Воронцовский дворец
grafoman62 — 13.03.2024Я уже здесь была 2 года назад. Странное немного впечатление. И тогда было ощущение какой-то несуразности и теперь.
Нет, конечно, - красота необыкновенная кругом, но за всё это великолепие в основном отвечают море, горы, деревья... А сам же дворец какой-то немного стрёмный.
Я последнее время изобрела для себя такую своего рода игру с самой собой. Когда я куда-то приезжаю в новое место, да или просто гуляю, то забавы ради включаю для себя "режим инопланетянина". Что имеется ввиду?
Я представляю себя некой личностью, которая только что прилетела с другой планеты, допустим с Марса, и все что она здесь сейчас увидит - для неё ново и незнакомо. Безо всяких там "априорных знаний" или - я как "свежий дурак с мороза". Такой режим восприятия слегка меняет оптику. Хотя порой немного жутковато бывает.
Итак, начнём с архитектуры. Эклектика - это даже не совсем то слово. Ощущение, что автор был немного под веществами. Совершенно непонятно, что этим "хотел сказать художник". Какой-то странный гибрид из английского средневекового замка-крепости и марокканского минарета. (Я не шучу, там на входе сура из Корана висит и везде башни для муэдзинов понаставлены). Но даже не в этом странность, а в самом строительном камне, из которого этот дворец построен.
Называется он - габбро-диабаз. И мало того, что он тёмный и некрасивый сам по себе, но он ещё дико трудоёмкий в обработке. Относится к категории самых твёрдых гранитов. (хотя, точнее - базальтов, они ещё тверже). По этой самой причине строили этот дворец больше 20 лет. Все эти двадцать лет крепостные обрабатывали этот диабаз какими-то ручными стамесками. (Естественно, в 18 веке никаких же станков не было). Логический вопрос - это всё нахрена?
Несколько слов про самого хозяина замка.
Итак, граф (впоследствии - светлейший князь) Воронцов М. С. - видный военный и государственный деятель. Один из богатейших людей Российской империи, собственник лучших крымских земель (и не только крымских), единоличный владелец множества поместий, хозяин 80 тысяч (восемьдесят тысяч) крепостных душ (рабов, иными словами) и состояние которого исчислялось 12 миллионами золотых рублей.
( Я потом не поленилась, залезла в интернет и прочитала про расходы этого периода времени средней крестьянской семьи с женой и двумя детьми за год. Там перечислялись все расходы, включая одежду, еду, корм скотине, подати, оброк и.т.д... Итого - 26 рублей 43,5 копеек. Подчеркну - это расходы на семью в год.).
Словом, у графа были ещё те рубли, не наши теперешние...
Всё это нам экскурсовод рассказывал закатывая глаза. Имеется ввиду, что это должно вызывать у всех нас благоговейный трепет и восторг. Но у меня что-то не очень получалось - я ведь "режим инопланетянина" включила и у меня мысль о том, что какие-то люди потратили 20 лет своей жизни, чтобы долбить стамеской этот габбро-диабаз и всё это для того, чтобы построить очередной дворец для какого-то графа, - как-то не вызывает умиления. А только ощущение какой-то дичи.
Потом экскурсовод нам с придыханием рассказывал какой был прекрасный и выдающийся этот граф (в последствии - светлейший князь)! Он и умный и образованный и столько всего хорошего сделал! Так я тут даже и не спорю. Они все просто молодцы. И культурные, и образованные, и красивые. Всё так.
Но вот ведь в чем загогулина получается: для того, чтобы хорошо и вольготно жили все эти прекрасные и замечательные люди, необходимо, даже обязательно необходимо одно маленькое условие: у миллионов других людей не должно быть уже никакой жизни вообще. У них не должно быть даже своей личности (субъектности). Они рождены, чтобы послужить навозом, на которым будут произрастать эти прекрасные цветы.
