ВОСКРЕСНЫЙ ОБЕД И КИНО. АФЕРА ТОМАСА КРАУНА (1968)


Да, снова про мешки с деньгами. Голливуд же.
Знаю, многие предпочитают ремейк этого фильма от 1999 года.
Мне же неохота смотреть на Броснана (никаких Бондов я не люблю), да и 1960-е мне интереснее. Эстетически.
Особенно когда кино коммерческое, развлекательное, но не просто плод буйной фантазии авторов, а "с крючочками".
Крючочек тут такой: некий адвокат Алан Трастман (фото мною нигде не обнаружено!) работал в юридической конторе, окна которой выходили на Первый национальный банк Бостона.
Где Трастман тоже успел поработать и узнать, как там всё устроено.
Глядя в окно и вспоминая банк, Трастман придумал, как этот банк можно ловко ограбить и выйти сухим из воды.
Однако грабить банк он не стал, зато написал про это сценарий.
А в главной роли он воображал как раз тогдашнего Джеймса Бонда – Шона Коннери:

1960-е – расцвет жанра caper film.
Кейпер - фильм об ограблении (или ином преступлении, но чаще именно об ограблении), где дело тщательно планируется, собирается команда, детально показан сам процесс совершения грабежа – а дальше уж как повезёт героям.
Если авторы моралисты, то не везёт.
Первый чистым кейпером были "Асфальтовые джунгли" (1950; не так давно я посмотрела и написала тут про это кино):

Потом кейперы пошли сплошным потоком.
И трагичные, и не очень, и грустные, и забавные:

Вот и сценарий Трастмана в Голливуде понравился.
Настолько понравился, что был не только принят - даже стали зазывать на главную роль Шона Коннери.
Тот отказался, о чём жалел всю жизнь.
Зато за роль ухватился тогдашний король крутизны Стив Маккуин:

Трастман переписал роль под него ("и откуда этот сукин сын так хорошо меня знает", - удивлялся Маккуин).
Завязка тут самая для кейпера типовая: виртуозное ограбление банка.
За это взялся бостонский финансист, лощёный аристократ и лихой сорвиголова в одном лице Том Краун (Стив Маккуин):

На каждом этапе ограбления им был задействован человек, ничего не знающий ни о заказчике, ни о своих сообщниках:

Ограбление прошло как по маслу:

2,6 млн. долларов (это 17,8 $ сегодня) исчезли, а следов преступники не оставили.
Банкиры и полиция в панике.
Отыскать негодяев и вернуть деньги должна Вики Андерсон (Фэй Данауэй) – гениальный детектив страховой компании:

Эта суперженщина, опираясь на свою безошибочную интуицию, уже по фотографии определяет, кто из осведомлённых клиентов банка мог бы организовать грабёж:

Глаз-алмаз её не подвёл: это Том Краун, кто же ещё.
Однако улик-то нет!
Значит, их надо добыть.
Только тогда Вики получит гонорар - 10% от возвращённой суммы.
Игра стоит свеч.
И Вики начинает охоту на Тома Крауна, не гнушаясь никакими грязными средствами.
Чем шокирует коллегу по расследованию, честного полицейского Эдди Мэллоуна (Пол Бурк):

Вики идёт на всё - от похищения ребёнка и шантажа до откровенного соблазнения подозреваемого.
Достанется ли Вики её гонорар?
Оставим спойлеры.
В этом кино и помимо интриги полно интересного:

Начиная хотя бы с эффекта полиэкрана, что тогда считалось модным и многообещающим, но как-то не особо прижилось:

Но главное тут, конечно, схватка двух главных героев.
Во всех смыслах схватка.
Потому как слово из заглавия – affair – переводится не только как "дело, афера", но и как "любовная связь".
В нашем случае это affair жабы с гадюкой. Или зверя и охотника.
Не знаю, какие выкрутасы демонстрировал бы в этой роли Шон Коннери, но Стив Маккуин не только (по роли) финансовый гений, но и неприкаянная душа, которая вкус жизни может ощутить только рискуя.
И рискует! Не только банк обчищает.
Как было принято в те времена у особо крутых звёзд, трюки исполнены Маккуином самолично.
Полёт на жёлтом планере:

Лихая игра в поло (этому Стив выучился по ходу съёмок):

И коронный номер: неистовая гонка на багги по песчаным дюнам Массачусетса:

Можно было бы посчитать этого ухаря типичным адреналиновым наркоманам, если бы Мишель Легран не написал для него гениальную тему – "Мельницы в моей голове".
Да, ту самую, знаменитую.
Меланхоличную, завораживающую, загадочную.
Уносящую далеко-далеко от погони за мешками с долларами в мелких купюрах.
Я её с детства люблю, а оказалось, она отсюда. Оказалось, она про Тома Крауна.
Итак, финансового корсара должна уличить проницательная и беспощадная Вики Андерсон:

