ВОСКРЕСНЫЙ ОБЕД И КИНО. ТЫ И Я (1971)
![топ 100 блогов](/media/images/default.jpg)
![ВОСКРЕСНЫЙ ОБЕД И КИНО. ТЫ И Я (1971) ВОСКРЕСНЫЙ ОБЕД И КИНО. ТЫ И Я (1971)](/images/main/voskresniy-obed-i-kino-ti-i-ya-1971-2c6233.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/cambria_1919/71569016/2397934/2397934_900.jpg)
Множество советских фильмов годами без конца гоняют по ТВ.
Они засмотрены до дыр, выучены наизусть, выцвели и страшно приелись от бесконечного употребления.
Но не этот.
Даже приличного качества кадров из него в Сети не найти.
Да и неприличного качества скриншотов мало; да и те не самые выразительные.
Казалось бы, почему?
Ведь это кино - создание крупнейших мастеров.
Сами судите.
Ныне это сплошь и бесспорно классики.
Сценарист Геннадий Шпаликов.
Режиссёр Лариса Шепитько.
Композитор Альфред Шнитке.
Кутюрье Вячеслав Зайцев.
Мало громких имён?
Ещё оператор Александр Княжинский, друг Шпаликова; он позже снимал "Сталкера" Тарковского.
Но не было у этого фильма ни заметного успеха (разве что на Венецианском кинофестивале, но кино-то не про итальянцев), ни громкого провала.
Ни хотя бы всколыхнувшего публику скандала.
Странно. Необъяснимо.
Или само это кино странное?
Многим так кажется.
Умели же советские художники делать гадкие постеры к фильмам.
Кто захочет такое смотреть:
![ВОСКРЕСНЫЙ ОБЕД И КИНО. ТЫ И Я (1971) ВОСКРЕСНЫЙ ОБЕД И КИНО. ТЫ И Я (1971)](/images/main/voskresniy-obed-i-kino-ti-i-ya-1971-bf2785.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/cambria_1919/71569016/2398043/2398043_900.jpg)
А что, если бы это кино называлось не безлико – "Ты и я", а так, как задумал Шпаликов – "Те, что пляшут и поют по дорогам"?
Он хотел написать о "молодости и бесконечности жизни", он это отлично умел:
![ВОСКРЕСНЫЙ ОБЕД И КИНО. ТЫ И Я (1971) ВОСКРЕСНЫЙ ОБЕД И КИНО. ТЫ И Я (1971)](/images/main/voskresniy-obed-i-kino-ti-i-ya-1971-a2bf29.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/cambria_1919/71569016/2398330/2398330_900.jpg)
А вышло напротив, про пресловутый средний возраст.
Который постепенно закрывает перед человеком одну дверь за другой (в юности их – открытых - было без числа!)
И мир тут же перестаёт быть бесконечным и неистребимо радостным.
Сюжет прост и демонстративно условен.
Два друга-нейрохирурга занимаются проблемами мозга, экспериментируя на собаках по методу академика Павлова (о качестве кадров предупреждала!):
![ВОСКРЕСНЫЙ ОБЕД И КИНО. ТЫ И Я (1971) ВОСКРЕСНЫЙ ОБЕД И КИНО. ТЫ И Я (1971)](/images/main/voskresniy-obed-i-kino-ti-i-ya-1971-e18c6e.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/cambria_1919/71569016/2398684/2398684_900.jpg)
Но внезапно Пётр, более талантливый – и при этом красавец с пшеничными бровями (Леонид Дьячков) – бросает науку ради престижного места врача в посольстве СССР в Швеции:
![ВОСКРЕСНЫЙ ОБЕД И КИНО. ТЫ И Я (1971) ВОСКРЕСНЫЙ ОБЕД И КИНО. ТЫ И Я (1971)](/images/main/voskresniy-obed-i-kino-ti-i-ya-1971-5db604.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/cambria_1919/71569016/2398871/2398871_900.jpg)
И как это его после собак призвали к дипломатам?
Руку к такому повороту судьбы приложила жена Петра, сногсшибательная красавица и модница Катя (Алла Демидова).
В неё влюблены и оба нейрохирурга, и вообще все вокруг:
![ВОСКРЕСНЫЙ ОБЕД И КИНО. ТЫ И Я (1971) ВОСКРЕСНЫЙ ОБЕД И КИНО. ТЫ И Я (1971)](/images/main/voskresniy-obed-i-kino-ti-i-ya-1971-512196.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/cambria_1919/71569016/2399042/2399042_900.jpg)
Второй влюблённый друг, Саша (Юрий Визбор) – по иронии судьбы он тоже с пшеничными бровями - из науки уходит в чиновничий мир и преуспевает.
