Откуда взялась потребность в творчестве?


Выживание его не предполагает.
Даже так можно сказать: в Системе Выживания творчество противоестественно.
Нет "зазора", в котором оно может возникнуть. Экзистенциальной основы.
Выживание предполагает использование проверенных временем моделей, повторение одного и того же.
Творчество предполагает постоянное создание нового.
Новое всегда несёт в себе риск. Общий принцип Системы Выживания "не было бы хуже", "как бы чего не вышло". Чем больше выживания, чем труднее жизнь, тем больше страха. Когда нищие старики собирают в квартире всякий ненужный хлам, ими движет страх - "жизнь тяжёлая, авось пригодится". Они компенсируют этот страх собирательством.
Творчество есть роскошь, связанная с праздностью. Свободой от ежедневного бремени труда. На старославянском беременность называлась "непраздность". Праздность - свобода от бремени.
Почему вышивали рубахи и украшали дома (резные наличники, красивый конёк наверху)? Во имя красоты? Отнюдь. Необходимость была психологическая - для защиты от злых сил и привлечения добрых. Не вышьешь нужный символ, будут проблемы. Человеком двигал по большей части страх.
По мере увеличения досуга (увеличения праздности) вышивание/украшение стало самоценностью. Страх отступил, на первое место вышла красота. Впрочем, не исключаю желания заработать не продаже.
Но почему человек творит, если это не связано с выживанием, с религией?
Главное, что может подвинуть - удовольствие. Если религиозный мотив (страх) отступает, то для чего женщина вышивает? Ради удовольствия. Приятно создавать красивое. Повышает самооценку. Впрочем, вышивание, как любое ритмичное движение, успокаивает.
В образованном сословии, которое изначально имеет достаточно праздности, логика/мотивы выживания (почти) не действуют. Это, в некотором роде, другой мир. Иной тип бытия. Нельзя даже сравнивать с простыми тружениками. Творчество требует, чтобы человек принадлежал ему целиком.
А потому работают следующие стимулы:
1 Удовольствие. Создание нового действует как наркотик. Если войти во вкус))
2. Страх смерти. Желание остаться в веках. Пушкин пишет об этом прямо.
3. Одобрение близких и общества (незаметно переходит в тщеславие)
4. Служилая этика ("Ни дня без строчки")
5. Возможность заработка.
6. Детские психотравмы и всяческие комплексы, которые творчество неплохо компенсирует.
Чем более творческим является человек, тем больше у него психических отклонений. Только они первичны. Они создают первоначальный импульс, являются движущим фактором. У нормального человека потребности в (постоянном) творчестве нет. По большому счёту, творчество невротично. В личной жизни творческие люди невыносимы. Внизу я выложил картину Фрица Цубер-Бюлера «Поэтесса» (1880 год).
В ситуации выживания сложно говорить о потребности в творчестве. Не до него. Это не есть потребность. Выжить куда важнее. Да и психотравм в нашем понимании нет.
Чем тяжелее жизнь, тем здоровее психика. Всякие психические отклонения возникают в обществе, где достаточно досуга. Тяжёлый труд развиться им не позволяет.
Если бурлаки затянут песню, это будет творчеством? Не думаю. Даже если бурлак придумает новую песню, то это творчество с очень большой натяжкой. Слишком влияет фактор вынужденности, бремени.
Там где он есть, не до праздности. Это уже ремесло.
Если пастушок придумает новый мотив для дудочки, творчество ли это? Если случайно получилось, то нет. Это ремесло. Если он придумывает постоянно, и целенаправленно, то да.
Творчество определяется через целеполагание. То есть особое устроение головы, расположенной к созданию нового.
У пастушка достаточно праздности. Это необходимое, но не достаточное условие.
Дилемма достаточно простая. Либо жизнь (выживание) либо творчество. Выражаясь словами апостола Павла, творческий человек может сказать, "я каждый день умираю".
|
</> |