Воспоминание Часть I. Род и племя. Семья моей матери. Продолжение.

топ 100 блогов tareeva08.02.2010  
Карловка. Лирическое отступление.

Уж коль скоро, благодаря дяде Яше мы оказались в Карловке, я хочу сказать о ней несколько слов, другого случая рассказать о ней у меня не будет. А мне это важно. Она сыграла роль в моей жизни. Она вошла в мой состав. Нас с братом и домработницей Мотей отправляли в Карловку на все лето, хотя у нас была возможность жить на «госдаче» или воспользоваться циковским детским санаторием (однажды я месяц была в таком, расскажу об этом). Но мама предпочитала для нас Карловку, потому что там кроме свежего воздуха были еще и родные люди, с которыми можно было общаться, узнавать их получше, сблизиться, а может быть и полюбить. Когда в 1937 году репрессировали отца, мама бросила дом и с нами уехала в Карловку, таким образом, спаслась от ареста, а нас с братом от помещения в детский дом для детей врагов народа. Мы пробыли в Карловке тогда год. И один учебный год проучились в Карловской средней школе. Карловка была большим селом. В центре там были дома городского типа и такие же магазины как в городе. Но главным для меня был клуб. Это было большое красивое здание. Сцена была такого размера, что на ней можно было поставить любой спектакль. Свое первое главное самое сильное театральное впечатление я получила в Карловке, а не во МХАТе на «Синей птице». Я не помню ни названия пьесы, ни автора. Сюжет был самый банальный: бедную девушку соблазняет молодой человек и бросает. Правда, я не помню, бросил ли он ее потому, что был дурным человеком, обманщиком, или помешали какие-то внешние препятствия. Скажем, родители не позволили жениться на бедной. Были там какие-то сложные перипетии сюжета. Но для меня все это не было банальностью. Для меня это было открытием – гром с ясного неба. Не знаю, был ли этот спектакль самодеятельным, или его давал какой-нибудь разъездной областной театр, но главная героиня была великая актриса. Я ей верила абсолютно и рыдала навзрыд. Взрослые, с которыми я пришла, не знали, как меня успокоить, и все время держали носовой платок у моего лица, не только для того, чтобы вытирать слезы и сопли, но и для того, чтобы хоть немного заглушить мои рыдания, на которые оглядывались. Я потом долго мечтала о такой любви, именно такой, чтобы меня соблазнили и бросили. И это для меня лучшее доказательство того, что я столкнулась с настоящим искусством. Искусство – это когда тебе хочется «туда», чтобы там не происходило. Если ты видишь картину, на которой сжигают еретика, и ты хочешь на место еретика, значит эта картина – истинное искусство. Или проще – поленовский «Московский дворик». Как хочется в него войти. В том же клубе я видела еще один спектакль, это точно была самодеятельность, что-то из украинской классики, этот спектакль мне тоже очень понравился.

В Карловке говорили на изумительно чистом и прозрачном украинском языке. Я родилась на Украине, значительную часть жизни прожила на Украине. Жила в Днепропетровске, Харькове, Киеве, Станиславе. Украинский язык – мой второй родной язык, если не первый. Но такого красивого, изысканного, произношения как в Карловке (Полтавщина) я не слышала нигде. В Киеве используют больше русизмов, и произношение более отрывистое. А как там, в Карловке, прекрасно пели. Украина вообще отличается этим. Я думаю, её вполне можно сравнить с Италией. Лирические песни ни чем не хуже неаполитанских. И высокая культура пения. Идут ночью по селу три парубка, слегка под хмельком (пьяных я там не видела ни разу) и поют на два голоса и так хорошо поют, что разбуженные ими селяне не сердятся, а улыбаются и с удовольствием слушают.

