Волгоград. Красноармейский район - Саре**а.
flackelf — 24.03.2022 Очень трудно писать пост. Викимапия с конца февраля не работает с компьютера и кажется по всему миру. Видимо из-за войны.Работает только с телефона, а это крайне неудобно.
Предлагаю виртуально посетить самый юг, громадного и вытянутого словно серп вдоль Волги, города Волгограда. Это Красноармейский район города и у него довольно богатая история.
Эта часть Волгограда находится уже как бы за поворотом русла и громадной поймы Волги в сторону Астрахани. Красноармейский район сильно удален от центральной части Волгограда, примерно на 40 километров, но с Мамаева кургана трубы его крупных промзон в ясную погоду хорошо видны.
Первые поселения на территории района появились в начале XVIII века и это были в основном немецкие колонисты, которые основали тут колонию под названием - Сарепта. От нее осталось несколько старых построек и на этом месте образован историко-культурный заповедник.
В 90-е годы XIX века через эти места прошла железная дорога Царицын - Котельниково - Тихорецкая, соединившая Поволжье с Северным Кавказом. Была заложена жд станция Сарепта, ставшая чуть позже узловой и довольно крупной. Примерно с этих же годов началось промышленное развитие этой местности, был также построен порт на Волге в этом районе.
В 1920 году Сарепту переименовали в посёлок Красноармейск, название жд станции я так понял осталось прежним. В 1931 году Красноармейск был присоединен к Сталинграду.
В 1942 году этот район подвергался сильным бомбежкам, но немецкие войска не дошли до этих мест, будучи остановленными севернее.
Станция Сарепта, здешний порт на Волге были тыловой базой 64-й армии Шумилова, которая обороняла южную часть Сталинграда. Здесь же размещались госпиталя, склады, осуществлялась перевалка грузов с речных судов. Сарепта была также важной тыловой базой для войск ударивших по немцам 19 ноября 1942 года, со стороны южной части Сталинградского фронта.
В послевоенное время началось очень мощное промышленное развитие этого района, возникла очень большая южная промзона, в которую идет железнодорожная ветка со станции Сарепта. Большая часть предприятий относилась к нефте-химической и судостроительной отраслям.
Но самым эпохальным событием для всего этого района было открытие Волго-Донского канала в 1952 году. Канал помимо прочего стал и архитектурной достопримечательностью Красноармейского района - появилась красивая набережная с гигантским памятником Сталину, позже замененному на памятник Ленину, большая арка самого первого от Волги шлюза украсила здешние места. А сам канал навсегда разделил Красноармейский район на Приканальную и Заканальную части, каждая из которых имеет свою центральную часть. Соединены обе части района очень красивым и высоким мостом, по которому проходит линия трамвая - изолированная и не имеющая связи с остальным трамваем Волгограда.
Удаленный Красноармейский район вообще живет свое отдельной жизнью и во многом тут ощущаешь себя в отличие от центра Волгограда, словно в начале 10-х, конце нулевых годов. Многие детали напоминают об этом и чувствуешь себя как будто в машине времени перенесся на лет 12-14 назад.
Даже с местными "реальными пацанами" довелось познакомиться. Догнали на автомобиле на одной из улиц с вопросом - "чего это ты всё здесь фотографируешь". Но когда услышали про Петербург, про интерес к местным достопримечательностям, в частности к Волго-Донскому каналу, вдруг подобрели и отчалили.
1. Красноармейский район связан с остальным Волгоградом маршрутками и автобусами, но удобнее всего приехать сюда конечно же на городской электричке. Ехать от центра чуть менее часа.
Я вышел на платформе "Заканальная", чтобы от нее начать пешую прогулку по району.
2. Район около платформы. Время года конечно было не лучшее для прогулок по этому не самому благополучному району Волгограда.
3. Вся застройка советская, от послевоенной до 80-х годов.
4. Улица 40-летия Октября - одна из осевых магистралей заканальной части района. Тут ходит трамвай №11.
5.
6.
7. Вид на платформу с автомобильного путепровода. Это виды на восток, в сторону промышленной зоны.
Дорога 2-х путная - движение из промзоны большое.
8. А это в сторону Сарепты, где эта ветка соединяется с магистральной линией от Котельниково.
Видно характерное возвышенное плато, которое тянется вдоль всего Волгограда.
9.
10.
11.
12. Заброшенный кинотеатр типового советского проекта. Я такие много где встречал, были такие и в Киеве.
Почему его не снесут?
13. Это насколько я понял центровое место всего Заканалья. Тут рынок, многолюдно, много другой всякой разной торговли.
Трамвайная линия и основная дорога тут делают поворот в сторону моста через Волго-Донский канал.
14. Вот это все возвращает нас словно на десятилетие назад. Обратите внимание на автопарк.
