«Вопросы философии» № 3 за 2011 г.
 papalagi — 02.11.2025
                                                
                        
                        
* Rathenau W. Von kommenden Dingen // Rathenau W.
Gesammelte Schriften. Bd. 3. Berlin: S. Fischer, 1925.
S....Согласно «Закату Европы» (1918), предназначение «фаустовского человека» заключается в том, чтобы творчески овладеть техникой. «Отважный пессимист» Шпенглер все-таки не был лишен упований и верил, что немецкому инженеру и рабочему самой судьбой уготовано соединить в себе добродетели пруссачества и социализма. Эта линия получила, с одной стороны, блестящее завершение в «Рабочем» (1932) Эрнста Юнгера, который увидел в «тотальной мобилизации» силу, направленную против буржуазного мира и предвещающую рождение новой иерархии ценностей. С другой стороны, шпенглеровская идея «фаустовской техники» вылилась в радикально-консервативную концепцию Ханса Фрайера: техника как оружие революционного народа.
...Отношение к технике у Фрайера, несомненно, формировалось под воздействием критики культуры. Как ученик Зиммеля он искал преодоления «трагического» разлома между жизнью и культурой. Переживание мировой войны (Kriegserlebnis), вторжение жизни в застывшую систему ценностей, стало для него, как представителя фронтового поколения, ключевым мировоззренческим и мобилизующим фактором. Так, в своем послевоенном эссе «Антей», своего рода воззвании к участникам Jugendbewegung, Фрайер отказывается от гуманитаристско-универсалистского обоснования этики в пользу конкретной связи с «землей», как места культурно-исторического укоренения человека*. В эссе «Государство» Фрайер отмечает, что «прогресс человеческой нравственности», т.е. процесс материальной цивилизации, представляет собой реальный процесс универсализации, «секулярный планетарный процесс, превращающий человечество в единый род». Экономика и техника производят продукты, которые легко переносятся на другие культуры.
Здесь Фрайер, подобно Шпенглеру, сталкивается с фундаментальной проблемой: возможно ли сохранение самобытной культуры конкретного народа перед лицом процесса реальной универсализации? Ведь Просвещение, либерализм и социализм исходят из рационально-универсальных притязаний на общезначимость (всемирная либеральная цивилизация или тотальное господство универсального разума). Фрайер, наоборот, настаивает на том, что «человечество» существует лишь как мозаика самобытных фёлькиш-культур, благодаря чему ему удается избежать нивелировки и гомогенизации, осуществляемых капитализмом. Таким образом, задача будущего заключается в признании техники культурой как ее собственного творения.
* Ср. высказывание Э. Юнгера: «Мы, националисты, не верим во всеобщие истины. Мы не верим в универсальную мораль. Мы не верим в человечество как коллективное существо с центральной совестью и единым правом. Но мы верим в жесткую обусловленность истины, права и морали временем, пространством и кровью. Мы верим в ценность особенного.» (Jünger E. Das Sonderrecht des Nationalismus // Arminius 8, 1927, H. 4, 3).
...Именно «народ», становящийся «государством» и «рейхом», создающий «пространство своей судьбы», способен решить и проблему отчуждения. Если марксистская перспектива вскрывает в объективности техники продукт деятельности субъекта, а на роль главного действующего лица истории выдвигает пролетариат, встраивающий технику в свой план тотального овладения природой, то национал-революционный проект Фрайера отводит главную интеграционную задачу «народу» – субъекту, принявшему форму политической общности. Техническое развитие приводится в непосредственное соприкосновение с волей «народа», а технические принципы представляют не социалистические рабочие, а слой техников и инженеров. Немецкий народ, питающий из своей субстанции национальную революцию, мобилизует технику на борьбу с природой*.
* См.: Freyer H. Der Staat. S. 175 f. Похожим образом писатель Арнольт Броннен, в конце 1920-х – начале 1930-х гг. близкий кругу «новых националистов» Эрнста Юнгера, определял технику как оружие нации в ее борьбе за существование и отстаивал тезис, что «основная сила техники внутренне присуща определенному народу и определенной расе» (Bronnen A. Nation und Technik // Münchener Neueste Nachrichten № 67, 09.03. 1933. S. 1–2).
...Отправной точкой полемики становится ключевое слово «диалектика средства», введенное Георгом Зиммелем, чьи лекции о кризисе культуры Фрайер до войны посещал в Берлине. Согласно Зиммелю*, технические средства в ходе развития необходимым образом поглощают все больше душевных сил. Опасность заключается в том, что технический инструментарий может превратиться в самостоятельную сущность: человек хотя и продолжает поддерживать работу машины, но уже не знает, для чего, и так средство из раба становится господином своего господина.
* Simmel G. Philosophie des Geldes. B.: Duncker&Humblot, 1956. S. 548 ff.
| 
                                         | 
                                    </> | 
            
                    Зажать и присосаться: сравниваем эффективность механических и вакуумных захватов                
                    Штрудель  на скорую руку                
                    На город обрушился маленький потоп                
                    О метаболизме и ожирении.                
                    Коть!                
                    PR–рова победа, или надолго ли хватит эффекта «Буревестника» против «Томагавков»                
                    Ещё 10 фривольных рисунков Бидструпа                
                    Жареный рис                
                    Фруктовый рай                
            
            
            