В Карловке я столкнулась с таким явлением, как украинская интеллигенция, точнее украинская сельская интеллигенция. Эти люди мне очень понравились. Они очень хорошо держались, скромно и с достоинством – приветливые, доброжелательные, прекрасно воспитанные. В «Идиоте» Достоевского генеральша Епанчина говорит: «Деликатности и достоинству само сердце учит, а не танцмейстер», так вот, здесь я убедилась в её правоте. Национальная культура оказалась утончённой культурой, полной красоты. Б. Пастернак сказал: «Мы были музыкой во льду», а эти были музыкой в музыке, потому что окружающая их среда была также музыкальна. Всё время как бы слышалась лирическая нота неизъяснимой прелести. Я любила слушать разговоры этих людей. Даже если они говорили о том, какова вишня в этом году, или какие травы, или как особенно пахнет маттиола сегодняшним вечером, верно к дождю, или о домашних животных – это были не просто бытовые разговоры, в них была какая-то глубина, всё это сливалось с природой и гармонировало с ней. Говорили, конечно, и о литературе, поэзии, театре, и о философии. У Украины есть своя философская традиция, известные философы, и у украинцев к философии есть вкус. Раз, помню я задала учителю биологии (я тогда училась в Карловке) не слишком умный вопрос. Я сказала, что вот мы поглощаем пищу, усваиваем её, а потом вдыхаем кислород, который окисляет, разрушает то, что мы усвоили. Можно было бы не вдыхать кислород, и тогда нам не нужна была бы пища. Наш учитель Павло Иванович, высокий, худой с чудесным лицом, просто ухватился за мой вопрос. Он прочёл нам маленькую, но яркую философскую лекцию о жизни и энергии, а энергия – это и есть то самое, что образуется при разрушении усваиваемого нами под воздействием кислорода.

Ну и пели, конечно. Там не пели, как в Грузии русские романсы (грузинское исполнение русских романсов – это особая тема в истории романса), а пели в основном романсы украинские. Эти романсы от народной песни отличает тонкая грань, но эта грань существует. Такая же тонкая грань, как между украинской интеллигенцией и народом. Между русской интеллигенцией и русским народом всегда существовала пропасть. Интеллигенция стояла в отчаянии на краю этой пропасти, не зная, как её преодолеть. Это распространённая тема в русской классике, одно из наиболее ярких произведений на эту тему – пьеса М. Горького «Дети солнца». Я однажды с интересом слушала Никиту Михалкова, который говорил на ту же тему, но о Грузии. Он с завистью говорил о том, как грузинская интеллигенция укоренена в своём народе, как народ её принимает. Он, конечно, искал причину того, что в России всё иначе и, конечно, искал виноватого, и предположил, что виноват Пётр I с его табелью о рангах. Мне тогда это предположение показалось смешным. Но теперь я думаю, что в этом что-то есть. Не табель о рангах, конечно, а другое. Я подумала, что у народов, не имеющих своей государственности, интеллигенция играет другую роль. Она не входит в чиновничество и бюрократию, а остаётся чистой хранительницей и носительницей национального духовного наследия, культурных ценностей. Это стало заметно, когда Грузия и Украина обрели свою государственность. Националистическая направленность Звиада Гамсахурдиа и сегодняшней Украины. Национальная интеллигенция – это звучит, это нужно и важно, но националистическая интеллигенция – это уже не интеллигенция. Интеллигент-националист - несовместимые слова. И лирическая нота захватывающей красоты стала звучать глуше. Конечно, Украина переболеет этим и станет демократической страной. Демократия и национализм несовместимы.

