Восточный музей Петра Ивановича Щукина. Фотобзор выставки

топ 100 блогов galik_12320.11.2024 Искусственные параллели по средам

Восточный музей Петра Ивановича Щукина. Фотобзор выставки 24-3918.jpg

Выставка посвящена восточной коллекции Петра Ивановича Щукина и поделена на разделы по географии происхождения произведений: Персия, Османская империя, Индия, Китай, Япония. Внутри каждого раздела есть блоки по материалам: текстиль и ковроткачество, керамика, лаки, металл, живопись, шёлк, стекло, резьба по камню, эмали, фарфор, мебель, оружие. Экспозиция собрана из трёх институций - Исторического музея, Государственной исторической библиотеки и Музея Востока (более 200 предметов).

Пётр Иванович Щукин (1853–1912) принадлежал к одной из самых известных и влиятельных московских купеческих династий. Семья славилась своей удивительной страстью к коллекционированию: пять из семи братьев Щукиных сформировали значительные собрания предметов искусства, исторических артефактов и книг. Каждый из них имел свой предмет увлечения. Особенно известно собрание импрессионистов и постимпрессионистов Сергея Щукина, не менее любопытны коллекции западноевропейской живописи, фарфора, эмалей Дмитрия, Николая и Ивана Щукиных. Коллекция Петра Щукина поражает своим разнообразием: здесь и церковные облачения и ритуальная утварь, оружие, резная кость, изделия из дерева, исторические портреты, письменные исторические источники, археологические находки. Ещё одной отличительной чертой коллекции Щукина от других собраний являлось то, что Щукин последовательно составлял её каталоги.

Восточный музей Петра Ивановича Щукина. Фотобзор выставки 24-3885.jpg
А.О. Карелин. Портрет Петра Ивановича Щукина. 1900. Холст, масло. ГИМ

К 1893 году Пётр Иванович построил первый корпус своего музея «Российских древностей», который постоянно расширялся. Подробнее о Тереме в русском стиле на Малой Грузинской, теперь его занимает Государственный биологический музей.

Восточный музей Петра Ивановича Щукина. Фотобзор выставки

В 1905 году П.И. Щукин передал свой музей вместе с коллекцией в дар Историческому музею, где большая её часть находится и поныне.

Восточный музей Петра Ивановича Щукина. Фотобзор выставки 24-3911.jpg

Библиотека попала в фонды Государственной исторической библиотеки, часть картин и драгоценных предметов – в Государственную Третьяковскую Галерею и Оружейную палату. Некоторая часть восточного собрания П.И. Щукина после революции была передана созданному в 1918 году Музею Восточных культур.

Восточный музей Петра Ивановича Щукина. Фотобзор выставки Восточный музей Петра Ивановича Щукина. Фотобзор выставки

Персидские вещи в коллекции П.И. Щукина. Иранские предметы были систематизированы П.И. Щукиным в 1907 г. в каталоге «Персидские вещи Щукинского собрания». Многие описания в этом каталоге настолько интересны, что были использованы на выставке в качестве дополнения к этикеткам.

Восточный музей Петра Ивановича Щукина. Фотобзор выставки 24-3904.jpg
Кувшин с растительным орнаментом и Ваза. Вторая половина XIX в. Иран. Фаянс, глазурь, подглазурная роспись. ГИМ


Восточный музей Петра Ивановича Щукина. Фотобзор выставки 24-3908.jpg
Фрагмент ткани. Иран, XVII в. Бархат, нить металлическая, ткачество. Из коллекции Музея Востока


Восточный музей Петра Ивановича Щукина. Фотобзор выставки 24-3913.jpg



Восточный музей Петра Ивановича Щукина. Фотобзор выставки 24-3902.jpg
Тарелка. Иран, XVIII-XIX в. Фаянс, глазурь, подглазурная роспись кобальтом. Из коллекции ГИМ


Восточный музей Петра Ивановича Щукина. Фотобзор выставки 24-3905.jpg


Восточный музей Петра Ивановича Щукина. Фотобзор выставки 24-3907.jpg
Ларец со съёмной крышкой. Иран, середина XIX в. Папье-маше, грунт, краски клеевые, золото, лак, формовка, живопись


Восточный музей Петра Ивановича Щукина. Фотобзор выставки 24-3906.jpg


Восточный музей Петра Ивановича Щукина. Фотобзор выставки 24-3909.jpg
Юноша с зайцем. Иран. Вторая половина XVIII в. Холст, масло


Восточный музей Петра Ивановича Щукина. Фотобзор выставки 24-3914.jpg
Фрагменты тканей. Турция. Первая половина XVII в. Бархат, нить металлическая


