-политического устройства Византийской империи, а затем и Руси. Православие может существовать лишь в православном государстве, глава которого помазывается на царство и действует по благословению епископа. И царская власть и священная епископская происходят из одного источника, но если в духовных делах имеет приоритет священство, то в светских, ‑ царская власть. Идея симфонии прошла у нас длительную метаморфозу от идеологемы «Москва-Третий Рим» до теорий официальной народности «Святой Руси», Советов и известного лозунга «народ и партия едины».

В политическом контексте православие также придерживалось «симфонического» подхода. В византийской империи власть мыслилась не как стоящая над государством, обществом и церковью, а как с ними неразрывно слитая. Три участника общественно-политического процесса: государство, церковь и общество, не могли быть соперниками, они гармонично соединялись в едином Православном царстве, созданным Богом во исполнение Его помысла.

«Симфония властей» присутствует только тогда, когда император, василевс понимается не только как временный владыка, носитель временной власти, но как духовная мистическая эсхатологическая опора всей христианской традиции, поскольку, являясь «катехоном», он препятствует приходу антихриста, «сына погибели», и, соответственно, выполняет функцию гораздо более глубокую и серьезную, нежели обычные князья, короли, цари и другие мирские владыки. Идея симфонии породила теократическую утопию священного государства, в котором мирское, светское,экономическое, социальное, правовое, административное должно гармонически сочетаться с благодатным, аскетическим, созерцательным, литургическим» [8]. Церковь, не претендуя на первенствующее положение, в то же время не отделялась от общества, но оказывала духовное, сакральное влияние на все, даже мельчайшие события, происходящие в государстве. Согласно этой традиции грани между церковным, духовным и светским в Византии нет и быть не могло.

Возникает концепция единого дела, или литургии («литургия» по-гречески – «единое действие»), и империи как литургической, где каждый «гражданин» империи (в идеале христианин) своим иногда важным, а иногда совершенно простым трудом в равной мере соучаствует в достижении как общей, так и индивидуальной цели, ‑ спасения. Именно тут корни идеи «коллективного спасения», которая стала важнейшим фактором, отличающим «дух» православия от «духа» западной церкви.

Таким образом, еще в византийскую эпоху оформились идеи симфонии и коллективного спасения, «литургического» общества, что позже, уже в России преломилось в идею «соборности». Община, как основной способ социально-экономической организации в земледельческой сфере, получила в Византии правовую форму, что, несомненно, способствовало устойчивости общины и в России, где византийское право играло важнейшую роль вплоть до нового времени, а в ряде случаев и дольше. Названные идеи естественным образом, через приобщение к религиозной традиции были перенесены и на отечественную почву.

...Превращение способности в реальные гражданские действия осуществляется лишь тогда, когда ожидания общества не реализуются в деятельности власти, между ними возникает конфликт и разрушение симфонии.

При этом основанием гражданской активности в отечественной цивилизации является общий интерес и служение народному благу, а не частная деятельность ради личного интереса. Защита частного интереса легитимна в нашем обществе только тогда, когда она понята через призму общего блага, т.е. через «справедливость» этого интереса.

Гражданское общество как совокупность ассоциаций, находящихся в перманентном конфликте с государством, не понимается и не принимается гражданами нашей культуры, ибо они не находят себе места в «литургии» народа и власти. Более того, такие ассоциации, не имея ни финансовой, ни практической поддержки в народе, склонны либо становиться инструментом для получения финансирования из-за рубежа, либо зарабатывать имидж, шантажируя государство и различные деловые структуры. И в результате подобное «гражданское общество» начинает восприниматься как «враждебное», «антинародное», «инспирированное западом».

Все это позволяет выделить ряд особенностей конкретных форм существования социальной самоорганизации, то есть гражданского общества в странах постсоветского пространства.

Во-первых, в наиболее очевидной форме самоорганизация отечественного общества особенно четко проявляется в кризисные времена, когда нарушается связь народа и власти, исчезает уверенность народа в том, что власть преследует цели, принятые народом, разделяет мировоззрение народа, его ценности. То есть тогда, когда разрушается «симфония» общества. Это не признак забитости и «негражданственности» народа, как считают российские либералы, а специфическая форма протеста, его социальной самоорганизации.

