Восхождение на Эльбрус

топ 100 блогов odin_moy_den24.07.2014 Всем привет!
Меня зовут Юля, мне 33 года, живу в Москве, отдыхаю активно и очень активно. В предыдущий раз постила один свой день на треке ппо непальским Гималаям, а в этот раз решила взять ещё круче и рассказать о дне восхождения на вершину Эльбруса 16 июля 2014 года.

Идея восхождения возникла несколько спонтанно и внезапно в мае. Благо, здоровье и физическая подготовка друзей позволяет на моё бесшабашное: "А поедем.." - ответить так же бесшабашно: "А поедем!" Из нас троих поехавших только я ходила по горам высоко и далеко, пацаны просто вовлеклись в авантюру. В процессе подъёма к штурмовому лагерю в приюте "Мария" на высоте 4200 метров стало понятно, кто из нас каков, а главное - что подниматься каждый из нас будет в одиночку. Такие мы индивидуалисты. Накануне штурма вершины мы предприняли акклиматизационный тренировочный подъём, который нас порядком вымотал, отчего полдня я жила в режиме поесть/поспать, особенно с учётом, что на штурм собиралась выходить в два часа ночи. Спать на такой высоте получается плохо, да ещё и в ожидании выхода, да ещё и под шум выходящих на восхождение пораньше других - так что в итоге день мой начался в полдвенадцатого ночи, когда первый из нас - Славик - пошёл на штурм:
 Восхождение на Эльбрус

Решаю, что смысла ждать ещё два часа нет ("раньше сядешь - раньше слезешь"), тоже начинаю собираться: надеть линзы, умыться влажными салфетками, намазаться кремом:

В вагончике общая прихожая-кухня-столовая, в которой я и собираюсь, а также две "спальни" с нарами в два яруса, на которых можно вольно раскинуться втроём или тесно улечься впятером (в зависимости от комплекции). Восходители из соседней комнаты вышли ещё раньше Славика, так что мы в вагончике остались вдвоём с Костей (который спит или пытается спать до 3-х утра, когда его должны по договорённости забросить на скутере сразу повыше на склон).
По поводу массового восхождения сегодня дизель-генератор работает и ночью, так что сборы происходят при свете лампочки.
Вместо еды пью свой допинг:
 Восхождение на Эльбрус
...и приступаю к серьёзному утеплению ног прослойкой туалетной бумаги между двумя парами носков:

...основательно затягиваю ремни кошек, т.к. на давешнем тренировочном восхождении они дважды развязывались, а на морозе и ветру, сами понимаете, мало приятного перезатягивать ремни, покрытые коркой льда:
 Восхождение на Эльбрус

Примерно в половине первого ночи я готова, делаю полусамострел в зеркале + прощание с костиными пятками на нарах:

...и выхожу в мрак и холод. На самом деле не так уж и холодно, ветер не слишком сильный и какой-то "тепловатый", к тому же луна порядочно поднялась над горизонтом:

Восхождение на Эльбрус

Я даже не стала брать фонарик, т.к. света луны более чем достаточно, чтобы разглядеть склон. Возможностей телефона, конечно, не хватает, поэтому тропу, хорошо видимую при свете луны, он воспринимает только со вспышкой. Ну, вот как-то так:

