Восточный музей Петра Щукина

топ 100 блогов bogachkova1957 — 27.09.2024

Коллекционирование у знаменитых московских купцов Щукиных было в крови. Иначе как объяснить, что пятеро из семи братьев серьёзно увлекались собиранием антикварных и живописных ценностей? Брат Сергей оставил после себя коллекцию импрессионистов мирового уровня. А Петру для своего собрания пришлось построить целый музей для коллекции из восточных стран. Именно эти артефакты и стали главными героями выставки «Восточный музей Петра Щукина» в Музее Востока.

А.О. Карелин. Портрет Петра Ивановича Щукина. 1900. Холст, масло. ГИМ.
А.О. Карелин. Портрет Петра Ивановича Щукина. 1900. Холст, масло. ГИМ.

«Культурный и милый», «почтеннейший кощей бессмертный», «интеллигентный», «отзывчивый», «скромный» - так отзывались о Петре Ивановиче современники и друзья. «В частной жизни Пётр Иванович, - писал библиограф и библиофил У.Г. Иваск в журнале «Русский библиофил» за 1911 год, - был простой, добрый русский человек, очень радушно встречающий в известные, назначенные им часы всех желающих осмотреть его богатые коллекции».

В 1905 году Пётр Щукин передал свой музей вместе с коллекцией в дар Историческому музею, где большая ее часть хранится и теперь. Книги отправили в фонды Государственной исторической библиотеки. Некоторая часть восточного собрания Щукина после революции была передана созданному в 1918 году Музею Восточных культур, где спустя век попытались воссоединить предметы, разделённые людьми и временем. В экспозицию вошло более 200 предметов, включающих ковры, роскошные ткани, миниатюры – раджпутские и персидские, а также знаменитые могольские рукописи «Бабур-наме».

Восточный музей Петра Щукина

Щукинская коллекционерская эпопея начиналась на Нижегородской ярмарке. В Нижнем Пётр сперва покупал по поручению отца ковры для дома. В конце XIX века ярмарка за месяцы работы собирала до 200 тыс. человек – почти как современные российские выставки-блокбастеры. Это потом Щукин обратит взор к «лучшим антикварам Парижа, Стамбула и Стокгольма», но сначала - Нижний.

Персидские вещи в коллекции П.И. Щукина. Пётр Иванович прекрасно разбирался в тканях: практика во Франции и последующая работа в конторе семейного предприятия сделали его не только знатоком, но и ценителем драгоценных текстильных изделий. Первыми восточными вещами, на которые обратил внимание Щукин, были персидские ткани и ковры, увиденные им на Нижегородской ярмарке.

Экспозиция в Восточном музее Петра Щукина. Фото 1906. - Ковёр полонез. Иран. XVII в. Шёлк, хлопок, серебряная и золотая галунные нити.
Экспозиция в Восточном музее Петра Щукина. Фото 1906. - Ковёр полонез. Иран. XVII в. Шёлк, хлопок, серебряная и золотая галунные нити.
Фрагмент ткани. Иран, Тебриз - Йезд. Вторая половина XVI в. Шёлк, нить металлическая.
Фрагмент ткани. Иран, Тебриз - Йезд. Вторая половина XVI в. Шёлк, нить металлическая.

Этот кусочек ткани был куплен Щукином в Стамбуле. Видимо это фрагмент полы кафтана. Богато одетый всадник в сефевидском тюрбане ведёт пленного со связанными сзади руками. Между ним и всадником раскидистый платан, на котором сидит птица Симург, за спиной всадника на коне маленькая фигурка женщины.

Кроме ткачества в Иране среди богатых и разнообразных отраслей традиционно была развита керамика. Ярче всего среди керамики выделяется группа типа «кобальтовая роспись» и «селадоны».

Кувшин с растительным орнаментом и Ваза. Вторая половина XIX в. - Тарелка. XVIII-XIX в. Все: Иран.Фаянс, глазурь, подглазурная роспись. ГИМ.
Кувшин с растительным орнаментом и Ваза. Вторая половина XIX в. - Тарелка. XVIII-XIX в. Все: Иран.Фаянс, глазурь, подглазурная роспись. ГИМ.