Во-вторых, самоорганизация народа имеет не частное основание, а интерес, понимаемый как общий для всего общества. Не пошлины на ввозимый чай (Бостонское чаепитие), а именно разрушение симфонии общества, следовательно, ощущение необходимости воссоздать это единство, восстановить справедливый миропорядок является основополагающим основанием самоорганизации нашего общества. Никакие частные тяготы не могут быть основанием для гражданского протестного движения, если эти тяготы воспринимаются как справедливые, но даже мелкие неудобства разрушительны, если нет доверия к власти, веры в ее конечную справедливость.

В-третьих, с преследованием не частного, а общего интереса связана такая особенность нашей политической жизни, как неприятие оппозиции, о чем настойчиво говорят данные социологических опросов.

Каждое общественное движение, каждая партия не выражает интерес какой-либо социальной группы, и не готова методом политического торга на политической бирже (парламенте) «выторговывать» свои интересы в процессе компромиссов и взаимных уступок, а предлагает свой глобальный проект даже не национального порядка, а мироустройства в целом, альтернативного всем иным. (Мироустройства потому, что проект постулирует не только определенную политическую организацию, но и определенные ценности, видение истории, мира современности и будущего).

Предлагаемые проекты оппозиционных партий и движений по определению альтернативны проекту власти и глобальны по масштабу, а потому оснований для политического торга попросту нет. Отечественная политическая культура не предполагает системной оппозиции. А поэтому самоорганизация отечественного гражданского общества происходит в рамках одной, определенной идеологической парадигмы. История показывает, что такое единство достигается через исключение иных возможностей, ибо только мировоззренческое единство общества позволяет осуществляться древнему идеалу политической организации ‑ «симфонии» общества.

Идейная парадигма приобретает сакральные свойства, и как следствие, иные возможности обозначаются как ереси

конкурентный принцип деятельности парламентов, само разделение на парламентское большинство и меньшинство, победителей и побежденных нарушают в сознании общества принцип симфонии и общественного единства.

Предлагаемые рецепты гражданского общества по западной модели скорее мешают, создают эрзацы, чем способствуют реальной самоорганизации социума. Ибо, как уже говорилось, основой самоорганизации в нашем обществе может стать именно идея общего блага

Лозунг перестройки: «Урезать власть номенклатуры, оставить ее только в качестве бюрократии» не увенчался успехом. Номенклатура, не желая делиться властью, ради сохранения себя пошла на разрушение Советского Союза.

искусственное тиражирование различных общественных ассоциаций создает не гражданское общество, а его эрзацы, неспособные к принятию на себя реальной власти и ответственности. Потому количественный рост ассоциаций не является показателем укрепления и усиления гражданского общества в стране.

требование «минимизации государства» за счет усиления гражданского общества в нашем обществе чревато хаосом и анархией. Ибо нет никаких гарантий, что освободившуюся область, требующую организации и управления, займут структуры гражданского общества.

самое главное – это необходимость избавления от взгляда на гражданское общество как на совершенное благо, рай земной и величайшее достижение человечества. Необходимо рассматривать гражданское общество как исторически сформированные в рамках западной цивилизации нормы, регулирующие отношения человека и государства со всеми их плюсами и минусами.

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Представляете, сегодня ночью мне наконец-то удалось уговорить красивую девушку снять свои трусы. Она сняла их, а там хуй. Самый настоящий! Вы не подумайте, я его не трогал, но видно было хорошо. Так противно стало, что аж проснулся. Пришёл на работу, а тут новость: помните в девяностых ...
Три знаменитые водонапорные башни системы инженера Шухова не достойны статуса памятника. К такому заключению на днях пришла комиссия госкомитета РТ по охране объектов культурного наследия. ...
На портале госзакупок в июле 2016 года были выложены сведения о закупке АО "Ижевский электромеханический завод "Купол" (входит в состав АО "Концерн ВКО "Алмаз-Антей") у единственного поставщика на право заключения договора на изготовление и поставку гусеничных шасси ГМ-5955.15-01 для ...
Видимо, у музыкантов другой язык, человеческого они иногда не понимают. Спрашивает: – Отчего ты такая грустная? – Я в экзистенциальной ж. – Изъясняйся, пожалуйста, по-русски. И в этом есть свои преимущества. Блиц-ликбез, слово за слово – и ж. ...
Я родилась в Москве 35 лет назад, и на моих глазах город менялся много раз. Некоторые изменения были положительные, а некоторые не очень. Но в любом случае я очень люблю свой родной город и именно поэтому я , мои родные и друзья, да и все москвичи думаю, искренне рады тому, как город ...