НАШЕ ВСЁ-ВСЁ-ВСЁ


Нечего и сомневаться, что Пушкин – самый часто изображаемый русский человек.
Любят его художники.
Ещё бы: во-первых, стоит зрителю увидеть курчавые бакенбарды, он уже точно знает, кто перед ним.
Даже если всё прочее, что называется, от балды.
Во-вторых, Пушкина любят или хотя бы знают по школьным урокам абсолютно все.
Потому картин про Пушкина написано неисчислимо.
Есть великолепные, есть ужасные, есть ни то, ни сё.
По картинам этим легко понять, каким же мы Пушкина видим, что о нём знаем и как к нему относимся.
Дальше будет много всякого интересного про него.
Главное, мы в самом деле узнаём его. Даже со спины.
Так часто видели его буквально во всяких видах:

И ещё знаем, что он арап.
Потому как он и сам любил очень напоминать о своём предке, арапе Петра Великого.
С гордой фамилией Ганнибал.
Что арап был женат на чистокровной немке, так что немецкого в Пушкине ничуть было не меньше, чем арапского (не говоря уж о русском), как-то неинтересно.
Потому ещё К. Сомов таким Пушкина представлял – черноглазым смугляком с очень странной причёсочкой:

Теперь и вовсе можно так:

Жизнь Пушкина была пестра и непроста, но художники за всё подряд благоразумно не берутся.
Есть несколько любимых тем, которые перепеваются бесконечно.
Что за темы?
Те же, что в школе.
Какие там были параграфы в учебнике?
"Пушкин - певец природы", 6 класс.
Но зато такое можно писать бесконечно.
Картины о Пушкине вообще-то начали создавать ещё в XIX веке.
Начал это дело, судя по всему, романтик моря Иван Айвазовский.
Его вдохновили стихи Пушкина "К морю", и он изобразил поэта скромно сидящим на берегу:

Поскольку в изображении фигур Айвазовский был не так силён, как в живописании водной стихии, он привлёк к работе Илью Репина.
Чтобы тот занялся Пушкиным. А Айвазовский отвечал бы за море.
По такому принципу и Шишкин пригласил Савицкого написать мишек в сосновом лесу.
Репин отнёсся к задаче со всем своим энтузиазмом - и склонностью к мелодраме.
Потому его Пушкин не сидел больше спокойно на камушке, а, сорвав с головы шляпу, громко пел песнь:

Тут, кажется, снова море? Или пыльная буря?

Современная вариация на тему "Пушкин на камне читает стишок":

Но всё-таки Пушкина на лоне родной северной природы встретить можно куда чаще.
Вот он летом - естественно, в Летнем саду.
И "надев широкий боливар" (надеюсь, на голове у него боливар).
Читает ярко-голубую книжечку:

Вот он зимой в деревне, уже не в боливаре, а в чём-то крайне странном на голове:

Вот он тоже зимой. И опять на скамейке.
Рядом, надо думать, Натали:

Если Пушкин всё-таки в пальто, то его супруга скинула шубу и сидит просто в платье.
И с зонтиком от солнца.
Сторонница ЗОЖ и закаливания?
Но, конечно, больше всего картин про осень.
Ведь это любимое время года поэта:
Легко и радостно играет в сердце кровь,
Желания кипят – я снова счастлив, молод,
Я снова жизни полн…
А вот тут засада.
Если Пушкин осенью бывал бодр, весел и счастлив, то художникам наоборот, осенью плохо.
Тоскливо, зябко и скучно.
На этюдах они простужаются, в пасмурную погоду их клонит в сон.
Потому и Пушкин осенью у них на картинах обязательно если не крайне несчастен:

Если не на грани депрессии:

То имеет очень кислый вид и красный нос:

Здесь, правда, он повеселее, зато с загадочным вещмешком за спиной:

Тут уж вообще не знаю, что с ним происходит:

И цилиндр куда деть в лесу, поэту непонятно.
Носить на голове неохота, а бросить жалко:

Конечно, осенний прилив творческих сил изобразить сложно: всего-навсего сидит человек и пишет.
Ведь всякий может сидеть и писать.
Чего тут живописного.
Поэт, наверное, делает это как-то иначе?
Например, постучав по лбу, записывает полученное где попало и не глядя:

Но очень страдает при этом, а свечи ничего не освещают:

Так что "выпьем, няня, где же кружка". Или крынка:

Для рассеяния депрессивного настроя пусть тут будет наивный старинный фантик с няней:

И картина - тоже с няней и с Пушкиным на печи:

Пушкин любил посмеяться, но на картинах всегда мрачен.
Правда, вот тут всё-таки смеётся.
Правда, над каким-то священнослужителем. Нехорошо. Зато как миловиден:

В гостях у соседей.
Он тут тоже в довольно хорошем настроении и в необыкновенных штанишках с пуговичками:

Однако куда живописнее всякой деревни столичная жизнь.
Там ведь все такие нарядные.
Потому существует море картин о Пушкине в большом свете.
Где он встречается с разными знаменитыми современниками.
Скажем, гуляет за ручку с Адамом Мицкевичем:

Основательно растолстев, добродушно слушает Гоголя:

Впадает в экстаз в обществе мелких и чахлых Жуковского и Брюллова:

Но, конечно, больше всего художники любят изображать Пушкина с женой.
В этом они идут в ногу с популярным литературным натальеведением и дантесоведением, которые иногда прямо таки заглушают пушкинистику.
Но вот беда: никак не получается у мастеров кисти Наталья Николаевна!
Хотя и портретов её сохранилось достаточно, и всем известно, что была она – по общему признанию современников – редкостной красавицей.
Однако на картинах она совсем на себя не похожа.
И собой нехороша, и одета безобразно, и талия толстая, и руки, как у тестомеса:

Да и Пушкин обычно выглядит при ней ещё "страньше", чем осенью в лесу.
Наталье Николаевне (предполагается, что она в палевом платье) представляют картонный макет А.С Пушкина:

А здесь Пушкин собирается наброситься на кого-то (Николая I?) так агрессивно, что даже статуе неудобно на это глядеть:

Пушкин пропихивает Наталью Николаевну в высший свет, где её ждёт большой успех:

Пушкин передвигается по залу коньковым ходом:

Есть и трогательные семейные сцены – вот тут Пушкины снова на природе зимой.
Хотя в такие зрелые годы Наталья Николаевна давно была уже за Ланским:

Наталья Николаевна в том же солидном возрасте:

Не всегда всё так элегично.
Весёлая Наталья Николаевна отвлекает поэта от написания художественных произведений:

Вообще у художников-примитивистов светская жизнь получается много занимательней и разнообразнее, чем у профессионалов.
Вот этот бал мне очень нравится – тут и Пушкин с рюмочкой, и император с рюмочкой, и Дантес нагло целует ручку Натальи Николаевны, отставив зад:

Примерно то же от профессионала.
То есть те же персонажи, только без рюмочек, плюс и Крылов, и Вяземский, и Геккерн, и кого-кого нет.
Но эта физиономия Пушкина… Чтобы не сказать рожа...

А ведь всё это лица любви!
Любовь бывает и наивной, и странной, и комичной, и утомительной.
Но вот любят Пушкина, и всё тут.
Наверняка и сейчас какой-нибудь художник сидит в мастерской и изображает любимого поэта.
Цветаева первая заявила "Мой Пушкин" - и с тех пор он такой.
Для каждого "мой". Всякий разный.
И пусть.
От него не убудет.
|
</> |