Из воспоминаний П. Щукина (1911-1912): «В 1887 году приезжал в Москву из Темиз-Хан-Шуры фотограф Роинов со своим «передвижным кавказским музеем». У Роинова купил я небольшую персидскую занавеску, вышитую шелками, серебром и золотом, XVII в., из дворца Нухинского хана, и три старинные персидские фаянсовые тарелки с изображениями: на одной – кисти руки...».

Широко было распространено в Иране и изготовление изделий из папье-маше, расписанных красками. Это пеналы-каламданы, коробочки, переплёты рукописей, туалетные зеркала. Росписи на этих предметах повторяли характерные приёмы и сюжеты миниатюрной персидской живописи.

Футляры для зеркала. Стиль Мухаммада Замана. Иран, Шираз. Конец XVIII – начало XIX в. Папье-маше, краски клеевые, золото, лак.
Футляры для зеркала. Стиль Мухаммада Замана. Иран, Шираз. Конец XVIII – начало XIX в. Папье-маше, краски клеевые, золото, лак.
Абд ар-Рахмана Джами. Манускрипт «Юзуф и Зулейха». Рукопись. Иран. 1807. Кожа, папье-маше, бумага, чернила, краски клеевые, лак, каллиграфия. ГИМ. - Крышка переплёта. Иран, Шираз. Вторая половина XIX в. Папье-маше, краски клеевые, металл, лак.
Абд ар-Рахмана Джами. Манускрипт «Юзуф и Зулейха». Рукопись. Иран. 1807. Кожа, папье-маше, бумага, чернила, краски клеевые, лак, каллиграфия. ГИМ. - Крышка переплёта. Иран, Шираз. Вторая половина XIX в. Папье-маше, краски клеевые, металл, лак.

В Иране высоко ценилось искусство книги, а значит иллюминации, каллиграфия и миниатюра. Первопроходцами в этой области в сефевидское время стали художники Мухаммад Заман (годы творчества 1649-1700) и Али-Кули Джаббадар (1657-1716).

Коран. Рукопись. Иран. XVI- XVII вв. Кожа, краски клеевые, лак, каллиграфия.
Коран. Рукопись. Иран. XVI- XVII вв. Кожа, краски клеевые, лак, каллиграфия.

Манускрипт представляет собой одну из многочисленных подделок произведений великого каллиграфа Йакута Мустасими (ум. 1298), созданных значительно позже времени его жизни, скорее всего, в XVI-XVII вв.

Юноша с зайцем. Иран. Вторая половина XVIII в. Холст, масло.
Юноша с зайцем. Иран. Вторая половина XVIII в. Холст, масло.

В эпоху династий Афшаридов (1737-1750) и Зандов (1753-1794) стала формироваться и получила своё окончательное развитие при Каджарах (1795-1925) традиция станковой живописи, когда персидские художники начали учиться в Европе. Станковая живопись стала использоваться для декора интерьеров и часто повторяла форму архитектурных нищ, в которые встраивались такие художественные произведения.

Искусство Османской империи в коллекции П.И. Щукина. Интерес к восточным тканям, начавшийся с персидских образцов, привёл Петра Ивановича к коллекционированию турецкой ткани. Его живой интерес к теме влияния восточного искусства на русскую культуру отразился также в приобретении для коллекции церковных облачений, сшитых из иранских и турецких тканей.

Фрагмент ткани кемха. Турция. Конец XVI - начало XVII в. Шёлк, нить металлическая. - Завеса михраба. Турция. Начало XIX в. Хлопок, шёлк, бархат, нить металлическая. - Фрагмент бархатной ткани чатма. Турция, Бурса (?). Конец XVI в. Бархат, нить металлическая.
Фрагмент ткани кемха. Турция. Конец XVI - начало XVII в. Шёлк, нить металлическая. - Завеса михраба. Турция. Начало XIX в. Хлопок, шёлк, бархат, нить металлическая. - Фрагмент бархатной ткани чатма. Турция, Бурса (?). Конец XVI в. Бархат, нить металлическая.

