Восстание Масс
![топ 100 блогов](/media/images/default.jpg)
Прочитала тут книгу "Востание масс" (а с ним и "Дегуманизацию искусства") Хосе Ортеги-и-Гассета "... холодно и жестко, как хирургическим сальпелем, "препарирующего" стандаритизацию и усредненность современной культуры"
Это не я.
Это на обложке так написано:
![ÐÐ¾Ñ ÑакÑÑ ÐºÐ½Ð¸Ð¶ÐµÐ½ÑÐ¸Ñ ÑÐµÐ³Ð¾Ð´Ð½Ñ Ð·Ð°ÐºÐ¾Ð½Ñила. Та ÑÐµÐ´ÐºÐ°Ñ ÑилоÑоÑÑÐºÐ°Ñ ÐºÐ½Ð¸Ð³Ð°, Ð¾Ñ ÐºÐ¾ÑоÑой не Ñ
оÑеÑÑÑ ÑпаÑÑ, а авÑоÑа не Ñ
оÑеÑÑÑ Ð¿Ð¾Ð±Ð¸ÑÑ Ð¿Ð°Ð»ÐºÐ¾Ð¹. #книги ÐÐ¾Ñ ÑакÑÑ ÐºÐ½Ð¸Ð¶ÐµÐ½ÑÐ¸Ñ ÑÐµÐ³Ð¾Ð´Ð½Ñ Ð·Ð°ÐºÐ¾Ð½Ñила. Та ÑÐµÐ´ÐºÐ°Ñ ÑилоÑоÑÑÐºÐ°Ñ ÐºÐ½Ð¸Ð³Ð°, Ð¾Ñ ÐºÐ¾ÑоÑой не Ñ
оÑеÑÑÑ ÑпаÑÑ, а авÑоÑа не Ñ
оÑеÑÑÑ Ð¿Ð¾Ð±Ð¸ÑÑ Ð¿Ð°Ð»ÐºÐ¾Ð¹. #книги](/images/main/vosstanie-mass-6f7830.jpg?from=https://scontent.cdninstagram.com/hphotos-xfa1/t51.2885-15/e15/11094500_375548392637432_527071923_n.jpg)
У меня же создалось прямо противоположное впечатление.
Иногда кажется, что автор просто брызжет восторгом, как подросток (ну или как я, например). Мне, конечно, как человеку по жизни восторженному такая манера изложения очень близка.
И это не просто "померещилось". Он и сам говорит что-то о радости узнавания.
А, вот, нашла: «Удивление – залог понимания» и бла-бла-бла. Но
А еще автор всячески потакает своему читателю. Он говорит о том, что некая «чернь» навязывает пошлость. Сперва читаешь и думаешь: «Да-да, мой друг, ты чертовски прав. Так оно и есть. Мы такие интеллектуалы с тобой вдвоём и смотрим на этого массового человека как на говно». А потом одергиваешь себя и думаешь: «Нет, какое-то же все такие восхитительное самоупоение! Ах, это самоутверждение за чужой счет! Ну прелесть же, как он в себе уверен!»
И не смотря на всё моё только на половину шутливое упоение его манерой изложения, я хочу заметить вот что.
Я считаю, что философ, если уж он взялся писать некий труд, не имеет морального права употреблять выражения типа «то безымянное начало», когда не знает, как назвать какую-то движущую человекомили человечеством силу.
Ты, ёшкин краб, взялся писать книгу, где это самое «безымянное начало» играет не последнюю роль, и даже не удосужился придумать ему названия! Философ, блин!
Лично мне первая часть показалась интересной, потому что он говорит про ЧЕЛОВЕКА (пусть и массового). А вот во второй части он говорит про некий НАРОД, который мне до сих пор непонятен.
К таким собирательным понятиям как «любой испанец» или «все люди нашего времени» и прочая и прочая, я отношусь двояко. С одной стороны, с подозрением. Мол, не видит ли автор обобщения только одну грань реальности, ту, которая соотвествует его представлениям, напрочь игнорируя все, что не вписывается в его картину мира. Но с другой, может даже с уважением. Ведь это не так и ппросто из простых людей, которые пьют утром кофе, днём идут на работу, вечером покупают молоко в магазине, вычленить единую национальную идею, народную сущнность.
А еще вот такая мысль.
Интернет –это просто квинтессенция те самых народных масс, о которых он говорит. Поэтому книга должна быть небезынтересной для тех, кто любит понаблюдать со стороны за интернет-холиварами, например. Ну или делает это вынуждено. А пропустить их мимо себя сейчассложновато
Ну и про "Дегуманизацию искусства". Говорит товарищ Хосе о том, что искусство должно быть искусством и нести эстетику, а не человеческий посыл.
Очень здравая мысль, да. Про нее надо отдельное эссе написать, подискутировать или напротив, согласиться в нем с мертвым автором. Не зря же я так часто об этом думаю.
|
</> |