ВОСКРЕСНЫЙ ОБЕД И КИНО. НАД ОБРЫВОМ (2021)

топ 100 блогов cambria_191901.07.2024 ВОСКРЕСНЫЙ ОБЕД И КИНО. НАД ОБРЫВОМ (2021)









Захотелось вдруг посмотреть китайский фильм. Недавний.
Но чтобы кино было не сказочное, не про принцесс, драконов и императоров – такого много теперь.
И не колониальный товар из Гонконга.


И вот шпионский триллер.
Китайский ретро нуар.
Жестокая история с выстрелами, погонями, смертью за каждым углом.


И никаких драконов!

Название фильма перевели на разные языки по-всякому.
По-русски получилось "Над обрывом".


По-французски – "Тупик":


ВОСКРЕСНЫЙ ОБЕД И КИНО. НАД ОБРЫВОМ (2021)










По-английски – "Идущие по скалам":


ВОСКРЕСНЫЙ ОБЕД И КИНО. НАД ОБРЫВОМ (2021)










По постерам уже понятно, что будет очень горячо, хотя дело происходит зимой.
Так и оказалось.


Завязка сюжета для шпионского фильма самая традиционная, но сразу бьющая по нервам.

Начало 1930-х.
В Маньчжоу-го – марионеточное государство под началом Японии – заброшены четыре парашютиста-подпольщика:



ВОСКРЕСНЫЙ ОБЕД И КИНО. НАД ОБРЫВОМ (2021)











Заброшены они из СССР.
У них и яд в коробочке (на случай провала) называется Зарница, и привозят они с собой вино из Омска, и знают, как по-русски будет "Пролетарии всех стран соединяйтесь!"


Их операция называется тоже по-русски – "Утро" или как-то так:


ВОСКРЕСНЫЙ ОБЕД И КИНО. НАД ОБРЫВОМ (2021)











Итак, операция "Утро", хотя китайцам крайне трудно произносить звук Р (не зря они нашего путешественника Пржевальского звали Пилисиливалики):


ВОСКРЕСНЫЙ ОБЕД И КИНО. НАД ОБРЫВОМ (2021)










Цель операции – типичный макгаффин, как у Хичкока (это же триллер!)

То есть это то, что всем очень нужно, но что это и как достать, не очень ясно.


Похоже, герои должны вывезти из страны единственного оставшегося в живых узника страшного застенка, чтобы мир узнал о преступлениях японской и маньчжурской военщины.

Но сделать это оказывается почти невозможно: подполье сдаёт предатель:


ВОСКРЕСНЫЙ ОБЕД И КИНО. НАД ОБРЫВОМ (2021)








Потому, разделившись на две группы, четверо смелых должны поначалу просто выжить:


ВОСКРЕСНЫЙ ОБЕД И КИНО. НАД ОБРЫВОМ (2021)












Враг коварен и злобен:


ВОСКРЕСНЫЙ ОБЕД И КИНО. НАД ОБРЫВОМ (2021)















Маньчжурское гестапо не только практикует изощрённые восточные пытки – его сотрудники проницательны и хладнокровны:


ВОСКРЕСНЫЙ ОБЕД И КИНО. НАД ОБРЫВОМ (2021)













Однако подпольщики тоже не промах:


ВОСКРЕСНЫЙ ОБЕД И КИНО. НАД ОБРЫВОМ (2021)











Даже юная комсомолка, нежная, как лунный свет, и не утратившая полудетской наивности, умеет постоять за себя:


ВОСКРЕСНЫЙ ОБЕД И КИНО. НАД ОБРЫВОМ (2021)











А эта несгибаемая красавица возвращается в Маньчжоу-го не только как борец - она ищет своих потерявшихся детей:


ВОСКРЕСНЫЙ ОБЕД И КИНО. НАД ОБРЫВОМ (2021)











Такова завязка.
Сообщать все хитросплетения сложной интриги шпионского фильма нечестно.
Да я и не смогу.


Но нельзя же не открыть главного.

Поначалу кажется, что кино будет про этих вот отчаянных ребят, заброшенных из СССР с опасным и важным заданием:


ВОСКРЕСНЫЙ ОБЕД И КИНО. НАД ОБРЫВОМ (2021)






Но нет!
Это только присказка, сказка впереди.


