Как наши зажигали на Ибице в 1937 году

топ 100 блогов vladivostok08.01.2014

Как наши зажигали на Ибице в 1937 году
Дойчланд, Дойчланд, юбер аллес

Начну издалека, потом все поймете...

Первый немецкий линкор серии «Deutschland» был построен в 1931 году. С классификацией у него были проблемы. После ПМВ Германии было запрещено строить линкоры водоизмещением свыше 10 000 тонн, а потому официальная немецкая классификация серии была "броненосец" (классом ниже), в 1940-м заменена на "тяжелый крейсер". Британцы ему дали ироничное наименование "карманный линкор". Всего было построено три таких корабля: "Дойчланд", "Адмирал Шеер" и "Адмирал Граф Шпее".

"Дойчланд" был заложен в 1929 и спущен на воду в 1931-м. При спуске произошло чрезвычайное происшествие: корабль заскользил по слипу и перерубил кабель микрофона раньше, чем рейхс-президент фон Гинденбург успел начать церемонию. Этот несчастный случай отложил отпечаток на всю его дальнейшую судьбу. Кораблю катастрофически не везло, а учитывая, что в состав немецкого флота он был зачислен 1 апреля 1933 года, фортуна просто смеялась над ним.
Как наши зажигали на Ибице в 1937 году

В мае 1933 года «Дойчланд» впервые вышел в море и на испытаниях показал скорость 25 узлов, а на последующих испытаниях свыше 28 узлов. В апреле 1934 года на борт поднялся новый рейхсканцлер Германии Адольф Гитлер. Он отказался от специального сопровождения и самостоятельно прошел по помещениям корабля, выборочно беседуя с членами экипажа.

Как наши зажигали на Ибице в 1937 году

Здесь предвижу вопрос: «А при чем тут Владивосток?» Терпение, друзья мои, все будет.

Над всей Испанией чистое небо

В 1936 г. вспыхнула гражданская война в Испании, и с 23 апреля карманные линкоры «Дойчланд» и «Адмирал граф Шпее» в составе Сил по невмешательству начали патрулировать восточное (средиземноморское) побережье вблизи Каталонии. Поскольку Германия оказала поддержку генералу Франко, секретными задачами «Дойчланда» было прикрытие судов с военными грузами для франкистов.

Собятия, о которых далее пойдет речь, разыгрались у о-ва Ивиса (каталон.), известного в народе как Ибица (исп.).

Как наши зажигали на Ибице в 1937 году

29 мая 1937 года республиканская эскадра в составе нескольких эсминцев вышла встречать транспорт «Магеланес», который шел на помощь правительству с ценным грузом. В районе Майорки обнаружили немецкие крейсера и решили повернуть на Ибицу, чтобы отвлечь внимание от идущего севернее "Магеланеса". В порту Ибицы стоял «Дойчланд» в сопровождении миноносцев «Зеадлер» и «Альбатрос». Обнаружив его, эсминцы повернули назад, но не успели сообщить об этом авиационному звену, которое вылетело им в поддержку.

Далее сведения противоречивые, т.к. все стороны старались замолчать инцидент. Два самолета СБ-2 (скоростной бомбардировщик разработки КБ Туполева) подлетели к порту и идентифицировали «Дойчланд», как тяжелый крейсер франкистов «Канариас». По свидетельствам летчиков их обстреляли с корабля, немцы утверждали, что «Дойчланд» молчал. В любом случае, летчики решились на атаку и провели серию бомбометаний фугасными авиабомбами ФАБ-100. Один самолет промахнулся, но второй попал в цель: два из шести бомбометаний оказались точными. Первая бомба угодила в щит кормового орудия, убив и ранив несколько человек из его рас¬чета. Осколки бомбы пробили топливные баки корабельного самолета, вспыхнул бен¬зин, что вызвало взрыв боеприпасов. Второе попадание оказа¬лось еще более тяжелым: бомба пробила вер¬хнюю палубу по правому борту и взорва¬лась на жилой палу¬бе, где находилось много свободных от вахты матросов. Погибли 31 чел., около 80 получили ранения. «Дойчланд» дошел до Гибралтара, где погибших похоронили с воинскими почестями. Затем по приказу Гитлера тела были эксгумированы и вывезены в Германию, где снова предали земле с особыми церемониями.