Восточный музей Петра Ивановича Щукина. Фотобзор выставки 24-3916.jpg
Фрагмент ткани кемха. Турция. Конец XVI - начало XVII в. Шёлк, нить металлическая. - Завеса михраба. Турция. Начало XIX в. Хлопок, шёлк, бархат, нить металлическая. - Фрагмент бархатной ткани чатма. Турция, Бурса (?). Конец XVI в. Бархат, нить металлическая


Восточный музей Петра Ивановича Щукина. Фотобзор выставки 24-3919.jpg
Православное церковное облачение, сшитое из восточных тканей


Восточный музей Петра Ивановича Щукина. Фотобзор выставки 24-3915.jpg
Фрагмент ткани. Турция, первая половина XVIII в. Шёлк, нить металлическая, ткачество. Из коллекции Государственного музея Востока


Восточный музей Петра Ивановича Щукина. Фотобзор выставки 24-3920.jpg


Китайские вещи в коллекции П.И. Щукина. Китайские предметы особенно интересовали Петра Ивановича в контексте их связей с русской культурой. Исследователи отмечают прозорливость П.И. Щукина: он собирал предметы, которые интересовали редких ценителей, но в настоящее время можно только подивиться своевременности его покупок и точности вкуса. Часто его интерес происходил из увлечения любопытной технологией создания или материалом. В коллекциии - мебель, металл и эмали, фарфор.

Восточный музей Петра Ивановича Щукина. Фотобзор выставки 24-3883.jpg
Чайница. Китай, мастерские Гуанчжоу. Середина XVIII в. Металл, эмаль


Восточный музей Петра Ивановича Щукина. Фотобзор выставки 24-3887.jpg
Чайник для вина. вазочка Китай, мастерские Гуанчжоу. Первая треть XVIII в. Металл, эмаль, полихромная роспись эмалями

Иконография Будды в китайском искусстве формировалась на основе индийской художественной и религиозной традиции. Здесь Будда представлен в наиболее классическом виде: сидящим в позе лотоса, с ладонями, сложенными одна в другую (жест созерцания), удлинёнными мочками ушей (признак мудрости), выростом-ушнишей на голове (символ просветления). На груди Будды восточная свастика (в китайском варианте вань) - древний солярный символ, скорее всего пришедший в Китай из Индии. В данном случае она символизирует воспроизведение буддийского Канона, или смирение Будды, иногда может быть символом сердца Будды, однако вообще в Китае из-за сходства со звучанием другого иероглифа «вань» («десять тысяч») стала символом бесконечности времени и пространства. Интересно, что китайцы не делали различий между «право-» и «левосторонней» свастикой, наделяя их одним положительным смыслом.

Восточный музей Петра Ивановича Щукина. Фотобзор выставки 24-3889.jpg
Будда. Китай, XVII в. Бронза, позолота. Из коллекции Музея Востока


Восточный музей Петра Ивановича Щукина. Фотобзор выставки 24-3878.jpg


Восточный музей Петра Ивановича Щукина. Фотобзор выставки 24-3875.jpg
Кресло. Китай, XIX в. Дерево, мрамор, перламутр, резьба, инкрустация. Из коллекции Музея Востока

Фрагменты «рытого» китайского бархата (в котором узор из ворса совмещается с гладким фоном) были среди первых китайских вещей, приобретенных Щукиным. Роскошный образец содержит сложную благопожелательную символику с повторяющимися элементами. Это дракон и феникс, играющие с пламенеющей жемчужиной хо чжу. Дракон традиционно считался символом императорского мужского начала ян, феникс - женского начала инь и знаком императрицы. Пылающая жемчужина представляла собой визуально переданный звук грома и блеск молнии, другими словами - высшую квинтэссенцию напряжения небесных сил. Вместе эти элементы часто составляли набор эмблемы-шиэр, использовавшиеся в императорском облачении как опорные символические единицы. Дракон играющий с небесной жемчужиной изначально представлял мощь и дуализм небесных сил, позднее дракон-феникс с жемчужиной стали восприниматься и как свадебный символ. Здесь же можно увидеть квадратный амулет из состава императорского парадного облачения с благопожелательным узором фу-фу - парной комбинацией меандра. Прообраз этого странного узора как считается уходит в глубину веков и относится к иньской эпохе (XVI-XI вв.). Возможно, в нем зашифрован облик жертвенного топора как знака правосудия. Остальные символы совмещают в себе буддийские и некие природные группы или «драгоценности», каждая из которых награждается устойчивым смыслом в контексте появления на определенном костюме. Это ветка коралла, парные бивни слона, рулон шелка (семейное счастье) или книжный свиток (символ учености), музыкальный инструмент шэн (вариант губного органа - любопытно, т.к. духовые инструменты часто намекали на эротический подтекст). Здесь же могут оказаться интерьерные украшения.