На самом-то деле кино про Штирлица!
В китайском, разумеется варианте.

Как и Штирлиц, коммунист Чжоу – таинственный, сдержанный, импозантный - внедрился в самые высшие сферы маньчжурского гестапо и при этом руководит подпольем:


ВОСКРЕСНЫЙ ОБЕД И КИНО. НАД ОБРЫВОМ (2021)











Вот они, китайский Штирлиц и китайский Мюллер:


ВОСКРЕСНЫЙ ОБЕД И КИНО. НАД ОБРЫВОМ (2021)










Этот Мюллер тоже умный и усталый немолодой человек, но без домашнего обаяния "нашего" - китайцы не верят в человеческие приятности подобных типов:


ВОСКРЕСНЫЙ ОБЕД И КИНО. НАД ОБРЫВОМ (2021)











Как и Штирлиц, отважный разведчик Чжоу попадает в безвыходные ситуации, рискует головой, оказывается под подозрением, однако…

Без спойлеров!
Но будут погони и перестрелки, и не раз:



ВОСКРЕСНЫЙ ОБЕД И КИНО. НАД ОБРЫВОМ (2021)










Будет всевозможное остросюжетное:


ВОСКРЕСНЫЙ ОБЕД И КИНО. НАД ОБРЫВОМ (2021)













То есть всё то, что полагается, когда томительный нуар внезапно оборачивается боевиком:


ВОСКРЕСНЫЙ ОБЕД И КИНО. НАД ОБРЫВОМ (2021)










Да, без спойлеров!
Но несколько слов о ещё двух главных героях фильма.

Они не бегут и не стреляют, но каждую минуту на экране.
И определяют всё, что там происходит.


Первый такой герой – Харбин.

Да, всё происходит в Харбине, одной из главных гаваней русской эмиграции.

Уютный спокойный город, что так напоминает русскую провинцию.
Город русских заведений и русских вывесок (вывески все без единой ошибки! тут вам не Голливуд):



ВОСКРЕСНЫЙ ОБЕД И КИНО. НАД ОБРЫВОМ (2021)










Тихий и нарядный, дивно меланхоличный в зимнюю пору, этот город абсолютно чужд героям.
Потому что здесь их ждёт лишь опасность и смерть:



ВОСКРЕСНЫЙ ОБЕД И КИНО. НАД ОБРЫВОМ (2021)










Фильм очень красивый и стильный.
Очень.


Причём эта стильность результат не дотошного показа множества деталей старины, а напротив, их строгого и точного отбора.

Ничего лишнего, ничего случайного - только знаковое. Ведь это жанровое кино, то есть условность обязательна.
А сюжет настолько запутанный, что некогда разглядывать пустяки и мелочи.
Зато всякая мелочь важна.


Потому – только угрожающая полутьма интерьеров:


ВОСКРЕСНЫЙ ОБЕД И КИНО. НАД ОБРЫВОМ (2021)












Только чёрное и белое, только тёмные шляпы, припорошенные снежком, только тёмные одежды, только чёрная кожа:


ВОСКРЕСНЫЙ ОБЕД И КИНО. НАД ОБРЫВОМ (2021)











Мех и перчатки:


ВОСКРЕСНЫЙ ОБЕД И КИНО. НАД ОБРЫВОМ (2021)











Экзотические для нас мундиры маньчжурских военных и зимняя форма парашютистов:


ВОСКРЕСНЫЙ ОБЕД И КИНО. НАД ОБРЫВОМ (2021)










И элегантные автомобили на таинственных ночных улицах Харбина:


ВОСКРЕСНЫЙ ОБЕД И КИНО. НАД ОБРЫВОМ (2021)










Но самый поразительный герой этого фильма - снег.

Стужа. Зима. Метель.
Холодно, холодно, холодно.

Да мы что, снегу не видели?

Но снег, увиденный совершенно иначе, глазами человека иной культуры, оказался совсем непохожим на наш.
Он идёт непрерывно, он всюду, он заполняет собой весь мир:


ВОСКРЕСНЫЙ ОБЕД И КИНО. НАД ОБРЫВОМ (2021)












Нигде ни на минуту от него не скрыться.

