Воспоминания современников о советских очередях

топ 100 блогов von_hoffmann23.04.2024
картинка


Марк Емельянов (Ленинград, 1970е-1980е):

Сравнить очередь в Ашане и очередь в советском магазине - не самое корректное сравнение. Если прийти в тот же Ашан в другое время — там пусто. Обычно очередь не превышает 10-15 минут в самое нагруженное время, за этим следят. В любом, даже самом дерьмовом Дикси висит телефон управляющего: если очередь больше 3 человек, позвоните мне. На Почте России висит телефон: если очередь больше 4 человек, сообщите. Потихоньку внедряются процессы массового обслуживания. Если чего-то нет, то нет конкретного товара, а не класса товаров — обнаружить магазин, в котором продают молоко, вообще без молока очень трудно.

В СССР покупали "вообще творог" а не вот тот, пожалуйста, обезжиренный, вот именно этой марки и этой фабрики... Нет, тут срок годности остался только 5 дней, я пожалуй возьму вот этот, тут 7.

Не больше 2-х пачек в руки! Я, блин, ребёнком в 1970е-1980-е в Питере стоял в очереди как "живая душа" в магазине, чтобы мама или бабушка могла купить чуть больше и не стоять в очереди ещё раз. Где вы сейчас видели "не больше 2-х пачек"? По акционной цене – возможно, а так - бери сколько хочешь, если в холодильник влезет и не стухнет. Люди стояли, потому что им надо купить, а если они уйдут, то им будет не купить вообще. Сейчас стоят, потому что в этот момент в магазине много народа, они набрали большую корзину и вообще 10 минут в очереди по сравнению с часом набирания в корзину разных товаров - полная ерунда.

В большой Ашан они, скорее всего приехали на собственной машине, чтобы купить много на неделю. На собственной машине, да.

Не зайти в 5 (бакалея - своя очередь, мясной - своя, хлебный - своя, молочный - своя, рыбный - ещё одна) магазинов, чтобы в каждом постоять в очереди в СССР, а приехать в большой ТЦ, где можно купить всё. Выбрать не вонючую тухлятину, а нормальную картошку (ну да, попадается не очень, но всегда есть варианты), взять, блин, круглый год свежие овощи и фрукты, не быть униженными продавцом (вас много, а я одна)... Это норма. Это пока даже ниже нормы, достаточно выехать в ближайшую Эстонию (тот же бывший СССР), чтобы сравнить обслуживание, но уже не бытовой адок, когда мама тащит "продуктовый набор" с работы (што это такое?), чтобы принести домой что-то вкусненькое. А хамство в очереди типа "вас здесь не стояло"?!

Выкинули < вставить имя товара > - это такое издевательство над населением страны, что вот чисто по ощущениям - хорошо что это осталось в прошлом.

Людмила Новикова:

Трудно даже сравнивать: когда Вы стоите в Ашане от силы 10 минут и товар уже у Вас в руках, Вы спокойны, или когда Вы стоите 2 часа и переживаете, что Вам не хватит, а в других магазинах этого нигде больше нет - это разные очереди. Когда Вы, имея талончик, ждете в поликлинике от силы 30-40 минут и точно знаете, что к врачу попадете, или когда Вы с вечера занимаете очередь за этим талончиком и стоите всю ночь и не уверены, что Вам утром он достанется, потому что могут выкинуть 10-15 штук всего - это разные очереди. Да, многие воспринимали как факт, потому что другого не знали. Но я не встречала ни одного человека, который любил бы стоять в очередях и думал, что это хорошо.

наталия белякова:

Вы опять не поняли. В СССР люди, стоя в очереди, сами делали свой выбор. Ничего в этом такого нет.

Марк Емельянов:

Нет, выбора не было. Был выбор "купить" или "не купить". Иначе вечером жрать будет нечего. Вот и всё.

наталия белякова:

Вы не правы. Чтобы есть вечером, всегда что-то было.

Марк Емельянов:

Искусственно созданный плановой экономикой дефицит не давал выбора покупателям. Да, "суповой набор", который можно было, отворотя нос, попытаться сварить, кильки в томате и морские водоросли. Всегда были в продаже.

наталия белякова:

Вы не правы. Много хороших и качественных продуктов было. Согласна, что не везде.

Марк Емельянов:

7 лет. Я стоял в очереди в Питере вместе с мамой, чтобы купить еду. Не помню конкретно именно 1980-й, но и до (мы жили в одном районе Питера, пока я не ходил в школу), и после - когда я уже ходил в школу в другом районе, я периодически стоял в очередях, когда ходил в магазин с бабушкой или мамой. Могу сюда свою маму пригласить, у неё память хорошая - она с более точными годами сможет написать. У меня была бабушка, поэтому вопрос стоял не так остро - маме не всегда приходилось что-то покупать после работы, "выкидывали" большей частью днём.

