Воркута - Салехард - Лабытнанги - Плесецк - Москва
griphon_275 — 28.07.2014 Путешествие по северным краям нашей необъятной Родины благополучно завершилось!Из мрачно-депрессивной Воркуты я направился в столицу Ямало-Ненецкого автономного округа город Салехард.
Единственным адекватным способом добраться из одного города в другой является поезд №653/654 "Воркута-Лабытнанги", ну и далее - паром. Поезд этот довольно забавен - состоит он всего из двух пассажирских вагонов (одного общего и одного купейного) и 3-4 почтовых и багажных.
Поезд этот является эдаким "мостом жизни", так как связывает между собой глухие места, ни одно из которых не связано с внешним миром какой-либо нормальной дорогой (даже зимников во все эти места по сути нет). И если на участке "Воркута-Сейда" ходит довольно много других поездов, то на участке "Сейда - Лабытнанги" кроме этого лишь поезд "Москва - Лабытнанги" (фирменный дорогой). Грузовое движение здесь, как ни странно, крайне дохлое. При этом, местный поезд проходит два раза станцию Чум (за которой и начинается развилка направлений на Лабытнанги и Воркуту).
Поезд дневной, отправляется из Воркуты в 9.35 утра и идёт весь день. В какие-то дни он идёт от Воркуты до Л-ов 10 часов, в какие-то - 12. На каждой станции выгрузка/погрузка продовольствия, почты и всего остального необходимого. Таким образом стоянка длится от 1-2 минут до часа. Из пассажиров в основном встречаются: местные жители, железнодорожники, газовики и туристы. Последних очень много - едут на Полярный Урал со всей страны сплавляться, ходить пешком по горам. Часто попадаются детские группы. Виды по дороге - потрясающие. Горный хребет мимо вершин которого петляет железная дорога. Поезд из-за обилия кривых, а также устаревшей системы автоматизации идёт очень медленно - 20-30 км/ч
На станции Сейда встретился поезд "Лабытнанги - Москва". Подумалось мне, что вот сейчас он стоит на этой глухой станции где-то на самом краю света. А совсем скоро будет проезжать под моими окнами... В самих Лабытнангах поезд был только в 8 вечера. А на самом деле - 10. Здесь уже Ямало-Ненецкий округ, время +2 к московскому! Ну дальше осталось на паром и в Салехард!
Не успел я отойти от потрясений от увиденного в Воркуте, так тут меня накрыло с ещё большей силой. Я, конечно, мог бы предположить, что столица нефтяного региона будет отстроена хорошо, но не думал, что прямо настолько. Город - практически полная противоположность Воркуте - всё новое, свежее, недавно построенное (
Тяжеловато пришлось мне в первое время в Салехарде. Ребята, у которых я остановился, уходили на работу в 8 утра, а для меня это было фактически 6. Но зато они мне дали велосипед, благодаря которому я объехал практически весь город. Посмотреть в Салехарде есть чего. Заехал на речной вокзал - поразился обилию речного движения в окрестностях города. Надо как-нибудь сюда приплыть из Омска, пока корабли ещё ходит.
Решил на обратном пути разведать возможность проезда по линии "Обская - Бованенково". Я, видимо, тормоз, но про эту линию я узнал только сейчас. Когда слышал про Бованенково, думал, что это где-то в районе Нового Уренгоя. Ан нет, находится он на полуострове Ямал, а линия начинается практически с пригорода Лабытнангов - станции Обская. Она полностью принадлежит Газпрому, который построил её на свои деньги и эксплуатирует (возит рабочих в вахтовые посёлки, где буровые установки). Вероятность проехать, учитывая порядке в Газпроме, минимальная, но, как известно... В итоге мне удалось от отдельных людей выяснить, что проехать в принципе простым людям можно, но стоит это удовольствие официально 14000 рублей.
Я же в целях уточнения деталей решил направится на станцию Обская, откуда и планировал потом сесть на поезд в Сейду и далее на юг в сторону дома. В конце концов, мало ли что, а вдруг...? В итоге обошлось не без приключений, как всегда. Микрорайон Обская, около которой находится станция, находится на отшибе Лабытнангов, туда идёт маршрутка или автобус. Маршрутка, на которой я ехал, долго петляла по каким-то промзонам, а потом вдруг приехала на конечную.
- А где вокзал? - спрашиваю я водителя.
- Какой вокзал?
- Ну станция Обская.
- Аа.. Ну так мы проехали. Ну сейчас я обратно туда поеду. Что на трассу (в смысле на газопровод) едешь?
- Нет. Обратно. В Сейду и на юг.
- А чего вообще сюда приехал? Все едут из города.
Только потом я понял, как он был проав. В итоге меня высаживают в какой-то совершенно жопной промзоне - вокруг заборы, гаражи, лужи. Идёт дождь, дует пронзительный ветер. Водитель мне сказал идти "куда-то туда".. Пойдя в указанном им направлении, я через минут 10 очутился на газпромовской станции с теми самыми поездами, которые идут в заветное Бованенково (по самой северной железной дороге мира, между прочим!). Тут бы и узнать у них всё подробно, но... Но до моего поезда остаётся чуть меньше часа, а откуда он уходит, вообще непонятно. Если я на него опоздаю, то задерживаюсь ещё на одни сутки тут, и не попадаю на одно мероприятие в Архангельской области.
Никаких следов РЖД-шного вокзала, или хотя бы платформы, с которой мог уходить бы поезд "Л-и - Воркута", я не обнаружил. А спросить не у кого - людей вообще нет. Зашёл в здания - ни дежурные, ни кто-либо ещё, не знают ничего. Я пошёл по путям в сторону того, что напоминало изадлека здание ж.д. вокзала, но это оказалось им. Я уже впал в панику и ушёл довольно далеко от изначального места. К счастью, я вышел на стоянку машин, где оказались компетентные люди, предложившие подкинуть меня к месту прихода поезда на развозке с рабочими. Я согласился, и они в итоге привезли меня на изначальное место. Оказалось, что никакого вокзала и платформы нет, поезд останавливается прямо на путях. Тут он как раз и подошёл. Итогом этого стало немного потраченных нервов, а также неразведанная информация о возможности проезда по ведомственной линии. Ну всяко то сейчас было не до этого..
На обратном пути сделал заезд в Плесецк, под которым клуб транспортных путешественников организовал покатушку на ведомственной ж.д. линии. Ну и оттуда сразу домой. Так непривычно в Москве - безумно жарко, темно ночью.
А север всё же прекрасен!
|
</> |