Вопрос о раннем образовании
dpmmax — 04.05.2017Увидел тут на днях завлекалочку от какого-то частного детского сада, в которой обещают дать ребёнку чуть ли не университетское образование, и вспомнил о том, как в разные годы менялся подход к этому вопросу.
Где-то в восьмидесятые годы доводилось мне читать об исследовании, которое проводили с большой выборкой и на протяжении довольно длительного времени. В этом исследовании сравнивали, кого когда и чем удобряли, и что из кого выросло. Точнее, сравнивались люди, которых обучили, к примеру, счёту и письму в раннем возрасте, с теми, которым эти навыки дали позже. И сделали вывод, что в отдалённой перспективе не обнаружилось существенной разницы между теми и теми. Дескать, если есть чему развиваться - оно разовьётся вне зависимости от времени посадки, была бы почва благодатной. Если, конечно, не брать крайние варианты, вроде обучения письму и арифметике в том возрасте, когда уже наступает старческая ригидность психики.
Буквально через десяток лет, в девяностые, то ли подошёл срок для очередного витка спирали развития науки в полном соответствии с законами диамата, то ли виною всему ветры коммерции, которые кто-то там испустил, а население надышалось и выдало интоксикационный психоз с идеями личного обогащения - а только вдруг стали появляться научные статьи с полярно противоположными выводами.
Дескать, чем раньше ребёнка научить писать и считать, а также говорить не по-нашему, тем умнее и успешнее в жизни он вырастет, тем выше по социальной лестнице поднимется, пальме первенства вскарабкается и, лузгая там кокосы, будет поплёвывать с верхотуры кожурой во всех остальных слоупоков. А поскольку все вдруг стали поголовно частнопредприимчивыми, то тут же открылись всякие особые (да-да, и элитные тоже) садики, ясли и группы раннего развития, индивидуальные курсы и прочие кузницы, призванные пустить на поток производство
Мы и наш близкий круг общения как-то промахнулись мимо этой струи, но тема эта поднималась и в разговорах, да и писалось об этом немало. Впрочем, и до сих пор, как я вижу, пишется и обсуждается. Однако, вот так, чтобы лично-очно, результаты такого воспитания и раннего образования мы с Оксаной не видели и не можем составить какого-то определённого собственного мнения.
А между тем поколение, которое успело попасть под этот удар, к настоящему моменту уже выросло и должно либо получать высшее образование, либо даже приступить к работе. То есть, плоды раннего образования должны где-то и как-то быть уже видны.
Ну так как, сталкивались вы с такими ребятами? Есть ли у вас среди знакомых такие, которых обучали по этим специальным методикам? Если есть, то как, на ваш взгляд - есть ли заметная разница между ними и детьми, которые получали обычное (по срокам) воспитание и образование?
|
</> |