Людмила Новикова:

В том-то и дело, что в СССР не было выбора почти ни в чем. И это - одно из главных в том строе.

наталия белякова:

Не будем спорить, я не согласна. Просто потому, что мы все жили в разных условиях, в разных городах, в разных семьях. Поэтому и взгляды у нас разные.

Людмила Новикова:

Наталья, а где Вы жили? Назовите нам это прекрасное место. ☺ И годы, и если можно, хоть приблизительно, статус родителей. Потому что в спецраспределителях не было очередей, и продукты, конечно, были качественные.

наталия белякова:

СССР, дед – Адмирал, отец - Генерал. Москва. Чем и горжусь. В спецраспределители не ходили. Все было как у всех. Своим положением не кичились.

Ася Кулагина (Новосибирск, 1970е-1980е):

Да, при таких родственниках жили. И в очередях стояли только от большой скуки. А не имеющие такой родословной, стояли за всем.

Марк Емельянов:

Ну да, в закрытом городе Сосновый Бор под Питером практически всё всегда было... Как минимум, у вас была возможность покупать на рынке товары, которых не было в магазине. Сейчас на рынке товары сравнимого качества стоят даже с среднем дешевле, чем в магазине. Плюс это Москва. Я бы и Питер из статистики вычеркнул, но свидетельства говорят о том, что Питер снабжался хуже Москвы. Ещё часто район города влиял на возможности человека что-то купить. Стандартный путь советского человека, скажем уровня моих родителей (МНС и СНС) дом-работа-перерыв-работа-дом не позволял нормально обеспечить без нервов семью продуктами. Особенно, если не было неработающих членов семьи, например, здоровой бабушки. Сейчас вечером я захожу почти в любой магазин и покупаю что-то вполне съедобного качества, максимум потратив на это 10 минут на выбор товара. Этих магазинов в Москве на моём пути от метро будет штук 10, одних ВкусВиллов около метро 4 штуки. Там будет весь набор стандартных продуктов, которые я ем. Я могу купить готовую еду, которая не вызовет у меня изжоги. Я, в крайнем случае, наберу номер доставки пиццы и не останусь голодным, и это не будут намного большие деньги, чем если бы я купил синюю курицу.

Людмила Новикова:

Наталья, только сейчас прочитала, что Вы сообщили о себе. Спасибо. Я теперь лучше понимаю, как ностальгируют по СССР. Но разочарую: у Вас было совсем не как у всех. Кстати, я тоже жила в Москве. И у меня был один знакомый сын генерала, т.ч немного представляю Вашу жизнь. И в том, что Вы пишете, социальное неравенство видно очень хорошо.

Марк Емельянов:

Причём социальная - кастовое, а не имущественное. Сейчас я зарабатываю своей головой деньги. Вырваться из касты инженеров/научных сотрудников в СССР я бы не смог. То есть социальное расслоение сейчас существует, может быть даже большее чем в СССР, но возможностей по переходу между социальными слоями гораздо выше. Слово "блат" почти ушло в прошлое.

Нина Борисовна Амбарцумова (Москва, 1970е-1980е):

Я жила всю жизнь в Москве, очереди были за всем мало-мальски необходимым. Тяжёлые сумки сказались на ногах всех русских женщин, вынужденных покупать больше дефицитных товаров, если они попадались Их именно "выбрасывали", недаром была шутка - советский человек ходит в магазин, как на охоту.

Марк Емельянов:

Кстати, выкидывать продукты (несмотря на то, что у меня была бабушка-блокадница и она очень трепетно относилась к еде вообще), с наступлением "капитализма" мы стали гораздо реже. Несмотря на то, что советская привычка купить побольше, которая у меня в крови осталась, сохранилась. Не из-за долгих сроков хранения, а из-за лучшего контроля качества продуктов и хранения. Особенно это видно по овощам типа картошки и морковки. Можно поспорить про "экологичность" товаров, но я не покупаю что-то экстраординарно дорогое.

Людмила Новикова:

Если посчитать сколько часов мы провели в очередях, сколько потерянных часов из нашей жизни! Еще хорошо, когда можно было читать там, но часто даже это было невозможно.

Валерий Мещеряков (Москва):

Очень хорошо помню, как стоял ВСЮ НОЧЬ в очереди на Пушкинской ул. в Москве, чтобы оставить в магазине карточку на покупку пишущей машинки. Номера писали на руке. Через полгода я получил по почте свою открытку и стал обладателем машинки. Зато проезд в метро у нас был 5 копеек, а не как у проклятых капиталистов!