Текстильное производство в Османской империи в течение столетий оставалось одним из самых развитых, а сфера применения была очень широка: из драгоценных атласов и бархатов шили роскошные одежды, завесы, наволочки…

Фрагменты тканей. Турция. Первая половина XVII в. Бархат, нить металлическая.
Фрагменты тканей. Турция. Первая половина XVII в. Бархат, нить металлическая.
Фелонь. Ткань – Османская империя, оплечье и обшивка подола – Россия. XVII в.
Фелонь. Ткань – Османская империя, оплечье и обшивка подола – Россия. XVII в.

Китайские вещи в коллекции П.И. Щукина. Начав с персидских вещей, Пётр Щукин обратился вскоре в сторону дальневосточной продукции, тем более что в китайских рядах Нижегородской ярмарки можно было встретить интересные образцы китайских шелков и другие диковинки.

Чайница. Китай, мастерские Гуанчжоу. Середина XVIII в. Металл, эмаль.
Чайница. Китай, мастерские Гуанчжоу. Середина XVIII в. Металл, эмаль.
Чайник для вина. Китай, мастерские Гуанчжоу. Первая треть XVIII в. Металл, эмаль.
Чайник для вина. Китай, мастерские Гуанчжоу. Первая треть XVIII в. Металл, эмаль.

В этих расписных эмалях характерны мотивы стиля рококо: дамы и кавалеры на лоне природы, в костюмах первой половины XVIII века.

Парные вазы. Китай. 1870-е. Фарфор, глазурь с кракле, подглазурная роспись кобальтом. - Шкатулка в виде лягушки. Китай. XIX в. Серебро.
Парные вазы. Китай. 1870-е. Фарфор, глазурь с кракле, подглазурная роспись кобальтом. - Шкатулка в виде лягушки. Китай. XIX в. Серебро.

Япония в коллекции П.И. Щукина. Японские вещи Пётр Иванович скорее всего покупал в Париже в галерее «Ворота в Китай». Также в японском отделе на Всемирной выставке 1889 года он приобрёл множество японских вещей, среди которых значились «ширмы шёлковые» и «лаковая этажерка».

Кабинет тансу. Япония. XIX в. Дерево, лак, металл, инкрустация.
Кабинет тансу. Япония. XIX в. Дерево, лак, металл, инкрустация.
Тарелка декоративная. Япония. Конец XIX – начало ХХ в. - Курительница на трех ножках. Япония. Конец XIX в. Обе: Керамическая масса, надглазурная роспись, золочение. ГИМ.
Тарелка декоративная. Япония. Конец XIX – начало ХХ в. - Курительница на трех ножках. Япония. Конец XIX в. Обе: Керамическая масса, надглазурная роспись, золочение. ГИМ.
Чайник кюсу с изображением золотых черепах. Япония. Конец XIX – начало ХХ в. Фарфор, надглазурная роспись, золочение. ГИМ.
Чайник кюсу с изображением золотых черепах. Япония. Конец XIX – начало ХХ в. Фарфор, надглазурная роспись, золочение. ГИМ.
Утагава Кунисада I. Сцена из пьесы «Слоговой дневник дороги Токайдо». Япония. 1861. Бумага, цветная ксилография.
Утагава Кунисада I. Сцена из пьесы «Слоговой дневник дороги Токайдо». Япония. 1861. Бумага, цветная ксилография.

В основе сюжета этой гравюры лежит эпизод театральной постановки, рассказывающей о фантастической кошке. Когда герои пьесы достигают 38-й станции тракта Токайдо, в полуразрушенном храме они встречают пожилую женщину, которая предлагает им ночлег. Но приветливая старушка оказывается злобным духом, которая промышляет тем, что заманивает в храм проходящих путников, а ночью, обернувшись огромной кошкой, убивает и пожирает их.