Хотя какая карьера может быть у такого тюхи:
![ВОСКРЕСНЫЙ ОБЕД И КИНО. ТЫ И Я (1971) ВОСКРЕСНЫЙ ОБЕД И КИНО. ТЫ И Я (1971)](/images/main/voskresniy-obed-i-kino-ti-i-ya-1971-766070.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/cambria_1919/71569016/2399256/2399256_900.jpg)
Но скоро мятущийся Пётр не выдерживает скуки шведской жизни и ужаса собственной профессиональной деградации.
И сбегает в Москву.
Вы думаете, он возвращается в науку?
Ничуть не бывало. Это же герой Шпаликова!
Он уходит "в народ", в никуда, в неведомую даль.
То есть садится в первый попавшийся поезд.
Без чемодана и, кажется, без документов (тогда, кажется, в поезд так можно было).
А на какой-то маленькой станции вообще пленяется красавицей-незнакомкой:
![ВОСКРЕСНЫЙ ОБЕД И КИНО. ТЫ И Я (1971) ВОСКРЕСНЫЙ ОБЕД И КИНО. ТЫ И Я (1971)](/images/main/voskresniy-obed-i-kino-ti-i-ya-1971-3cf5ac.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/cambria_1919/71569016/2399518/2399518_900.jpg)
И вот прямо в своём шведском костюме с галстуком оказывается в странной теплушке, в компании крутых неведомых работяг:
![ВОСКРЕСНЫЙ ОБЕД И КИНО. ТЫ И Я (1971) ВОСКРЕСНЫЙ ОБЕД И КИНО. ТЫ И Я (1971)](/images/main/voskresniy-obed-i-kino-ti-i-ya-1971-5cd781.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/cambria_1919/71569016/2399831/2399831_900.jpg)
Он вообще склонен, сломя голову, устремляться за красавицами – хоть в Швецию, хотя за Полярный круг:
![ВОСКРЕСНЫЙ ОБЕД И КИНО. ТЫ И Я (1971) ВОСКРЕСНЫЙ ОБЕД И КИНО. ТЫ И Я (1971)](/images/main/voskresniy-obed-i-kino-ti-i-ya-1971-7c346a.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/cambria_1919/71569016/2400039/2400039_900.jpg)
И начинаются его приключения в огромной и неведомой стране, где живут неизвестные ему люди.
Народ простой и открытый:
![ВОСКРЕСНЫЙ ОБЕД И КИНО. ТЫ И Я (1971) ВОСКРЕСНЫЙ ОБЕД И КИНО. ТЫ И Я (1971)](/images/main/voskresniy-obed-i-kino-ti-i-ya-1971-4f93cc.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/cambria_1919/71569016/2400344/2400344_900.jpg)
Новые друзья-лётчики:
![ВОСКРЕСНЫЙ ОБЕД И КИНО. ТЫ И Я (1971) ВОСКРЕСНЫЙ ОБЕД И КИНО. ТЫ И Я (1971)](/images/main/voskresniy-obed-i-kino-ti-i-ya-1971-1f3fe9.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/cambria_1919/71569016/2400728/2400728_900.jpg)
Тут строится тут что-то огромное и могучее, и очень нужны врачи.
Бывший посольский доктор становится рядовым врачом общей практики:
![ВОСКРЕСНЫЙ ОБЕД И КИНО. ТЫ И Я (1971) ВОСКРЕСНЫЙ ОБЕД И КИНО. ТЫ И Я (1971)](/images/main/voskresniy-obed-i-kino-ti-i-ya-1971-7886de.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/cambria_1919/71569016/2401006/2401006_900.jpg)
А позже перебирается в районную больницу:
![ВОСКРЕСНЫЙ ОБЕД И КИНО. ТЫ И Я (1971) ВОСКРЕСНЫЙ ОБЕД И КИНО. ТЫ И Я (1971)](/images/main/voskresniy-obed-i-kino-ti-i-ya-1971-05b286.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/cambria_1919/71569016/2401152/2401152_900.jpg)
Сменяются в его жизни ландшафты, люди, мелькают времена года.
А в Москве вечный день сурка.
Всегда то ли поздняя весна, то ли ранняя осень.