Испанцы по политическим мотивам скрывали истину. Они объявили, что самолетами СБ-2 управляли испанские летчики Хосе Арсьега Ньера и Леокадио Мендиола, но это было полправды. В самолете, который попал в цель, был русский экипаж в составе: командир Николай Остряков, штурман – Г. Левинский, стрелок-радист – В. Лобозов.

Как наши зажигали на Ибице в 1937 году
Николай Остряков (слева) и член Военсовета ЧФ, а затем ТОФ Илья Азаров.

Из биографии:

Николай Остряков родился в 1911 году в Москве. После школы работал слесарем на заводе «Красный металлист», мотористом на Турксибе, водителем рейсового автобуса. В 1932 году поступил летно-инструкторскую школу в Тушино и там же – в первую в СССР Высшую парашютную школу. Стал одним из первых парашютистов-испытателей. 18 августа 1933 года (первое празднование Дня ВВС в СССР) Николай Остряков совершил затяжной прыжок с 3000 метров и опустился точно в заданном квадрате приземления, чем удивил публику. В 1934 году в числе первых получил звание «Мастер парашютного дела СССР» и был командирован на Украину для развития там парашютного спорта. В Киеве, в день 15-летия комсомола Украины, на стадионе «Динамо» Николай Остряков совершил прыжок со сверхмалой высоты – 80 метров. О нем писали все газеты страны, а он вел себя чрезвычайно скромно и краснел, когда его узнавали на улице. Впрочем, понятно – ему было всего 23 года. Еще через год, за выдающиеся заслуги в деле развития парашютного спорта ЦИК СССР наградил Острякова орденом Красной Звезды.

В Испании старший лейтенант Остряков оказался в числе добровольцев. Интересно, что до этого Николай на СБ-2 никогда не летал - он учился летать на этом самолете непосредственно в испанском небе. Менее чем за год он совершил 250 вылетов.  Боевой результат: два сбитых самолета франкистов и удачная атака на "Дойчланд".

Цитаты:

Герой Советского Союза генерал Г.М. Прокофьев, также воевавший в Испании: "Мне довелось совершить с Остряковым несколько боевых вылетов. … Как штурман летал я со многими, но таких пилотов, как Николай Остряков не встречал…"

"Если бы меня попросили назвать самого лучшего командира и человека среди лётного состава ВМФ, я назвал бы генерал-майора Острякова".

Адмирал Н.К. Кузнецов

С последней цитатой мы несколько забежали вперед, но могу сообщить самым нетерпеливым, что тёзки Остряков и Кузнецов вместе служили на Тихоокеанском флоте. Вот так, тихой сапой (- сапа, привет!)) мы почти добрались до Владивостока.

После Испанской войны Остряков недолго служил на Черноморском флоте, а в 1939-м был назначен 29-й авиабригадой ВВС ТОФ, базировавшейся в Кневичах. В 1940 он стал заместителем командующего ВВС ТОФ и получил звание генерал-майора авиации. Случай уникальный - ему было 28 лет и он стал самым молодым генералом Красной Армии. В это время он проживал с женой во Владивостоке на Ленинской улице в одном из бывших офицерских флигелей Сибирской флотилии, что до сих пор стоят на четной стороне Светланской от ДВПИ до Дальзавода. Ходил в кино, театр, Дом офицеров флота, короче, по одним с нами улицам.

...пару лет назад, заглянув в музей Артема, с удивлением обнаружил, что там хранятся личные вещи Николая Острякова: кобура, планшет и тонированные летные очки:

Как наши зажигали на Ибице в 1937 году IMG_9262
Будете в Артеме - зайдите - там довольно любопытный музей.

С началом войны Николай стал рваться на фронт и в октябре 1941-го он был назначен командующим ВВС Черноморского флота. Остряков прибыл в Севастополь накануне первого штурма. За короткое время новый командующий побывал во всех авиачастях, познакомился с командирами полков и эскадрилий, летчиками. Почти ежедневно он лично летал над городом, чтобы быть в курсе происходящего. С начала второго штурма Севастополя Николай Остряков все чаще летал по линии фронта. Его истребитель был переоснащен в штурмовик. Подвесив к нему бомбы, он лично летал на штурм переднего края.

