
«Восьмидесятые»: вторая часть Мерлезонского балета.


...1980-е - одна из любимых тем, ибо на экране - моё поколение, разве что чуть постарше - буквально на пару лет. Надо отметить, что создание атмосферы эпохи - непосильная задача для современных киношников. Что бы они ни брали, у них всё равно получаются либо «Менты», либо «Воронины», либо ещё какая-нибудь «Даёшь молодёжь!». А там уже неважно, какими кринолинами трясут в кадре, потому что время не считывается и не ощущается. Можно соорудить кринолин, можно даже современную актрису научить держать веер или, как в случае с 1980-ми, правильно дышать при заветном слове «квартирник», но увы, невозможно воссоздать дух времени. Почему? Потому что...авторы глумятся, а когда к прошлому относишься с насмешкой, оно выходит кривым, косым и чуждым. Так и с 1980-ми в одноимённом сериале.
В своё время я много раз писала, что у разных людей - свой СССР. И эти реальности совершенно не пересекаются - у меня было прекрасное детство, а у какого-нибудь колбасо-страдальца (sic!) - мир, полный ночных кошмаров. Для одного человека приём в пионеры запомнился, как волнующее событие, для другого - как удушение красной тряпкой и попрание личных свобод. Но вернёмся к сериалу «Восьмидесятые». Перед нами - тот самый классический Совок из мира обиженных - со всеми заморочками и микро-армагеддонами. Очень полные женщины, работающие на автобазе, кушают майонез ложками, мечтают, при этом, быть похожими на Алфёрову, а их мужики - неумные, поюзанные жизнью подкаблучники в майках-алкоголичках - любят бухнуть и произнести какую-нибудь очередную глупость. В этом мире смысл бытия - доставание живого карпа (из-под прилавка, по знакомству) и новая дермаНтиновая дверь.

Жизнь удалась! Актёрскую игру ругать не буду - Мария Аронова и все «старики» играют хорошо, потому что это тот случай, когда «талант не пропьёшь». Разве что развернуться им негде - острохарактерныые артисты отрабатывают задумку авторов, лепят «Счастливых вместе», но в декорациях условных-восьмидесятых. А задумка проста - привлечь к телеэкранам поколение сорокалетних. СТС на сегодняшний день - не самый интересный канал (мягко говоря) и подобный проект способен хотя бы на несколько вечеров приковать к экранам старшее поколение. Мол, у молодёжи есть свои бугагашечки, у бабушек - свои 300 серий про любовь. А вот зрелый возраст, увы, не охвачен - не всё же им полицейские стрелялки смотреть! Да, то самое, лучшее из возможных, поколение, которое кобасилось под heavy metal, потому что это было модно и остро, имело сложные отношения с люберами и приклеивало на стены общежитий фотографии Саманты нашей Фокс.
То есть герои уже не так важны, ибо сорокалетний юрисконсульт, до сих пор помнящий свои кассеты AGFA и двухкассетный Sharp-ёнок, желает погружения в эпоху. Подайте мне атмосферку перестроечной тусовки на Арбате и всё тут! Где мои 17 лет?! - спрашивает сорокалетка, глядя на то, как Ефремов-внук в роли парня-рокера делает интересный сплав из БГ и Цоя. Остальная актёрствующая молодёжь просто говорит текст, как это обычно бывает в ситкомах про весёлое и сексуально-озадаченное студенчество. Но увы - создаётся стойкое ощущение, что сериал снят не у нас... Ну, вот если бы американцы решили сделать историческое кино про mother-Russia, но не о временах Пушкина (с круглогодичной метелью и усатыми гусарами), а про недавнюю эпоху, то у них бы получилось примерно такое. Создатели не чувствуют не только прошлое, но, кажется, и свою страну.

Она получается чужая, как из параллельной реальности, если таковая, конечно же, существует. Зато нет недостатка в подколках. Подкалывают не кого-то конкретного, а этакий коллективный, очень глупый Совок, сборище неандертальцев с Острова Невезения. В первой же серии фоном звучит голос главного героя. Нам сообщают, что дядя Коля привёз папе новый одеколон, и папа полгода душился дезодорантом для туалета. В памяти возникают хрестоматийные ночнушки, которые «тупые жёны» советских дипломатов (как вариант - офицеров), якобы, скупили в западных магазинах, чтобы потом блистать на посольских (на гарнизонных) приёмах-танцульках. Понимаю - байка, шутка. Да, ситком. Но нам дают понять, что человек системы «совок», в принципе, не знал, чем отличаются одеколоны от сортирных дезодорантов. А ещё прозвучал вечный тезис об отсутствии секса в СССР! Два престарелых братца вспоминают, как один из них в первую брачную ночь звонил каждыые пять минут, ибо не знал, что делать.
Вот уж неумно, ибо в этом-то нехитром деле все догадываются - инстинкт. Даже в качестве анекдота не забавно. Но зато сие закрепляет основное знание о советской дремучести - эх, в этом СССР-е даже мужики иной раз не вполне знали, чем, куда и как. Особо радуют девушки в кадре. Кроме сексапильной, свободненькой и загранично-упакованной Инги, девчонки выглядят полнейшими лохушками. Маша и Катя - не особо умны, точнее неумны вовсе, ужасающе одеты и с восторженным видом говорят всякие глупости. Активистка Маша создаёт безумный (точне - кошмарный) наряд по выкройкам из журнала «Крестьянка» и горит синим пламенем на общественных работах. Катя - просто задорная дурочка, влюблённая в главного героя - Ваню. Но сердце Вани принадлежит, разумеется, шикарной Инге, которая цинична, свободна и совершенно не-совкова. В общем, продюсер и авторы хотели убить сразу двух зайцев - привлечь сорокалетнего зрителя и - в очередной раз посмеяться над ужасной советской жизнью. На самом же деле, надо не бегать за зайцами, а уважать того, для кого работаешь.