Ворошиловская батарея № 981. Башни МБ-3-12


Про Ворошиловскую батарею я знал давно, но особенно жгучее желание посетить этот памятник фортификационного искусства появилось после детального знакомство с ее сводной сестрой - 30-ой батарей в Севастополе.
Так или иначе, морозным январским утром я неожиданно для себя оказался на острове Русский в компании гостеприимных коллег Владимира Калинина и Дениса Никифорова. Победив пыльную дорогу, мы наконец-то достигли батареи. Осмотр грандиозного сооружения конечно начали с блока № 1, но репортаж я буду вести в несколько другом порядке.
Сначала расскажу и покажу как выглядят башни бывшего царского линкора "Полтава" снаружи. Да, я не оговорился, именно артиллерийские установки этого линкора (башни №№ 2 и 3, две другие ушли на восстановление 30-ой батареи после войны) пошли на вооружение этой береговой батареи, беспорно одного из смелых и интересных проектов СССР начала 30-х годов прошлого века. Если севастопольские советские башенные 12" береговые батареи были задожены еще до Революции и продолжают генезис башенных 305 мм береговых батарей царской России, то 981-я батарея построена полностью по оригинальному проекту.

Батарея расположена на закрытой позиции в глубине острова Русский. В плане представляет собой два трехуровневых орудийных блока, разнесенных примерно на 200 метров друг от друга, соединненные потерной с техническими помещениями и силовой станцией. На каждом блоке установлено по башне бывшего линкора "Полтава" с тремя орудиями калибра 12" (305 мм). Строительство батареи началось в 1932 году, вступила в строй она в рекордно короткие сроки в 1934 году, через 2,5 года после начала проектирвоания. В последствии достройка батареи продолжалась. В 1997 году батарея как воинская единица была расформирована и в 1998 году на ее базе был создан филиал Военно исторического музея ТОФ "Ворошиловская батарея". В отличии от 30-ой батареи в Севастополе или еще стреляющих боеготовых финских батарей, "Ворошиловская" сейчас уже не в состоянии сделать ни одного, даже салютного выстрела. Необходимое оборудование и детали орудий утрачены (сданы в металлолом) или неработоспособны. Не возродил батарею как уникальный исторический атракцион и самую дорогую карусель в мире и прошедший саммит АТЭС 2012.
Огневая позиция береговой батареи № 981. Схема из вышеприведенной статьи. Цит. по http://www.bellabs.ru/30-35/981.html

Общий вид береговой батареи № 981 на космосъемке Google Earth

Разрезы батареи из вышеприведенной статьи. Цит. по http://www.bellabs.ru/30-35/981.html

Мы заехали прямо на огневую позицию батареи, между двумя башнями. Когда-то здесь парковался грузовик дежурной смены. На фотографиях видны запасные орудийные стволы, лейнированные в 1941 году.

Башня номер 2 или "кормовая". Обратите внимание на хомуты на стволах.

А вот эти "наболдашники" на дульных срезах - отличительная особенность орудий "Ворошиловки". Конструктивное решение после того, как орудия были перестволены в 1939-1940 гг.

Общий вид башни № 2 с фронта. Толщина вертикальной брони каждой башни составляет 305 мм, горизонтальной - 203 мм, что позволяло противостоять снарядам 12" калибра неприятельского флота.

Обратите внимание на белый налет внутри ствола второго орудия, по всей вилимости его замок открыт и в стволе образуется изморозь. Вторая башня находится в более плачевном состоянии чем первая и доступ туда закрыт.


Трещины в кормовой части башни. Что это, дефект отливки или следы пожара на линкоре "Полтава" и попыток его тушения? Но ведь броневые листы башни подверглись замене с целью усиления бронирования. В аналогичном месте расположена трещина и на первой башне. Или кормовые листы все же оставили оригинальные, т.к. они были 305 мм толщины? Корма второй башни как раз была расположена над очагом пожара, а вот третьей на значительном удалении.

Укрытие для козлового крана за башней. Видны следы от демонтированных ныне подкрановых путей.

Грибок часового и остатки проволочных заграждений

Идем в сторону башни № 1

Дульный срез запасного лейнированного ствола отличается от того что сейчас установлено в башнях

Интересно, что стволы покрашены в разный цвет. Может быть это зависит от того, на каком фоне они лежат или какая краска была под рукой? Под стволом перекрытие силовой станции, расположенной в середине соединяющей орудийные блоки потерны

Запасной ствол первой башни и обустроенный несколько лет назад фонтан. Ныне заброшен.

Вид в сторону первой башни. Видны остатки подкрановых путей и вход в первый орудийный блок

Вид от первой орудийной башни на вторую

На переднем плане еще два запасных орудия

Вход в первый орудийный блок

Кормовая часть первой орудийной башни. Обратите внимание на дефект в том же месте, что и у второй башни.

Ну не могла же она так проржаветь?

Понятно теперь для чего были нужны хомуты на ствола орудий?

45-мм пушка 21-К закреплена на орудии для учебных целей. чтобы не расходовать дорогие боеприпасы и не демаскировать позицию


Обратите внимание на крепление противохимической защиты. В его отсутствие по башне гуляют сквозники. И опять какая-то странная дырка в вырезе брони.




Вид на главную директриссу стрельбы. Где-то там за горой море. За деревьями слева винеется "подарок" от организаторов саммита АТЭС - очистные сооружения.

Два орудия этой башни №№ 73 и 93 (правое и среднее) были первоначально установлены на линкоре "Императрица Мария", после его гибели в Севастопольской бухте в 1915 году, в 1930-е годы были подняты ЭПРОНом и отремонтированы.

Бронезакрытие для визира башенного командира. Здесь этот элемент был практически не нужен. Батарея располагалась на закрытой позиции.




В следующем репортаже я расскажу о внутреннем устройстве орудийной установки МБ-3-12 на примере первой башни Ворошиловской батареи
Другие мои репортажи о поездке во Владивосток: http://starcom68.livejournal.com/620696.html