Вопросы философии и психологии. Под ред. проф. Н. Я. Грота. Год первый. Книга
![топ 100 блогов](/media/images/default.jpg)
2. Критика эмпирического учения о сознании
...В наши дни едва-ли представляется нужным настаивать на значении “бессознательного” в душевной жизни человека: скорее приходится предостерегать против злоупотребления этим смутным термином. Как-бы то ни было, если мы, отрешившись от всяких предвзятых мнений, взглянем беспристрастно на свою собственную душевную жизнь, то несомненно убедимся, что сознательное в ней бесконечно перевешивается бессознательным, – точнее, что вне сферы нашего индивидуального сознания на каждом шагу совершается великое множество душевных процессов, обусловливающих собою наше эмпирическое сознание, – процессов несомненно разумного и психического характера: таковы восприятие, воспоминание, сравнение, обобщение, которые все большею частью совершаются нами непосредственно, интуитивно, даже там, где они весьма сложны. Каждое впечатление вызывает бессознательное суждение, каждое внешнее восприятие есть ряд интуитивных умозаключений. Всякое убеждение наше в какой-либо реальности, всякое понятие о чем-либо универсальном, посредствуется, как мы увидим, именно этой до-сознательной психической деятельностью, имеет свой корень в этом органическом сознании, в этом наследственном базисе всех индивидуальных сознаний.
...Отсюда возникает грубое противоречие, на которое указал сам Д. С. Милль: если сознание есть только ряд состояний, сцепившихся внешним образом между собою, то каким образом может оно осознавать себя в этом качестве? Или оно есть нечто большее, чем такой ряд, имеет в себе трансцендентальное начало и постольку оно более, чем индивидуально. Или-же оно должно утратить самосознание и всякую душевную индивидуальность.
|
</> |