Нина Борисовна Амбарцумова:

За чаем со слоном. Я была на последнем месяце беременности, стоять было тяжело, "давали' по две пачки, никто не пропустил...
Ещё за подпиской на книги любимых писателей. На Кузнецком занимали очередь с вечера, отмечались, жгли костёр в каком-то дворике, чтобы не замёрзнуть. Это за подпиской на 4-х томник Хэмингуэя. Партийные работники покупали книги по ежемесячному списку. Чем выше должность, тем полнее список дефицитных книг. Знаю непонаслышке. Очереди в Детский мир, особенно за шубками и другой тёплой одеждой. Детский мир всегда был битком набит разными очередями. Душно, потно, полно людей, приехавших из провинции.

Инна Холодцова (Москва, 1989):

Ой, вспомнила, как стояла глубоко беременная за детским мылом. Очередь была огромная. Я стала падать в обморок. Люди засунули меня в начало очереди, я отхватила вместо 10 положенных, 20 брикетов. Была счастлива и благодарна людям.

Анна Юшкевич (Киев, 1961):

А я помню 1961-й, зима, январь ,снег... 5.30 утра. Темень и мороз. И мы с мамой бредем к хлебному магазину в полуподвале на ул. Искровской в Киеве. Занимать очередь. Мне 6 или 7 лет. И мама берет меня с собой, чтоб купить 2 батона. Тогда давали по ОДНОМУ в руки.

Нина Носырева (Новосибирск, 1960е):

То же самое помню в Новосибирске.

Любава Булгакова (Москва, 1950е):

Мне мама рассказывала, как их, троих маленьких детей, бабушка будила ночью, чтобы всем пойти занять очередь за мукой, потому что давали в одни руки ограниченно. Это были пятидесятые годы в Москве! Поэтому, от этих "можем повторить" просто в дрожь бросает!

Андрей Беляев (Москва, 1950е):

Заметьте, что тогда муку (как и яйца) "давали" только перед праздниками, а в свободной продаже их в принципе не было. Интересно, что это "давали" и перед пасхой, хотя власти пасху не признавали. О том, что будут "давать" в СМИ не объявляли, но все об этом знали, и очереди выстраивались загодя. Появлялись организаторы, чтобы бороться с теми, кого здесь не стояло. Для упорядочения очереди писали номера на ладонях химическим карандашом. И на моей ладони писали, и я был горд, что я не хуже взрослых приношу пользу семье.

Виктор Иокиранта (Пермская обл., приблизительно 1963):

Что было, то прошло, слава Всевышнему! Мы вдвоём с братом шли в сильные морозы в эту очередь, и стоять приходилось на улице. Как-то увидел на тротуаре мёртвую мышь и подумал, что она перебегала улицу и замёрзла на бегу. Родители не могли стоять в очереди - им на работу. Нас подымали и отправляли. Темно, дым подымается вверх из труб, белый снег и слышно далеко шаги. Хорошо было. Год точно не могу вспомнить, может 1963 или около этого.

Анна Юшкевич (Киев, 1960е):

Так и мы стояли НА УЛИЦЕ до открытия магазина и ещё с час-два пока продвинется очередь. Спасибо КПСС за наше счастливое детство

Anya Prigozhina-Kirby (Москва, 1980е):

Да, те куски жизни, отданные очередям...
Мне особенно запомнились «колбасные поезда» в Москву 1980-х.
Когда я студенткой ехала в субботу утром на свой факультет пединститута из Люберец на ст. Электрозаводская. Казалось бы, суббота - но влезть в утренний поезд было почти невозможно. Он был до отказа забит народом из Малаховки, Раменского, Коломны и др. городов и посёлков по Казанской линии. Мою тоску от стояния в духоте, прижавшись к чьим-то массивным округлостям, разбавляла беседа вооруженных сумками и большими надеждами домохозяек. Они, перекрикиваясь, планировали, кто и где будет занимать какую очередь, и в случае чего кто, чего и сколько будет «брать».
Тема очередённой планёрки сменялась более радужными грёзами успешности сего предприятия. Когда мои попутчицы с возбуждением и причмокиванием обсуждали лосось, глазированные сырки и торт «Ленинград». И как их Колян или Митька обиделись на них, что те чего-то им когда-то не привезли. Этот мир манящих сырков в сумках и благодарности Коляна, видимо, стоил и давки, и духоты. А лет через 30 - сожалений об утраченных грёзах.

Нина Борисовна Амбарцумова (Подмосковье):

И бесконечные тяжёлые сумки в руках. Мы снимали дом в деревне в 100 км от Москвы для родителей с маленьким нашим сыном. Пёрли туда на руках даже молоко - на поездах с пересадкой. Хлеб тоже было там не купить. Один раз арбуз везли.