У старшего маминого брата Пинхуса также личная жизнь сложилась не вполне обычно. Как полагается по еврейскому обычаю, в 13 лет он был обручен с девочкой на год моложе его, ее звали Дина. Девочка была прелестная, и дети полюбили друг друга. Вырастая, девочка становилась все красивее, от нее глаз оторвать было невозможно, и, естественно, что такое сокровище не могло достаться скромному бухгалтеру, каковым был мой дядя. Дине сделал предложение крупный фабрикант. Родители ее разорвали помолвку и выдали дочь за богатого. Во время революции у нее было уже двое детей. Фабриканта расстреляли то ли красные, то ли махновцы. Мой дядя продолжал любить свою невесту, свою несбывшуюся жену. Других женщин для него просто не существовало, и он жил монахом. Только после 10 лет вдовства Дины дядя решился прийти к ней и сделать предложение. Дина приняла его. Я бывала в этой семье. Дина была уже немолодой женщиной, но красота ее не померкла. Античная камея с тяжелыми темно-золотыми волосами и изумрудно-зелеными глазами. Дядя не сводил с нее глаз и не верил своему счастью. Ее двое детей, тогда уже юноша и девушка, были до изумления на нее похожи. Сын Дины стал кадровым военным. В войну был полковником. До конца жизни моего дяди проявлял к нему внимание и заботу, как бы далеко друг от друга они не жили. В войну дядя и Дина были в эвакуации на Урале. Там Дина умерла, не знаю от чего, и дядя приехал к нам в Станислав и жил с нами. Дядя всю жизнь был бухгалтером, но в этой области добился известного успеха и положения. Внешне, по манерам и каким-то правилам жизни, которые он соблюдал, это был человек 19 века. Когда я его увидела его после войны, я поразилась. Такого человека можно было увидеть в кинофильме, поставленном по русской классике. Он внес в нашу жизнь какую-то струю, что-то, идущее «оттуда». Мне трудно это описать и трудно привести пример. Но вот хоть это. К нам заходил просить милостыню нищий старик. Я не знала, что ему подать. Давала хлеб, какую-нибудь котлету, помидоры, кусок пирога, словом, еду, какая была в доме. Наша соседка – пани Галковска меня одобряла. Говорила: «Умеет давать, умеет давать». Когда приехал дядя, отношения с нищим он взял на себя. Во-первых, он заметил, что старик приходит всегда по четвергам, я этого не замечала, во-вторых, он объяснил мне, что еда – плохая милостыня. Нищий старый больной человек и неизвестно, что ему можно есть, что нельзя. Дядя давал нищему полтинник. В четверг с утра он доставал этот полтинник и клал на свой письменный стол. Если нищий не приходил, дядя немного тревожился, полтинник продолжал лежать на своем месте. В следующий четверг дядя добавлял к нему еще один полтинник. Так что на 2 рубля в месяц в нашем доме нищий мог расщитывать, независимо от того, придёт ли он четыре раза или один. Мне почему-то виделось в таком дядином поведении что-то старомодное. 

У дяди было очень серьезное хобби, собственно цель жизни. Он создавал свою, совершенно оригинальную систему стенографии, основанную на иных принципах, чем распространенные системы. Он начал работать над ней в двадцатых годах, но потом семья и увеличившееся в связи с этим количество работы – Дина должна была жить как королева, не оставляли дяде времени для занятий его научным трудом. Поселившись с нами в Станиславе, дядя вернулся к своей системе стенографии. Не имея никаких шансов внедрить ее и даже показать стенографическому научному сообществу, он продолжал над ней работать. Работал очень много. Как бы поздно я не возвращалась домой, я видела у дяди в окне свет. Я сказала провожавшему меня другу: «Дядя не может оторваться от работы». Мой друг обиделся за дядю, услышав в моем голосе ироническую интонацию. Он сказал: «Ничего смешного здесь нет. На это способны только избранные». Когда мама обменяла свой домик с садом в Станиславе на комнату в коммуналке в Москве, чтобы быть ближе к детям и внукам (моей семье и семье моего брата) у моего дяди появилась возможность встретиться с зубрами нашей стенографии и показать им свою систему. Она многих поразила. Я читала и восторженные отзывы и серьезный анализ этой системы. Сейчас дядина книга хранится в Ленинской библиотеке (теперь РГБ).
?

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Кого из молодежи не доставали родственники словами: - Ну когда же ты, наконец, женишься, родной! Вот и мальчик из числа племянников рассказывал такое, что на очередной свадьбе родни говорили ему: - Наконец-то, ты следующий, родной! В смысле женитьбы. А племянник надоедливым тетушкам на ...
Ну, что блогеры Инновационно Общественно Политическая Тоталитарная Секта 17 ВАГОН всегда исполняет свои обещания, так, что вот, уведомление о проведении пикета компании SUP подано в префектуру ЦАО. Для тех кто не в теме и не в курсе вот сабж почему зачем и как. Пост намбер ван и пост ...
Сегодня мой хороший знакомый загрузил в ютуб ролик, в котором он общается с представителем ГИБДД г.Чапаевска, а именно знаменитым на весь город инспектором Пучковым Н.Г. Знаменит он в первую очередь тем, что когда то лишил собственного отца прав. Далее он стремительно начинает двигаться по ...
Временный пост. Итак, чел признался, что он на жаловании. Думаю, у укросми. Сара, не фертите за*** ))) Вы написали, что где-то ложь. Конкретно. Мне аж интересно, а то понимаю, что Вы из разряда "наших майданутых" и ничего не хотите видеть или Вам платят, что бы Вы писали в стиле - "все х ...
По просьбе нашего глубокоуважаемого коллеги из мирного города Киев vico_din , который всячески призывал сохранить и приумножить культурное наследие ныне покинутого многими из нас сообщества {censored}, начинаем эксперимент. Кстати, его суть ясна из несколько измененного ...