Индия в коллекции П.И. Щукина. Предметы индийского искусства в собрании Перта Щукина преимущественно представлены миниатюрами. Это, конечно, шедевры могольской живописной школы – миниатюры из рукописи «Бабур-наме». Любопытно, но Пётр Иванович считал эти миниатюры «персидскими» (в то время могольская школа миниатюры ещё не была выделена в отдельное и самобытное явление, а воспринималась как часть персидской традиции). Пётр Иванович никогда не занимался коллекционированием «индийских» вещей: они попадали в его собрание случайно, и многие были оценены и атрибутированы только сейчас.

Одна из стычек во время осады Бабуром Самарканда (событие 1496-1497). - Приём Бабуром военачальников после его первого вступления в Самарканд (событие ноября 1497). Миниатюры из рукописи «Бабур-наме». Северная Индия. 1590-е. Бумага, краски клеевые.
Одна из стычек во время осады Бабуром Самарканда (событие 1496-1497). - Приём Бабуром военачальников после его первого вступления в Самарканд (событие ноября 1497). Миниатюры из рукописи «Бабур-наме». Северная Индия. 1590-е. Бумага, краски клеевые.

Замир ад-Дин Мухаммад Бабур (1483-1530) – основатель династии Моголов в Индии, полководец, обладавший даром не только политика, но и литератора. Его воспоминания «Бабур-наме» сложились из записок, которые Бабур делал в течение своей яркой и полной побед и лишений жизни.

Перевод «Бабур-наме» с родного языка Бабура, чагатайского тюрки, на персидский делал один из визирей его внука Акбара, учёный и полиглот Мирза абд аль-Рахим хан-и-Ханан (1556-1626). Он закончил работу к ноябрю 1589 года, а первая иллюстрированная книга «Бабур-наме» была готова уже в 1590 году. В течение последующих десяти лет были выпущены ещё несколько манускриптов для членов семьи Акбара и его приближенных. Точное количество книг установить трудно, поскольку все они были расшиты для продажи. Рукопись из собрания Щукина была выполнена около 1593 года и является одной из первых и ценнейших.

Жители Самарканда приветствуют Бабура (событие 1500-1501). - Состязание в быстроте езды во время отступления из Самарканда (событие 1501-1502). Миниатюры из рукописи «Бабур-наме». Северная Индия. 1590-е. Бумага, краски клеевые.
Жители Самарканда приветствуют Бабура (событие 1500-1501). - Состязание в быстроте езды во время отступления из Самарканда (событие 1501-1502). Миниатюры из рукописи «Бабур-наме». Северная Индия. 1590-е. Бумага, краски клеевые.

Как миниатюры попали в Россию и на Нижегородскую ярмарку, можно только догадываться. На ярмарке их приобрёл А.В. Морозов, от которого они попали к Щукину. Забавно, но Бабур на всех миниатюрах изображён зрелым бородатым мужчиной, воином, даже когда речь идёт о времени, когда он был ребёнком.

Значительное место в книге и в иллюстрациях к ней занимает тема природы. Бабур даёт подробное и точное описание разнообразных птиц, растений и животных, изображение которых в «Бабур-наме» дало мощный импульс дальнейшему развитию живописи флоры и фауны в могольской школе.