Когда Фэй Данауэй снималась в этом кино, она ещё не стала звездой, и никто не видел, как она умеет грабить банки – прославивший её фильм "Бонни и Клайд" был готов, но пока не вышел на экраны:

И в жизни Фэй Данауэй "девушка с характером", часто совершенно несносным.
Потому она легко вжилась в образ прожженной и напористой охотницы за головами жуликов:

Но тут нашла коса на камень.
Он замечает её:

Она видит его:

Искра проскочила, и – нет, не запылало – но таки началась настоящая affair равных противников.
И не только противников:

Фильм знаменит эротичной сценой взаимного соблазнения за шахматной доской.
Её многие повторяли, её пародировали, ею вдохновлялись (Мадонна, например):

Внешне никаких вольностей, всё в подтексте:

В те годы шахматы были много популярнее, чем теперь.
Потому актёры не просто для вида двигают фигуры, а разыгрывают реальную партию (Густав Цейсль против Вальтера фон Вальтхофена, Вена, 1898):

Чёрные выигрывают.
Но это не психологическая драма.
Это кино жанровое и развлекательное.
Потому и персонажи тут комиксные, почти мультяшные.
Нет, они не перепрыгивают с небоскрёба на небоскрёб, их организмы не выделяют километры липкой субстанции и не изрыгают напалм.
Но они вполне условны, как фигуры на шахматной доске – супер-пупер-гениальный вор-джентльмен и супер-пупер-соблазнительная блондинка в мини, гений сыска:

Два беспринципных, эффектных, картинно нахальных гения.
"Это же кино!"
Режиссёр Норман Джуисон и не предполагал, что этих героев будут любить и жалеть:

Вряд ли и сам он их любил:
"Это единственный фильм, который я когда-либо делал, который я бы назвал аморальным.
По сути это злобная картина, поскольку она о человеке, который считает себя непобедимым и умнее всех остальных".
Ещё одно признание режиссёра:
«Я не считаю Аферу Томаса Крауна серьёзным фильмом, но он очень стильный, и мне было весело его снимать».
Что правда, то правда: кино стильное:

А как могло быть иначе, если в главной роли кумир миллионов и модник Стив Маккуин.
Правда, типичный стиль Маккуина – "раскованная элегантность":

Таков и Том Краун в любимых песках:

Но всё же Джуисон сомневался, достаточно ли хорош будет Маккуин (изображающий бостонского аристократа) в протокольных дорогих костюмах.
Однако идеальные пиджачные тройки самого знаменитого лондонского портного Дугласа Хейворта сели на Стива, как влитые:

И такой (классика, можно носить и сегодня):

И этот:

После этого фильма Маккуин пристрастился ещё и к денди-стилю.
Как и уйма его последователей и подражателей.
Которые тут же облачились в костюмы в клетку глен:

Тогда кино мощно влияло на моду.
Стильные кинозвёзды не сходили с обложек модного глянца.
Маккуин был в числе самых-самых, несмотря на скромную наружность районного сантехника:

То, в чём кумиры публики появлялись на экранах, мигом уходило в жизнь.
Как знаменитые солнцезащитные очки с голубыми линзами фильмы Persol, которые носил в этом фильме Стив Маккуин и которые теперь носят его имя:

Что уж говорить о красном багги Meyers Manx, на котором Стив буквально летал:

Если безупречные лондонские костюмы Маккуина не утеряли актуальности и по сей день, стиль Фэй Данауэй остался там, на пике моды 1967 года:

Эта эффектная мода и тогда была не для всех: вон как шикарный наряд Вики (и её Ягуар) контрастирует с неказистой одёжкой массовки:

Вики выглядит одновременно строго – и вызывающе.
Коротенькие наивные юбочки:

Но шикарные шляпы:

Такая ещё шляпа была:

И огромная хала на голове - тогдашний знак роскоши:

Героиня жёсткая, дерзкая, коварная, но обманчиво хрупкая, лживо уязвимая.
Вся в нежнейших пастельных тонах:

Эскизы Теодоры ван Ранкл для Фэй Данауэй:

И их воплощение – знаковое "шахматное платье".
Дразняще голое тело под лёгкими складками, но всё в высшей степени пристойно:

Стильное кино.
Элегантный кейпер.
И с неожиданным финалом!
Но есть и ещё один "крючочек", изящно цепляющий это условное (и злобное?) кино к грубой дерюге реальной жизни.
Смотрите, какой симпатяга:

Это Тед Конрад.
Он работал кассиром в банке Кливленда и посмотрел "Аферу Томаса Крауна" больше десяти раз.
Был в полном восторге.
А потом взял и ограбил свой банк по методу Тома Крауна.
И смылся с деньгами.
Несмотря на все усилия полиции – ведь гениальная Вики Андерсон персонаж вымышленный – его так и не поймали.
Никогда.
Вот и говори после такого "это же только кино".