Поскольку приемлемо светло для съёмки стало только через шесть часов, которые я с упорством терминатора пёрла вверх и вверх, эту временную лакуну заполню живописанием пути. Подъём довольно крутой, народ на восхождение традиционно идёт в кошках с треккинговыми палками в руках и с рюкзаками, в которых несут провиант, питьё, иногда тёплую одежду. Из этого обязательного набора я надела только кошки; палки, как выяснилось, мне больше мешали и отнимали силы, а термокружку с полулитром чая и леденцы "Холс" и неизменный "Стрепсилс" я рассовала по карманам. В общем, шла налегке, так сказать, и обгоняла всех ранее вышедших. Из-за крутизны склона высота набирается довольно быстро, но тяжко. Если сначала удавалось делать по тысяче шагов, чтобы потом на 10-15 вдохов отдышаться, то уже за скалами Пастухова на 4900 м. максимум - это пятьдесят терминаторских шагов. Большая удача, если удавалось найти протоптанную вчера по мокрому снегу дорожку, следы на которой застыли ступенями; в этом случае можно не задумываться, куда ставить ногу, и топать себе и топать вверх. Когда после двух ночи вверх пошли ратраки и скутеры, забрасывающие народ сразу повыше, они своими гусеницами выравнивали склон, ломая наст и усложняя подъём, т.к. приходилось тратить силы на прокладывание дорожки, закрепление на склоне.
В минуты, когда стоишь и пытаешься отдышаться, волей-неволей окидываешь взглядом пройденный путь, смотришь, как же высоко ты уже утопал своими махонькими шажками длиной в стопу, как внизу весь маршрут освещён налобными фонариками, будто светляками, медленно движущимися вверх.
Высота западной вершины Эльбруса 5 642 метра, восхождение по южному маршруту можно разделить на этапы: подъём до Косой полки (5100м), подъём до Седловины (5300м) и собственно восхождение на западную вершину. Накануне для акклиматизации Слава и я поднялись до Косой полки при сильном ветре и облачности, мне лично подъём показался довольно тяжёлым, и сегодня я с содроганием думала, как буду его преодолевать. Всё-таки, чтобы броситься в неизвестное опасное/трудное, нужна смелость, а чтобы в известное - мужество. А его так маааало))))) Однако против ожидания подъём до Косой дался не так тяжело (конечно, далеко не лёгкая прогулка...), уже почти около неё меня начали обгонять ратраки и месить снег под кошками.
На Косой полке получилось выбиться в голову колонны и присесть на хвост ходко идущей группы, которая пробивала тропу на склоне - очень-очень узкую, и тут я единственный раз пожалела о палках, потому что иной раз от усталости качало в сторону склона вниз, а лететь туда было далеко, и выбираться долго.
Светало, Косая полка никак не заканчивалась, зато началось головокружение и я прикидывала, не пора ли повернуть назад, пока не стало хуже, или само пройдёт. Тут впереди и выше на склоне увидела знакомую фигуру в синей куртке, которая шла навстречу, но сослепу не была уверена, махнула рукой, фигура отозвалась - оказалось, действительно Слава, который уже возвращается с вершины назад!!! В итоге он прошёл маршрут за 7 часов!!! Мы с ним пару минут поговорили (что до меня - так скорее, чтобы постоять и отдохнуть, нежели для получения какой-то информации) и пошли дальше каждый в своём направлении: он на заслуженный отдых, я нагонять группу, тропящую путь.
Уже и седловина стала видна, а тропа всё идёт по восточному склону и никак не перекинется на западный!

9. Седловина:
 Восхождение на Эльбрус

Когда, наконец, тропа по седловине перешла к подъёму на западную вершину, и я увидела подъём, у меня внутренне всё опустилось в бессилии и отказе лезть туда. У страха глаза велики, но подъём выглядел мало, что не отвесным, и я сразу себе призналась: "Мне туда не взобраться" - особенно когда в тоске созерцала приведшую меня группу с верёвками, альпенштоками, шлемами... Мужчина из отдельно подошедшей пары спросил у меня, и как же я собираюсь подниматься так вот, без ничего, может, мне хоть палки одолжить, а то жалко смотреть.