15.
16.
17. Но мой путь дальше был по этой второстепенной улице. Она ведет прямо к гигантскому памятнику Ленину.
18. Вот в кадр попала группа молодых людей. Это они потом догнали меня на автомобиле.
19. А вот это вообще удивило! Не видел такого кажется нигде в России, чтобы пиво в ларьке прямо на улице.
20. Слева стоит высотка уже постсоветской постройки.
21.
22.
23. И еще одна строящаяся. Место тут неплохое, Волга уже совсем рядом и парк.
24.
25.
26. Новые дома рядом с набережной Волги.
27.
28. Вот и набережная с чугунными сталинскими столбами в стиле ампир. Открывали ее в 1952 году, одновременно с пуском канала.
29. Волга тут впечатляет своей шириной. На той стороне находится остров Сарпинский, самый крупный из всех здешних.
30.
31. Вот и этот знаменитый памятник. Его видно со многих точек района.
Вождь спокойно взирает на течение могучей реки Волги.
32. Направление на Астрахань. До нее километров 400.
33. И вид на север. Видно как Волга делает поворот на северо-восток.
34.
35. Информация о памятнике.
36.
37.
38.
39. А это как раз то место, где Волго-Донской канал соединяется с Волгой.
40. Сама набережная дальше идет уже вдоль канала.
41. Памятник Морякам защитникам Сталинграда на мысе, где соединяется канал с Волгой.
42.
43.
44. Красноармейский затон, где расположен Судоремонтный завод. Затон был использован при строительстве канала.
45.
46. Эстакада Первого шлюза.
47. Вот и арка Первого шлюза. Выполнена в стиле сталинский ампир.
48. Написано "Слава великому Ленину". А первоначально было - "Сталину". В 1961 году надпись заменили а буквы сбросили в воду. Их потом в 90-е нашли водолазы и определили в местный краеведческий музей.
49. Вдоль всей набережной между домами и каналом тянется парк.
50. Храм Фёдора Ушакова, построенный в нулевые.
51.
52. Собственно сам шлюз.
53. Здание Администрации водных путей.
Надо сказать, что постройка в 1952 году Волго-Донского канала было эпохальным событием. И не случайно его построили именно тут, где Дон и Волга наиболее близко проходят друг от друга а сами эти места с древних времен использовались для переволоки. Было много попыток начать его строить в предыдушие столетия, но реализован проект был в послевоенном СССР.
Постройка канала создала единую сеть внутренних вод России, соединившую бассейны нескольких морей, не зависящую от иностранных проливов. И позволила в том числе маневрировать и военными судами небольшого водоизмещения.
54. Видна Приканальная часть Красноармейского района.
55. Очень красивый высокий мост над каналом, соединяющий две части района. Он тут кажется единственный и судя по его виду, реконструировался в последние десятилетия.
56.
57. Здание администрации Красноармейского района. И советские высотки с видовыми квартирами.
Это я так понял самый центр Красноармейского района.
58.
59. Виды на шлюз с моста.
С этого шлюза начинается так называемая "волжская лестница", состоящая из 9 шлюзов. За ней идет спуск в долину Дона, который состоит из 4-х шлюзов.
Длина канала 101 километр. Строили его в том числе и пленные немцы.
60. Справа немного виден памятник Ленину.
61. Тут я сошел с моста, спустился вниз и прошел вдоль берега на другую сторону от него.
Там расположен примерно в метрах 500-х, историко-культурный заповедник "Старая Сарепта".
62. "Музей-заповедник «Старая Сарепта» был создан в 1989 году на базе сохранившегося историко-архитектурного комплекса колонии религиозного братства гернгутеров Сарепта. Сарепта была первой и единственной колонией Братского Союза гернгутеров на территории России. Сарептяне внесли значительный вклад в развитие экономики и культуры Нижнего Поволжья. Среди них были историки, археологи, этнографы, энтомологи и ботаники."
"В мае 2014 года в одном из корпусов музея-заповедника открылся первый в России музей горчицы. Место для музея выбрано не случайно: в Сарепте было положено начало разведению отечественной горчицы (этого я не знал), возникли первые заводы в России по переработке горчицы, и это место в XIX и начале XX века являлось центром горчичной промышленности России."
63. Тут каким-то чудом сохранился целый комплекс зданий конца XVIII века, причем немецкой постройки.
64. Кирха.
65.
66. Военкомат.
67. Такой себе милый европейский уголок в российском Нижнем Поволжье.
68.
69.
70.
71. А этот дом нуждается в реставрации.
72.
73.
74.
75.
80.
81.
82.
83.
84. Назад в центр Волгограда я уехал на городской электричке с этой вот платформы.
Поддержка блога.
Карта СБ России 5469 5500 5863 0507
|
</> |