Всегда Катя в вечном жёлтом беретике звонит непонятно куда, так как хочет вернуть блудного мужа в Швецию:
![ВОСКРЕСНЫЙ ОБЕД И КИНО. ТЫ И Я (1971) ВОСКРЕСНЫЙ ОБЕД И КИНО. ТЫ И Я (1971)](/images/main/voskresniy-obed-i-kino-ti-i-ya-1971-d83e66.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/cambria_1919/71569016/2401427/2401427_900.jpg)
А бедный Саша всё так же пытается завоевать расположение загадочной красавицы:
![ВОСКРЕСНЫЙ ОБЕД И КИНО. ТЫ И Я (1971) ВОСКРЕСНЫЙ ОБЕД И КИНО. ТЫ И Я (1971)](/images/main/voskresniy-obed-i-kino-ti-i-ya-1971-30fce2.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/cambria_1919/71569016/2401642/2401642_900.jpg)
И всё никак это у него не получается:
![ВОСКРЕСНЫЙ ОБЕД И КИНО. ТЫ И Я (1971) ВОСКРЕСНЫЙ ОБЕД И КИНО. ТЫ И Я (1971)](/images/main/voskresniy-obed-i-kino-ti-i-ya-1971-d0957f.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/cambria_1919/71569016/2401852/2401852_900.jpg)
Вообще-то Катю должна была играть и долго репетировала Белла Ахмадулина.
Роль написана для неё:
![ВОСКРЕСНЫЙ ОБЕД И КИНО. ТЫ И Я (1971) ВОСКРЕСНЫЙ ОБЕД И КИНО. ТЫ И Я (1971)](/images/main/voskresniy-obed-i-kino-ti-i-ya-1971-e6485d.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/cambria_1919/71569016/2402136/2402136_900.jpg)
Быть может, её единственность и непохожесть ни на кого смогли бы убедить, что ради такой женщины можно бросить дело жизни и укатить в Швецию.
Или совершать безумные поступки.
Как Саша, который ринулся на арену цирка, куда клоун призвал туда "настоящего мужчину":
![ВОСКРЕСНЫЙ ОБЕД И КИНО. ТЫ И Я (1971) ВОСКРЕСНЫЙ ОБЕД И КИНО. ТЫ И Я (1971)](/images/main/voskresniy-obed-i-kino-ti-i-ya-1971-6bfc8f.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/cambria_1919/71569016/2402474/2402474_900.jpg)
Но с Ахмадулиной не сложилось.
Алла Демидова согласилась заменить её буквально на ходу, в один вечер.
И сделала всё, что в её средствах:
![ВОСКРЕСНЫЙ ОБЕД И КИНО. ТЫ И Я (1971) ВОСКРЕСНЫЙ ОБЕД И КИНО. ТЫ И Я (1971)](/images/main/voskresniy-obed-i-kino-ti-i-ya-1971-928f21.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/cambria_1919/71569016/2402807/2402807_900.jpg)
Но она часть того, что странным образом не даёт сладиться фильму, который обещал быть замечательным.
При таких-то исходных позициях, при таком-то созвездии талантов!
Но что-то в нём мучительно диссонирует.
Фонит.
Что именно?
Ведь Шпаликов и Шепитько очень хотели снять это кино.
Шепитько сражалась за сценарий во всех инстанциях:
![ВОСКРЕСНЫЙ ОБЕД И КИНО. ТЫ И Я (1971) ВОСКРЕСНЫЙ ОБЕД И КИНО. ТЫ И Я (1971)](/images/main/voskresniy-obed-i-kino-ti-i-ya-1971-16b0b6.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/cambria_1919/71569016/2402975/2402975_900.jpg)
Духовно, по согласному ощущению своего времени как эпохи "морального беспокойства" Шпаликов и Шепитько были очень близки.
Но эстетически противопоказаны друг другу?
Летучие сумасшедшие сюжеты Шпаликова прямо на глазах теряют имрессионистическую зыбкость, изящество, лёгкое дыхание.
И становятся почти абсурдом.
Почти нелепостью.
Почему?
Потому что сталкиваются с напряжённой определённостью стиля Ларисы Шепитько?
И не выдерживают такого яростно серьёзного отношения к себе?
Всё же здесь много того, на что стоит посмотреть.
Те, кто смотрит в основном на актёров, увидят даже в крошечных эпизодиках на пару секунд знаменитые тогда лица.
