
Воля потребителя в условиях экономии: Третья Мировая война упростит


Первое и главное изменение: теперь потребитель вынужден понимать, что ему продают, какие возможны проблемы эксплуатации (из-за нарушения цепи поставок запчастей и расходных материалов, и из-за подорожания оных). Кроме того, потребитель стал беднее, а его уверенность в завтрашних доходах упала где-то к нулевой отметке - поэтому он всерьез задумался: а почему вещи продаются по такой цене? Может, есть возможность получить вещь с приблизительно теми же полезными функциями (без избыточных функций), но в разы дешевле?
Кроме того, потребитель задумывается: а не попадет ли он в зависимость от компании, обслуживающей вещь? В новых условиях, это может стать неприемлемой кабалой - так что выбор следует делать в пользу легко обслуживаемых вещей (т.е. таких, в которых может разобраться неспециализированный механик, электрик, и т.п.).
Разумеется, для компаний-производителей и дистрибьюторов как раз важно втянуть потребителя в кабалу (и эти компании будут всячески препятствовать появлению альтернативных продуктов). Но тут вступает в действие принцип послевоенной разрухи, препятствующий борьбе государственно-монополистического конгломерата против черного рынка.
Черный рынок в широком смысле слова - это центральная тема послевоенного оборота. В широком смысле - значит, это не просто "поле чудес" с нелегальной торговлей "с картонки", а параллельная инфраструктура производства и продвижения товаров, минуя легальные каналы и правила.
Черный рынок прагматичен - он формирует теневые фирмы, размер и стиль работы которых близок к текущему оптимуму. Это значит: фирмы не слишком маленькие (иначе получится высокая доля условно-постоянных издержек) но и не слишком большая (иначе получится сильнейшая зависимость от постоянства бизнес-среды, а постоянства в такие времена нет). Теневые фирмы будут обрастать гибкими микро-бизнесами по добыче комплектующих, перенастройке линий, продаже товаров, и постпродажному обслуживанию.
В какой-то мере это будет похоже на дальневосточную модель экономики в первое десятилетие после Второй Мировой войны - но с важной поправкой на гораздо более мощную информационную среду, позволяющую мониторить потребительский рынок легко кооперироваться для производства востребованных вещей и быстро находить альтернативы при каких-то сбоях цепочек.
И вот что важно: единожды возникнув в специфических военных и поствоенных условиях, такой механизм пустит корни и останется очень надолго (быть может, вообще исключив возвращение супер-корпораций на рынок)
...Такие дела...
|
</> |