Даже в кинотеатре, куда героиня заходит на конспиративную встречу, крутят "Золотую лихорадку" Чаплина – грустную историю о маленьком человеке, беззащитном в холодном заснеженном краю:


ВОСКРЕСНЫЙ ОБЕД И КИНО. НАД ОБРЫВОМ (2021)










Снег днём и ночью.
Этот очень жанровый фильм с тайнами, пальбой и приключениями – истинная поэма снега:


ВОСКРЕСНЫЙ ОБЕД И КИНО. НАД ОБРЫВОМ (2021)











Чёрный ветер, белый снег.
Снял это всё выдающийся режиссёр Чжан Имоу.

Вот он на съёмках:


ВОСКРЕСНЫЙ ОБЕД И КИНО. НАД ОБРЫВОМ (2021)










То есть снег тут самый настоящий.
И в то же время символический.
Он само холодное жестокое время, сама судьба.


Съёмочная группа в снегу:


ВОСКРЕСНЫЙ ОБЕД И КИНО. НАД ОБРЫВОМ (2021)









Но вот что странно (это уже не про Китай): хотя Россия страна с долгой и снежной  зимой, хотя её и представляют северной и холодной, в кино она совсем другая.

Не могу вспомнить ни одного отечественного фильма, где русская зима была бы такой же определяющей  смысл и стиль материей, как тут у китайцев.

Или была бы не просто фоном.
Или хотя бы выглядела эффектно.


Советские кинематографисты куда больше любили лето и море.

Коротенькие зимние эпизоды, даже важные, снимали быстро и недалеко от дома.
Где-нибудь под Москвой, на жиденьком снегу:



ВОСКРЕСНЫЙ ОБЕД И КИНО. НАД ОБРЫВОМ (2021)












Даже если по сюжету зимы было не избежать, впечатляюще она не смотрелась:


ВОСКРЕСНЫЙ ОБЕД И КИНО. НАД ОБРЫВОМ (2021)









Популярны рассказы о том, что зиму обычно снимали, когда снегу не было - чуть ли не летом.
И потому его заменяли солью, опилками, пеной из огнетушителя.


А актёров посыпали снежком из нафталина:


ВОСКРЕСНЫЙ ОБЕД И КИНО. НАД ОБРЫВОМ (2021)










Российское кино сохранило эту горячую привязанность к летним съёмкам на натуре и курортным локациям. Это куда приятнее, чем мёрзнуть в лесу.

Даже в "Территории" зима получилась много бледнее лета:


ВОСКРЕСНЫЙ ОБЕД И КИНО. НАД ОБРЫВОМ (2021)









Как это несправедливо. И неправильно.

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Весь вечер по небу то голубые драконы гонялись за серебряными летучими рыбами, то огненные драконы за сиреневыми китами. А их разноцветная чешуя отражалась в воде. 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10 ...
В наше время тонкая грань между иллюзией и правдой постепенно стирается. Помогает в этом (к счастью или же нет) современная техника - компьютеры, телефоны, фотоаппараты.. Появился мир 3D иллюзий удивительный и весёлый, в которой Вы попадете через свою фотокамеру! В ЦДМ На Лубянке отк ...
Дорогие друзья! Прошедший год был трудным, для многих трагичным. Он начался с серьезных угроз - эпидемии и болезни близких людей, экономический кризис, закрытые границы, неопределенность во многих вещах. Все было гораздо сложнее, чем в прошлом году. Но вот в чем дело, когда течение ...
Продолжаю читать военный дневник Пуанкаре, весна 1916 года, Верден - такая же ситуация как у нас во время великого отступления в 1915 году, только на месте Гучкова - Клемансо, плюс опасения генеральского путча (наследие Наполеона и буланжизма). Но в последний момент все останавливаются - ...
Фантазер вам письмо написал. Кто видит, почему все почти написанное - фантазии его? anemometr Здравствуйте Эволюция. Спасибо за разбор моего письма, хоть и прочитал его только сегодня, спустя две недели (читал ваш блог, но как-то странно пропустил) за которые в моей жизни все ...