Олег Ефремов:
![ВОСКРЕСНЫЙ ОБЕД И КИНО. ТЫ И Я (1971) ВОСКРЕСНЫЙ ОБЕД И КИНО. ТЫ И Я (1971)](/images/main/voskresniy-obed-i-kino-ti-i-ya-1971-b2ba0b.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/cambria_1919/71569016/2403103/2403103_900.jpg)
Александр Ширвиндт:
![ВОСКРЕСНЫЙ ОБЕД И КИНО. ТЫ И Я (1971) ВОСКРЕСНЫЙ ОБЕД И КИНО. ТЫ И Я (1971)](/images/main/voskresniy-obed-i-kino-ti-i-ya-1971-2e9190.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/cambria_1919/71569016/2403814/2403814_900.jpg)
Хоккеист Анатолий Фирсов:
![ВОСКРЕСНЫЙ ОБЕД И КИНО. ТЫ И Я (1971) ВОСКРЕСНЫЙ ОБЕД И КИНО. ТЫ И Я (1971)](/images/main/voskresniy-obed-i-kino-ti-i-ya-1971-9ec7b7.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/cambria_1919/71569016/2403914/2403914_900.jpg)
Молоденькая Наталья Бондарчук в заметной роли суицидницы – простой девчонки из вагончика строителей:
![ВОСКРЕСНЫЙ ОБЕД И КИНО. ТЫ И Я (1971) ВОСКРЕСНЫЙ ОБЕД И КИНО. ТЫ И Я (1971)](/images/main/voskresniy-obed-i-kino-ti-i-ya-1971-f86ca4.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/cambria_1919/71569016/2404203/2404203_900.jpg)
Девчонка не хочет жить из-за какого-то корявого то ли Лёшки, то ли Генки.
И вдруг ближе к финалу видим её в шикарной дублёнке, весело хиппующей в разудалой компании и распевающей что-то из Битлз:
![ВОСКРЕСНЫЙ ОБЕД И КИНО. ТЫ И Я (1971) ВОСКРЕСНЫЙ ОБЕД И КИНО. ТЫ И Я (1971)](/images/main/voskresniy-obed-i-kino-ti-i-ya-1971-0f71f5.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/cambria_1919/71569016/2404582/2404582_900.jpg)
Такие таинственные нервные особы были тогда специализацией актрисы (то ли в то же время, то ли чуть раньше снимался "Солярис" Тарковского).
Люди Севера у Шепитько невероятны и экзотичны, как какие-нибудь Чингачгуки.
Север снимался в Игарке и в Снежногорске, где строилась тогда Хантайская ГЭС.
В суровом стиле снимался.
Именно эти сцены меня поразили больше всего.
Шепитько решила их как странную мистерию, в которой участвует природа, массы людей и каждый отдельный человек со своей отдельной судьбой.
Хороших скриншотов этого всего, увы, нет, всюду только мордочки актёров.
Но есть фотки со съёмок, где видно, с какой самоотверженностью и страстью работала Шепитько (это она в платке и тёмных очках):
![ВОСКРЕСНЫЙ ОБЕД И КИНО. ТЫ И Я (1971) ВОСКРЕСНЫЙ ОБЕД И КИНО. ТЫ И Я (1971)](/images/main/voskresniy-obed-i-kino-ti-i-ya-1971-7d96d0.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/cambria_1919/71569016/2404792/2404792_900.jpg)
Вот не зря позже она взялась за "Прощание с Матёрой" Распутина.
А в этом фильме, который не очень поняли зрители, для персонажей двери закрывались, а для Шепитько только открылись.
Двери в трагедию, в горькую правду, в пронзительную символику.
Тут уже возникают знаменитые типажи Шепитько, отсылающие к библейским сюжетам:
![ВОСКРЕСНЫЙ ОБЕД И КИНО. ТЫ И Я (1971) ВОСКРЕСНЫЙ ОБЕД И КИНО. ТЫ И Я (1971)](/images/main/voskresniy-obed-i-kino-ti-i-ya-1971-7e1780.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/cambria_1919/71569016/2405044/2405044_900.jpg)
Знаменитые крупные планы:
![ВОСКРЕСНЫЙ ОБЕД И КИНО. ТЫ И Я (1971) ВОСКРЕСНЫЙ ОБЕД И КИНО. ТЫ И Я (1971)](/images/main/voskresniy-obed-i-kino-ti-i-ya-1971-edd78e.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/cambria_1919/71569016/2405304/2405304_900.jpg)
Главный её фильм впереди, а этот – "роман о несбывшемся".
Шпаликову было труднее, у него потом так и не сбылось ничего.
И он писал:
Говорят о чём киты,
Воробьи, синицы?
Отчего мне «Я и ты»
Продолжают
сниться?
|
</> |