Восточный музей Петра Ивановича Щукина. Фотобзор выставки 24-3880.jpg


Япония в коллекции П.И. Щукина. Японские вещи, как и китайские, Пётр Иванович скорее всего покупал в Париже – тем более что мода на них в последние десятилетия XIX в. неуклонно росла. Любопытно, что именно с дальневосточными предметами в собраниях Петра Ивановича Щукина и его брата Сергея Ивановича, который, судя по всему, куда больше тяготел к эстетике Китая и Японии, до сих пор существует некоторая путаница относительно принадлежности многих из них.

Восточный музей Петра Ивановича Щукина. Фотобзор выставки 24-3869.jpg
Кабинет тансу. Япония, XIX век. Дерево, лак, лак с позолотой, металл, инкрустация, роспись, ковка, гравировка. Из коллекции Музея Востока


Восточный музей Петра Ивановича Щукина. Фотобзор выставки 24-3886.jpg


Восточный музей Петра Ивановича Щукина. Фотобзор выставки 24-3900.jpg


Восточный музей Петра Ивановича Щукина. Фотобзор выставки 24-3891.jpg
Будда Амида. Япония, XIX в. Дерево, лак золотой, резьба. Из коллекции Музея Востока


Восточный музей Петра Ивановича Щукина. Фотобзор выставки 24-3899.jpg
Утагава Кунисада I (Тоёкуни III). "Ро" из серии "Изображение ста персонажей". Япония, 1858. Бумага, цветная ксилография, из коллекции Музея Востока

В основе сюжета этой гравюры лежит эпизод театральной постановки, рассказывающей о фантастической кошке. Когда герои пьесы достигают 38-й станции тракта Токайдо, в полуразрушенном храме они встречают пожилую женщину, которая предлагает им ночлег. Но приветливая старушка оказывается злобным духом, которая промышляет тем, что заманивает в храм проходящих путников, а ночью, обернувшись огромной кошкой, убивает и пожирает их.

Восточный музей Петра Ивановича Щукина. Фотобзор выставки 24-3888.jpg
Утагава Кунисада I. Сцена из пьесы «Слоговой дневник дороги Токайдо». Япония. 1861. Бумага, цветная ксилография


Восточный музей Петра Ивановича Щукина. Фотобзор выставки 24-3870.jpg
Чайник кюсу с изображением золотых черепах. Япония. Конец XIX – начало ХХ в. Фарфор, надглазурная роспись, золочение. ГИМ


Восточный музей Петра Ивановича Щукина. Фотобзор выставки 24-3871.jpg
Тарелка декоративная. Япония. Конец XIX – начало ХХ в. - Курительница на трех ножках. Япония. Конец XIX в. Обе: Керамическая масса, надглазурная роспись, золочение. ГИМ


Индия в коллекции П.И. Щукина. Предметы индийского искусства в собрании Петра Ивановича Щукина преимущественно представлены миниатюрами. Среди них – шедевры могольской живописной школы, миниатюры из ранней рукописи Бабур-наме (ок. 1593 г.). Замир ад-Дин Мухаммад Бабур (1483-1530) – основатель династии Моголов в Индии, полководец, обладавший даром не только политика, но и литератора. Его воспоминания «Бабур-наме» сложились из записок, которые Бабур делал в течение своей яркой и полной побед и лишений жизни. Миниатюры Щукин получил в подарок от А.В. Морозова, коллекционера и мецената, знатока и ценителя русского фарфора в 1906 г.: «От Алексея Викуловича Морозова сорок восемь драгоценных миниатюр из персидской рукописи XVI в., замечательных по тонкости своего исполнения. Эти миниатюры были вырезаны из «Бабернамэ», сочинения первого великого могола Индии – Бабера, правнука Тамерлана». Сам А.В. Морозов же приобрел их на Нижегородской ярмарке. Известно, что пару миниатюр П.И. Щукин купил у Генриха Афанасьевича Брокара (1836-1900), предпринимателя и основателя одной из крупнейших парфюмерных фирм рубежа веков. Рукопись из собрания Щукина была выполнена около 1593 года и является одной из первых и ценнейших.