Подготовленные скалолазы в шлемах, вгрызаясь в снежный склон ледорубами пошли. И я пошла. Я твёрдо знала, что не поднимусь, я сразу сдалась. И при этом всё равно пошла. Когтилась кошками в склон и шаг за шагом, от вешки до вешки поднималась, нагоняя экипированных ребят. И уже ни о чём не думала вообще. Только считала шаги при проходе до очередной вешки и вдохи-выдохи на отдыхе.
А потом тропа пошла более полого, а потом по крутому склону с верёвкой, на которую ребята страховались карабинами, а я просто рукой:

Восхождение на Эльбрус

И только здесь, на подъёме по верёвке, стараясь отдышаться между проходками, я отчаялась и спросила, что ещё предстоит пройти на пути к вершине. И мне сказали, что осталось только подняться до конца верёвки, а там будет плато и турик - вершина Эльбруса. Тогда я и поняла, что дойду. А то некстати вспоминались рассказы о людях, которым оставалось сто метров (по вертикали), но они не могли их преодолеть и поворачивали.

Только сейчас заметила, что солнце-то взошло, западная часть восточной вершины в тени, а мы выбираемся по круче на плато:

Восхождение на Эльбрус

Вот эта пипка вдалеке и есть западная вершина Эльбруса:

Группа ребят, с которыми я карабкалась, выбирается на плато. За их спинами восточная вершина, а оранжевые вешки, насколько я понимаю, остались от майского забега Elbrus Race - именно забега на вершину Эльбруса с поляны Азау (с высоты 2300 на 5642):

Восхождение на Эльбрус

Казалось бы по плато должно идтись легко, но высота даёт о себе знать. Всякие гордые чувства призывают развернуть плечи и идти чеканным шагом триумфатора, но на практике сил едва хватает, чтобы толкать себя вперёд. На вершине уже пляшут и размахивают руками и флагом двое, так что я сегодня четвёртый человек, взошедший на вершину:

Но смотреть по сторонам сил всё-таки хватает, вот вдалеке видны ушки Ушбы:
 Восхождение на Эльбрус

А вот и вершина! Поднималась долго и вдумчиво, подыхая через три шага на четвёртый, но притворяясь увенчанной триумфом и исполненной осознания величия момента:

Тут-то и наступила звёздная минута исландского супа, разодетого в свитер (это мой спутник в путешествиях), он поднялся ещё и повыше меня на пару метров:

Восхождение на Эльбрус

Тут подтянулись остальные ребята из альп.прошаренной группы и они принялись фоткаться и радоваться, а я под шумок свалила.
Кинув взгляд от верёвок на склон, я возрадовалась тому, что вышла пораньше: в такой толкучке подниматься - тот ещё треш:

Восхождение на Эльбрус

Как спускалась этот участок, помню слабо, Косая полка опять показалась бесконечной, но где-то на её середине встретила Костю с тремя другими ребятами. У одного из парней, похоже, проявилась горная болезнь - он временами задыхался, один из таких приступов он пересиживал в снегу, когда я к ним подошла.
Костя повернул и пошёл вместе со мной назад. Возвращение было изматывающим, спуск казался нескончаемым, снег начал подтаивать на солнце, отяжелел. Когда я обнаружила, что ремень одной кошки всё-таки развязался, то сочла это знаком, что пора и отдохнуть. Но сидеть на мокром снегу под палящим солнцем то ещё удовольствие, поэтому после недолгого отдыха пошли на последний рывок до лагеря, Костя как самый сильный нёс мою крутку, думаю, это мне помогло дойти))) В лагере нас встретил уже слегка отдохнувший Славик и засамострелил восходителей:

Восхождение на Эльбрус NCM_0027

Достойно подняться на помост к дверям вагончика у меня не вышло, взбиралась на четырёх костях, но вот кошки сняла чинно-благородно:

Восхождение на Эльбрус NCM_0032

И включила вчерашний режим: выпила немного чаю (пить хотелось, но не лезло напрочь, есть не хотелось вовсе) и рухнула спать, стащив с себя мокрые вещи и закинув отрубающееся тело каким-то чудом на второй ярус нар в спальник:

Восхождение на Эльбрус

Поскольку пацанам было дико скучно на этой базе, при том один из них уже отдохнул, а второй не слишком устал, то они решили спуститься вниз. Я решила остаться, потому что мне здесь, наоборот, очень нравилось. В итоге, пока я спала, парни собрали вещи и усвистали вниз, в Азау. Проснулась я в тишине и пустоте (мои уже ушли, соседи ещё не вернулись с восхождения), высосала полупаковки сгущёнки с чашкой (крышкой от термоса) чая и опять завалилась спать:

Проснувшись в следующий раз, обнаружила, что чай заканчивается. Сходила по воду:

Пока снег топится:

...разложила на просушку мокрые вещи:

Восхождение на Эльбрус

Обратите внимание на красиво размещённый уголок задумчивости - какие грандиозные виды из него открываются!
Пока вода греется, пошла подкоптить недогоревшее:

Восхождение на Эльбрус

Пока готовился чай, вернулись соседи. Так же глотали холодный чай и заваливались спать. Я же пошла походить по окрстностям. Вот, например, Приют Одиннадцати, база советских времён, сгоревшая и теперь вроде как восстановленная. По крайней мере, народ около неё активно тусил и палатки разбивал:

Ещё ниже находится итальянский приют LEAPRUS, вооон на краю скалы бочки прилепились. Судя по описанию в интернете они какие-то мегакрутые и комфортабельные, но спускаться к ним, а потом подниматься обратно по мокрому снегу сил не было, так что поверим интернету, что всё там на высшем уровне:

Восхождение на Эльбрус

Чуть выше нашего приюта оранжевые вагончики МЧС:

А вот и наше обиталище - приют "Мария" на фоне западной вершины Эльбруса:

Восхождение на Эльбрус

Ещё один перекус остатками принесённого с собой наверх:

И опять спааааать. Только сначала упаковать суп в нарядном свитере и все вещи, чтобы завтра сразу же рвануть вниз, пока снег не начал таять:

Восхождение на Эльбрус

P.S. Часто спрашивают, изменяет ли что-то в человеке восхождение, достижение вершины. Я думаю, что нет. Покорение вершины выступает в бОльшей степени как экзамен, на котором ты понимаешь, к чему ты готов, что ты знаешь и умеешь; и в чём твоя слабина и незнание - тоже. Это как подведение итогов. И ещё это как закрепитель при проявлении фотоплёнки. Всё, что на этапе жизни было отснято и проявлено, теперь закрепляется раз и навсегда.
Это как закрывающаяся за тобой дверь, что означает, что какой-то отрезок пути пройден. Но когда одна дверь закрывается, непременно открывается какая-то другая.

Анастасию Волочкову наврядли многие знали за пределами нашей страны до сегодняшнего дня. Гастроли балетной труппы Большого театра, когда в них принимала участие Волочкова - дела давно минувших дней, тем более что она не особо и блистала ? Зато теперь её таланты открылись миру с иной ...
Общался с одной подругой та рассказала про одного своего товарища. Жил тот жил в семье, но чуял что его жизнь течет не туда. И жизнь семейная не радует и брочать хорошую женщину не мог. Внутренние противоречия переполнили его не особо глубокую душу и он ушел из дома. Пикантность, что он ...
Что-то мне тут по мотивам одного разговора подумалось: вот так придешь на свидание с Капитаном Америкой, так ведь по-любому сразу рядом найдется какой-нибудь котенок, забравшийся на дерево, которого срочно нужно спасти. И будешь вот ты вся такая красивая сидеть одна, как дура, и мрачно пое ...
Отличная новость намедни была опубликована изданиями Forbes и The Bell о том, что Россия, фактически, сорвала вакцинацию в ряде стран, поскольку не способна своевременно осуществлять поставки необходимого количества вакцин. На сегодняшний день Россия смогла выполнить лишь 8% от всех ...
- Я понимаю, что виноват, поэтому и прячусь! - Опять забыли хлеб купить? Значит, я тут лежать буду! - Воды уже налейте, что ли... - Я тут погреюсь немножко... - Кто это наделал? Да мы сами не поймем... - Я и от сладкого не откажусь... В гостях у Барби - Опять хозяин ...