Воспоминания украинса об ужасах ГУЛАГа

Нашел забавный отрывок из книги Мыколы Михалева (пишет под псевдонимом Мыкола Конотопский) "Один на льдине". Автор - украинец, переехавший в Москву работать прорабом, в середине 60-х первый раз был осужден за взятку, отбывал один из сроков в колонии для бывших сотрудников (ибо числился внештатным осведомителем органов). В заключении сблизился с политическими (поскольку сам всегда симпатизировал украинскому национализму), восхищался Солженицыным, Буковским, Щаранским (Натаном). Пишет, что хотел уехать из СССР через фиктивный брак с еврейкой, разучивал речь на английском, чтобы произнести её западным журналистам в аэропорту Тель-Авива (ЧСВ до небес), жалел, что не знает государственных секретов. На момент написания книги уже много лет проживал в Москве с русской женой (познакомился на северах) и сыном, однако русских называет "убогими", пишет что в Москве у него "душа вянет", а в Киеве - "расцветает". Весь его пассаж про отличия Киева и Москвы цитировать не буду, ибо там чисто 282 статья. Яркий представитель, в общем.
..Куда идет этап - неизвестно. Все кругом воняет. Умыться - забудь. Мусорных бачков нет, салфетки - миф, кругом газетный, вонючий же мусор и "мусор" - конвоир.
Зека ропщут без воды и поносят конвоира. Вырывают друг у друга эту единственную на вагон алюминиевую кружку. А сопровождающий сам-то где возьмет? Запас теплой, почти горячей воды в казенном бочонке кончается вмиг. На станциях вода есть, но кто же за ней пойдет?
Зимой все то же, только со знаком минус на столбиках термометров и с лязганьем зубов в купе "вагонзаков".
О меню заключенных надо отдельные научные книги писать.
Скажу еще, что селедку хоть надо выловить где-то в морских пучинах, рассортировать, засолить, затарить. И, казалось бы, она по себестоимости дороже свиного сала. Однако по всем зонам от Украины до Крайнего Севера вплоть до бытовок были вывешены плакаты, которые гласили: "ПОЗОР САЛОЕДАМ!" Вдумайтесь только! Не убийцам и насильникам, а так называемым "салоедам". Категорически было запрещено сало и получать его в посылках не разрешалось. Масло можно, шоколад можно, а сало приравнивается к наркоте. С наркотиками - еще куда ни шло, но если тебя поймают с кусочком сала - бегом в ШИЗО или в БУР . И без разговоров. Казалось, что вот-вот за чифироварение и салоедение введут смертную казнь. Каково же нашему брату - хохлу! Я помню, как заховаю шматочек добытого правдами-неправдами сальца, и встаю ночью.
Встаю, одеваюсь, иду по морозцу в уборную и уж там-то этот шматочек съедаю с кусочком черного хлеба, натертого чесночком! Прямо на "очке" при чесночке. А в бараке, не дай Бог, заметят - сдадут по-свойски..
источник: http://www.e-reading.club/book.php?book=29145
|
</> |