"Чудесная эта эстетика" возможна только при условии: когда у горстки элиты горы денег, а кругом толпы людей, которым порой и жрать нечего и которые готовы за пайку пахать и долбить камни и граниты всю свою жизни, благо что средняя её продолжительность не больше 40 лет.
Зато как прекрасно и как восхитительно! Правда у меня что-то плохо получается восхищаться. (Не подумайте чего про меня - я не левак. Обычный инопланетянин)
Маленькая деталь. Воронцов заказывает проект дворца Эдуарду Блору - другу Вальтера Скотта и придворному архитектору короля Уильяма 4. Руководил непосредственно строительством тоже английский архитектор Вильям Гунт. Подозреваю, что всё это удовольствие не из дешевых.
(Я как-то попыталась у экскурсовода узнать хотя бы приблизительную стоимость. Она тяжело вдохнула, посмотрела куда-то вдаль и ответила: " Деньги немерянные, подсчитать смету невозможно. Но, очень, очень дорого, - даже для Воронцова.")
Внутри дворца тоже как-то неуютно от всей этой избыточной роскоши. Залы, вроде большие, но все заставлены какими-то резными комодами, креслами, стены обклеены шёлковыми обоями в цветочки-лепесточки и тут же на них висят двухметровые портреты в позолоченных резных рамах - все как в огромной лавке древностей. В глазах рябит. Дорого-богато, но и кому всё это надо - не ясно. Там 2 часа находится неуютно, а ведь люди ещё как-то жили.
Потом эти бесконечные и странные вазы из малахита. Они причем какие-то огроменные и всюду там расставлены. Я до сих пор не понимаю их функционал. Они для чего? Что они туда собирались наливать (или насыпать)?
И этот бесконечный пафос во всем... На картинах, скульптурах - везде - у всех такие важные физиономии, как будто они здесь с миссией какой-то (или геморрой прихватил бедолаг). Даже у мраморных мужиков с голой задницей выражения на лицах такие, словно бином Ньютона вычисляют. И да - это все называется высоким искусством, хотя на мой марсианский взгляд - это люди с не слишком большим умом и вкусом, но зато с немеренными деньгами, понабрали в одну кучу всякой бессмысленной шняги и радуются как дети.
Еще гид рассказал, как за льдом для охлаждения шампанского крепостные ходили на вершину горы Ай-Петри. (Оно понятно - холодильников ведь не было, надо же как-то шампанское охлаждать). И да - бутылка шампанского стоила 2 годовых бюджета крестьянской семьи. (Но это так, мелочи)
Потом нас повели в парк при усадьбе. Там всё тоже не просто так. Его закладкой руководил Карл Кебах - потомок династии садовников из немецкого города Зигмиринген. Помогали Кебаху крепостные Воронцова, а самые сложные работы выполняли солдаты сапёрного батальона. Зачем сапёры ему понадобились? Да камни бомбить, чтобы удовлетворить эстетическим запросам хозяина. Там по всему парку лежат огромные валуны. Я поначалу думала, что природные. Ан нет. Это крепостные вместе с саперами натаскали. Они там что-то у них должны символизировать. Какие-то свои масонские заморочки (Он же, помимо всего прочего, ещё и масоном был)
Зрелище пугающее. Валуны там циклопического вида, некоторые величиной с дом; таскали их, похоже, тоже лет 20. С этих валунов струятся водопады - тоже искусственного происхождения. Между водопадами высажены экзотические деревья, привезённые на кораблях из Италии и Латинской Америки. Гумус и чернозём для деревьев натаскали крепостные с плато Ай-Петри.
Словом, много там всевозможного бреда, можно долго еще рассказывать, но всерьёз меня впечатлил только спящий лев. Там у подножия лестницы установлена скульптура одного итальянского мастера Бонанни из города Каррара. Она так и называется - "спящий лев" Её ещё Черчилль хотел купить, когда приезжал на Ялтинскую конференцию. Но ему не продали.
|
</> |