Ловля птиц сетью в окрестностях Кабула (событие 1504-1505). Миниатюра из рукописи «Бабур-наме». Северная Индия. 1590-е. Бумага, краски клеевые.
Ловля птиц сетью в окрестностях Кабула (событие 1504-1505). Миниатюра из рукописи «Бабур-наме». Северная Индия. 1590-е. Бумага, краски клеевые.
Шарак (майна). – Попугаи и другие птицы Индии. Миниатюры из рукописи «Бабур-наме». Северная Индия. 1590-е. Бумага, краски клеевые.
Шарак (майна). – Попугаи и другие птицы Индии. Миниатюры из рукописи «Бабур-наме». Северная Индия. 1590-е. Бумага, краски клеевые.
Дерево гулар и две лисицы. – Деревья камрак и кадхил. Миниатюры из рукописи «Бабур-наме». Северная Индия. 1590-е. Бумага, краски клеевые.
Дерево гулар и две лисицы. – Деревья камрак и кадхил. Миниатюры из рукописи «Бабур-наме». Северная Индия. 1590-е. Бумага, краски клеевые.
Носороги. – Бой двух антилоп гарна. Миниатюры из рукописи «Бабур-наме». Северная Индия. 1590-е. Бумага, краски клеевые.
Носороги. – Бой двух антилоп гарна. Миниатюры из рукописи «Бабур-наме». Северная Индия. 1590-е. Бумага, краски клеевые.
Рыба какка и дерево манго. - Крокодил и гангский дельфин. – Миниатюры из рукописи «Бабур-наме». Северная Индия. 1590-е. Бумага, краски клеевые.
Рыба какка и дерево манго. - Крокодил и гангский дельфин. – Миниатюры из рукописи «Бабур-наме». Северная Индия. 1590-е. Бумага, краски клеевые.

В коллекции Щукина, помимо листов из «Бабур-наме», находились отдельные листы из альбомов-муракка в могольском стиле, а также миниатюры, выполненные в художественных центрах Северной и Центральной Индии. Очень примечательны представленные на выставке три миниатюры XVIII века из серии Рагамала – уникального художественного жанра Индии, иллюстрирующего музыкальные лады (раги). Каждая из миниатюр соответствует определенному эмоциональному состоянию и визуально передаёт настроение той музыкальной импровизации, с которой ассоциируется. Изучение таких миниатюр-рагамала началось уже после смерти Петра Щукина, поэтому он не мог знать, какими интересными экземплярами обладает.

Рагини Малава. - Рагина Билавал. - Рага Малкош. Индия. XVIII в. Бумага, краски клеевые, белила, золотая краска.
Рагини Малава. - Рагина Билавал. - Рага Малкош. Индия. XVIII в. Бумага, краски клеевые, белила, золотая краска.

На первой миниатюре изображён мужчина на террасе, наблюдающий за рассветом. Следующая Рагини Биливал выражает эмоции, испытываемые в предвкушении встречи с возлюбленным. На третьей миниатюре запечатлена сцена игры влюблённых в лучах закатного солнца.

Из всего объёма, что можно было приобрести, Пётр Щукин удивительным образом выбирал настоящие шедевры. Именно он задал тон и моду на коллекционирование ориентальных древностей, которые составляли значительную часть его собрания и теперь стали основой данной выставки.

Использованная информация: Материалы выставки; kudamoscow.ru, лучшие события Москвы.

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Ну чего, друзья, мёрзнете? Вы не поверите, но я тут - в стране вечного лета - тоже иногда очень даже мёрзну. Несмотря на то, что зимой у нас невероятно тепло - в среднем +15 градусов, но в доме без отопления у нас же тоже +15! А это, я вам скажу, просто зверски холодно.... Поэтому мне ...
Из жизни прулей. Светланская, напротив Стелса. Смотреть с 0:50, левая половина экрана 5 автомобилей оказались повреждены в центре Владивостока Столкновение пяти автомобилей на улице Светланской. Виновник ДТП в тяжелом состоянии доставлен в ...
Смотрю на свой книжный стеллаж в гостиной и понимаю, что практически всё интересное, что есть у меня дома в печатном виде я уже перечитал. Посоветуйте, что почитать интересного? Из нового, из старого — не важно. Главное чтобы ух! ...
Несколько дней назад американская компания General Atomics отрапортовала, что намотат первый модуль ЦС ИТЭР . На данный момент это самый большой в мире сверхпроводящий магнит для переменного поля... впрочем он пока еще не сверхпроводящий. Хотя  модуль центрального соленоида ...
Сегодня у нас с мужем годовщина свадьбы. Название у её странное - "Ртутная". Как известно, ртуть жидкая, ядовитая и блестящая. Теряюсь в догадках, какое из этих свойств должно напоминать о тридцати восьми годах совместной жизни. ...