Александр Щепетков (Пермь):

Меня разрывало: утром самый сладкий сон. В 8-00 открывался молочный ларек. Очередь уже была. Приходить надо раньше. Родители - на работу, старшая сестра - в школу. Вечером молока не купить. Надо брать бидон и сетку: могут привезти разливное или в пакетах, пастеризованное или восстановленное, выбор был.

Алексей Рус (г.Жданов, Украина, до 1983):

У нас молоко в бутылках до 1983 года продавалось только в больших гастрономах в центральных районах города. А в 8:00 молока УЖЕ не было.

Михаил Тырновский:

B 1982 году я записался в очередь на покупку "Жигулей". До сих пор жду.

Анастасия (Новосибирск, вторая половина 1980х):

Очереди за базовыми продуктами. Мне лет 8-10, родители отправляют в магазин постоять в очереди - чтобы купить кусок сыра (выбор вида сыра один из одного) и масла. Прихожу к магазину - там стоит серая очередь. Мне на ладони рисуют порядковый номер - трёхзначный. Кажется, я этот номер вижу на своей ладони и сейчас, спустя 30 лет.(...) Колбасы нет никакой. Иногда, как великий праздник - “выбрасывают” докторскую. Тогда люди убивают друг друга в очереди к грязному прилавку, чтобы урвать кусок докторской.

Академикам и докторам наук из Стола заказов раз в месяц можно получить продуктовый заказ. В нём - печенье, колбаса, масло и сгущёнка. Провожаю эту сетку завистливым взглядом, банка сгущёнки - это большой дефицит, пробовала её пару раз.

Татьяна Литвинова (Пятигорск, сер.1970х):

Середина 1970-х. Я школьница, живу в Пятигорске. Вот как помню. Значительная часть нашего советского детства проходила в очередях вместе с родителями. По ряду причин ребенок в очереди был очень нужен.

Во-первых, если какой-то оказавшийся в дефиците продукт вдруг появлялся в магазине. (Это называлось «выбросили». Например, «масло выбросили».) Слух об этом передавался по району из уст в уста, и в магазине быстро набегала очередь. Выстояв очередь, люди старались набрать этого продукта как можно больше, чтобы забить холодильник и подольше снова в очереди не стоять. И поэтому ребенок был нужен, чтобы помогать нести сумки. И по этой же причине в наших квартирах всегда были полные холодильники.

Во-вторых, в другом отделе магазина, возможно, тоже что-то «выбросили». Или то же самое. Очередь надо занять в двух местах, и ребенок снова нужен.

В-третьих, часто товара давали «по столько-то в одни руки», и поэтому требовалось, чтобы вторые «руки» были налицо. Помню, когда-то в дефиците оказалось мыло, и за ним выстроилась очередь длиной в два пятиэтажных дома. Давали по два куска в одни руки: кусок туалетного и кусок хозяйственного. Мы прикатили сестру в коляске, и в очереди начался спор: полагаются ли в эти «руки» два куска мыла.

В семидесятые годы то один, то другой необходимый товар оказывался в дефиците, и тогда народ начинал охоту за этим товаром. Помню, как мы везли муку из соседнего города Лермонтова (потому что у нас она исчезла, а там еще нет). Мы стояли в переполненном рейсовом автобусе и пристраивали на полу свои сумки с мукой.


Кнопка
или
Воспоминания современников о советских очередях

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Десять лет назад парикмахер Джордж Нортвуд открыл свой первый салон на Уэллс-стрит в Лондоне, сделав свою фирменную эстетику небрежной укладки доступной всем, кто заходил в его двери. Сегодня Нортвуд в честь своего юбилея подготовил 10 образов для 10 женщин, включая принцессу Олимпию ...
И многие скажут - да знаем, знаем 10\10/10! Правильно, но... ровно 20 лет назад один неизвестный ( мне) мужчина позвонил в мою дверь и больше мы не расставались. С чем я нас и поздравляю! От нашего стола вашему столу ...
Сейчас болтали с Маринкой. Она в истерике. Бойфренд доходчиво объяснил девице, что времени у нее совсем уже не осталось. А что? Часики уже тикают. Причем легкое цокание ходиков давно сменилось тревожным боем курантов, а грозит и вообще перерасти в звон погребальных колоколов. А ведь ...
слабонервным не ходить ...
Обучение баовой косметологии там где я преподавал длилось одинадцать месяцев, это вомущало, мол почему так долго....Еще одна иллюстрация о том почему косметология, это не что то безобидное про кремики, а то чему надо серьезно учится, и учится долго, а не на кратких курсах. Цитата с ...