Восточный музей Петра Ивановича Щукина. Фотобзор выставки 24-3387.jpg
Штурм войсками Бабура крепости Баджаур (событие 7 января 1519). Миниатюра из рукописи "Бабур-Наме", Северная Индия, 1590-е гг. Бумага, краски клеевые, живопись. Из коллекции ГИМ


Восточный музей Петра Ивановича Щукина. Фотобзор выставки 24-3388.jpg
Жители Нилаба подносят Бабуру дары (1519). Миниатюра из рукописи "Бабур-Наме", Северная Индия, 1590-е гг. Бумага, краски клеевые, живопись. ГИМ


Восточный музей Петра Ивановича Щукина. Фотобзор выставки 24-3555.jpg
Нападение узбеков на посланников Шах-Мансура (событие 1507-1508). Миниатюра из рукописи "Бабур-Наме", Северная Индия, 1590-е гг. Бумага, краски клеевые, живопись. Из коллекции ГИМ


Восточный музей Петра Ивановича Щукина. Фотобзор выставки 24-3861.jpg
Приключение во время плавания Бабура на плоту по реке Пенджхир (1519). Миниатюра из рукописи "Бабур-Наме", Северная Индия, 1590-е гг. Бумага, краски клеевые, живопись. Из коллекции ГИМ


Восточный музей Петра Ивановича Щукина. Фотобзор выставки 24-3556.jpg
Рыба какка и дерево манго. Крокодил и гангский дельфин. Миниатюры из рукописи «Бабур-наме». Северная Индия. 1590-е. Бумага, краски клеевые


Восточный музей Петра Ивановича Щукина. Фотобзор выставки 24-3856.jpg
Портрет женщины. Миниатюра, Индия, XVII в. Бумага, картон, краски клеевые, золото, живопись, аппликация. Из коллекции ГИМ


Восточный музей Петра Ивановича Щукина. Фотобзор выставки 24-3857.jpg
Купающиеся в реке Ширин. Миниатюра, Индия, XVII в. Бумага, картон, краски клеевые, золото, живопись, аппликация. Из коллекции ГИМ


Миниатюры относятся к серии Рагамала - уникального жанра, в котором иллюстрируются определённые эмоциональные состояния музыкальных ладов-раг. Рага - принцип построения мелодии в классической индийской музыке, основанный на импровизации в рамках некоего регламента. Каждая рага исполняется в определённое время суток, ассоциируется с определённым временем года или погодой, а благодаря живописи - и с определёнными человеческими чувствами или переживаниями. На первой миниатюре изображён мужчина на террасе, наблюдающий за рассветом. Следующая Рагини Биливал выражает эмоции, испытываемые в предвкушении встречи с возлюбленным. На третьей миниатюре запечатлена сцена игры влюблённых в лучах закатного солнца

Восточный музей Петра Ивановича Щукина. Фотобзор выставки 24-3858.jpg
Рагини Малава. Индия. XVIII в. Бумага, краски клеевые, белила, золотая краска


Восточный музей Петра Ивановича Щукина. Фотобзор выставки 24-3859.jpg
Рагини Биливал. Миниатюра, Индия, XVIII в. Бумага, краски клеевые, золотая краска, живопись. Из коллекции ГИМ


Восточный музей Петра Ивановича Щукина. Фотобзор выставки 24-3862.jpg
Дарбар Аурангзеба. Миниатюра. Индия, XVIII в. Бумага, краски клеевые, белила, золото, живопись. Из коллекции


Восточный музей Петра Ивановича Щукина. Фотобзор выставки 24-3923.jpg
Пир в доме Бади аз-Заман мирзы в Герате (событие 1506-1507). Миниатюра из рукописи Бабур-наме. Северная Индия, 1590-е гг. Бумага, краски клеевые, живопись. Из коллекции Музея Востока


Восточный музей Петра Ивановича Щукина. Фотобзор выставки 24-3924.jpg
Охота Бабура в долине Каттаваза (событие 1506-1508). Миниатюра из рукописи Бабур-наме, Северная индия, 1590-е гг. Бумага, краски клеевые, живопись. Из коллекции Музея Востока

Восточный музей Петра Ивановича Щукина. Фотобзор выставки 24-3385.jpg
Сосуд с крышкой и Топорик со стилетом в рукоятке. Индия, XIX в. Металл, ковка. Из коллекции ГМИ

Источники информации - материалы выставки и этикетаж, кураторский текст на стендах

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
В Самаре, Тольятти, Новокуйбышевске и Сызрани сегодня прошли  мероприятия в память о погибших в Макеевке. Супруга командующего 2-й гвардейской общевойсковой армией, глава женсовета Екатерина Колотовкина сообщила , что мероприятия инициированы региональными общественными ...
Синие океан и небо, свежий ветер и воскресенье, в которое получилось отдохнуть. Тюлени тоже отдыхают - см. у прибоя на безлюдном пляже. Над ними резвятся чайки - может в бомбометании упражняются? Бррр... вроде собирался ж отвлечься. Интересные формации у берега - лава, наверное? ...
и ещё,попросили ...
...