Последний бой Острякова состоялся 20 апреля 1942 года. Авиация получила приказ уничтожить вражеские самолеты на аэродроме Сарабуз. Два звена бомбардировщиков 40-го авиаполка, ведомые летчиками И.Е. Корзуновым и В.А. Лобозовым,  взяли курс на неприятельский аэродром. На подходе они попали под ураганный огонь зениток. Одновременно четыре немецких самолета МЕ-109 взлетели над аэродромом и рванулись для атаки. В эту опасную минуту к самолету В.Лобозова вплотную  пристроился истребитель прикрытия. «Я оглянулся на кабину истребителя,- вспоминал летчик, и увидел, что сквозь прозрачный «фонарь» мне приветливо и одобряюще улыбается генерал (Остряков). Я крикнул тогда моему штурману: «Смотри, нас прикрывает сам командующий!» и приказал лечь на боевой курс... Через секунду самолет генерала свечей взмыл вверх. В паре с подполковником Наумовым Н.Остряков завязал ожесточенный бой с четверкой истребителей. Подожженный с двух сторон, «мессершмитт» развалился в воздухе..."

По иронии судьбы, свой жизненный путь Николай Алексеевич окончил не в воздухе, а на земле. 24 апреля 1942 года, инспектируя склады в бухте Круглой (Севастополь) он попал под немецкий авианалет и погиб от взрыва тяжелой авиабомбы. Посмертно удостоин звания Герой Советского Союза.

Еще одна ирония судьбы заключается в том, что немцы отомстили Николаю за поражение "Дойчланда" в 1937-м тем же самым оружием.

Вот собственно и все… Написал для тех кто не знает, «каким он парнем был», хотя живет/работает/учится на проспекте Острякова, ну и для всех интересующихся историей. А то как-то неудобно – пару раз сталкивался с полным незнанием у местных жителей, ху из ит Николай Остряков. Самый интересный ответ: "Да, знаю, он "Как закалялась сталь" написал".

О судьбе "Дойчланда"

В начале Второй мировой войны линкор оказался в Атлантике, где пытался заниматься рейдерством, но неудачно. 15 ноября 1939 года он вернулся в Германию из-за проблем с силовой установкой и неисправности бортового гидросамолета. В 1940-м переименован в "Лютцов", поскольку Гитлер опасался, что он может быть потоплен, а потопление "Дойчланда" негативно скажется на духе нации. Опасения оказались не напрасными. "Лютцов" был несколько раз подбит, а 16 апреля 1945 года, находясь в Свинемюнде (Норвегия), попал под налёт британских ВВС, получил тяжёлые повреждения и сел на грунт. При приближении советских войск 4 мая 1945 года был взорван экипажем.

Советские специалисты подняли "Лютцов" и 26 сентября 1946 года. Он был включён в списки ВМФ СССР, но восстановление основательно разрушенного корабля было признано нецелесообразным. В дальнейшем он использовался как мишень на стрельбах Балтийского флота. Окончательно затоплен в ходе учений в 1949 году.

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Зона влияния человека давно простирается за пределы земной атмосферы, поэтому защитники окружающей среды не стесняются выражать свою озабоченность как загрязнением ближайшего космоса, так и проблемой утилизации отходов от профильной деятельности на Земле. Японские учёные рассчитывают ...
Уже большое количество стран перестало выдавать визы гражданам России, однако сейчас вполне серьезно обсуждается ещё и вопрос о возможном закрытии страны для выезда и въезда. Мера скорее вынужденная, однако она может оказаться очень длительной, всё это необходимо, чтобы справиться ...
На «Фликре» есть довольно большой «склад» фото советской Латвии и работ её дизайнеров. https://www.flickr.com/photos/designdust/ Эти две фотографии как раз оттуда. 1988-й год. Опытный трамвай производства РВЗ. Называется ТП-1. Трёхсекционный, солидный агрегат, скорее всего, даже ...
Самолет с кокаином из Аргентины был перехвачен во время совместной разработки аргентинской и российской полиции и тут же началось верещание - а вот же, руководство России барыжит кокаином, поскольку самолет в ведении правительства РФ. Мысль о том, что условные завхозы могут заниматься ...
*** Привет, Илья. Наблюдения за всеми этими митингами-петтингами наводят меня на грустные размышления. Не хочется повторять банальные вещи о том, что и так называемая оппозиция, и нынешние рули, за редчайшими исключениями, своим положением ...