Грязе-Царицынская железная дорога.

Фото залиты при помощи программы "Симейджик", адаптированной специально под платформу ЖЖ. Так что несмотря на чудовищные потери - жизнь продолжается и мой журнал - живой.
Это очень старая дорога, возникшая давным давно, но так и не ставшая двухпутной и электрифицированной.
Дорога эта начинается на станции Грязи, что еще в Центральной России, в черноземье, а заканчивается в Волгограде, бывшем Царицыне - Сталинграде. Длина магистрали 550 километров. От станции Грязи идет строго на юго-восток к Нижнему Поволжью.
Строилась очень давно, с конца 60-х годов XIX века, когда в 1869 году был построен первый участок от Грязей до Борисоглебска. В 1871 году дорогу продлили до Царицына.
Таким образом появилась транспортная связь центра страны с Нижним Поволжьем, а самыми первыми грузами перевозимыми по дороге стали зерно, соль и рыба, назад шел лес. В более поздний период к ним добавились в большом количестве нефтепродукты. Дорога стала частью большой дуговой транспортной магистрали от Риги на Балтийском море, до Нижней Волги. Кстати эта дуговая магистраль, проходящая через Витебск, Брянск, Орел, Елец и по сей день почти на всем протяжении - тепловозная. Кроме короткого участка Елец - Грязи.
Дорога эта остается единственной для города Волгограда, которая связывает его с Москвой и Петербургом по кратчайшему маршруту, но возможность ее модернизации и электрификации насколько я знаю, пока не рассматривается.
В самом середине пути находится большая узловая станция Поворино, где Грязе-Царицынскую пересекает важнейший электрифицированный магистральный ход Пенза - Лиски - Харьков. А на станции Иловля, что уже недалеко от Волгограда, к ней стыкуется Вожская рокада, построенная при СССР и ставшая в наши дни основной на Приволжской дороге.
В нулевые годы уже этого столетия Волжская рокада была электрифицирована и сейчас уже почти везде двухпутная.
Единственным крупным населенным пунктом на всей 550-километровой магистрали, является старинный русский город Борисоглебск, который стоит на притоке Дона реке Хопёр.
1. Станция Жердёвка на самом юге Тамбовской области, между Поворино и Грязями. Это северный участок дороги.
Благодаря долгой стоянке здесь удалось выйти и даже осмотреть окрестности. Вот на примере этой далёкой от всех городов, глубоко провинциальной станции как раз хорошо видна сущность этой железнодорожной магистрали.
Глушь, развитое сельское хозяйство, чернозём, недалеко стык нескольких областей - Воронежской, Тамбовской и Саратовской. От громадной Волгоградской мы пока тоже не слишком далеко уехали.

2. Это Тамбовская область. Самый ее юг. Старое название населенного пункта - Чибизовка.
Поселок, ставший в наше время небольшим городком, развился благодаря постройке в XIX веке Грязе-Царицынской дороги. Население 14 тысяч человек.
Ближайшие крупные города - Тамбов и Воронеж. От Москвы - 610 километров.

3. Очень симпатичный старый вокзал, построенный в XIX веке.
Надо сказать, что для Грязе-Царицынской дороги очень характерен краснокирпичный стиль. Для практически всех её построек.

4.

5. Есть пешеходный мост, с которого видна станция и ее окрестности.

6. ТЭП70 из депо Волгоград-Пассажирское, который тянул наш поезд всё довольно длинное плечо от Волгограда до Грязей.
Со сменой бригад по станции Поворино, а это примерно полпути.

7. Похоже на бывшую столовую. Здание оформлено в стиле характерном для Юго-Восточной дороги.

8. Виды с моста. Еще раз вокзал.

9. Вид на юго-восток, в сторону Борисоглебска и Волгограда.

10. Пост ЭЦ.

11. И на северо-запад в сторону Грязей и Ельца. Видны элеваторы, край то сельскохозяйственный.
Грузовое движение по этой магистрали не слишком интенсивное, до 7-8 пар в сутки.

12. Виден центр городка, стоящий на холме. Областной центр Тамбов где-то в этой стороне.

13.

14. Зашел в здание вокзала посмотреть на расписание. ПДСов три пары, все связывают Волгоград с Москвой и Петербургом.

15. Пригород ходит в сторону Поворино и на Грязи. Это как-бы стыковое место для всего пригорода на участке Грязи - Поворино.

16.

17. А вот как раз и пригородный из Грязей, представленный РА2.

18. Из-за долгой стоянки тут развита торговля. Поезда то ведь все столичные идут, а вдруг что-то купят.

Но вернемся немного назад, километров на 200 на юго-восток.
18. Утро в вагоне и сразу же несколько элеваторов в окне.
Самый северо-западный край просто гигантской Волгоградской области, которая размером со среднее европейское государство.
Где-то здесь недалеко расположен город Урюпинск.

19. На подходе к крупному жд узлу Поворино. Разобранный обход узла.
Тут проходит важнейшая магистраль Пенза - Лиски, электрифицированная в "переменке" еще в 60-е годы прошлого века. Хорошая связь промышленно развитого востока УССР и Поволжья с Уралом была очень важна для экономики СССР.

20. Поворино как городок появился по причине возникновения в этом месте в конце XIX века пересечения двух дорог.
Причем Грязе-Царицынская была проложена первее пересекающей дороги Лиски - Балашов. И тут другая дорога стала большой мощной магистралью, наша старенькая однопуточка так и осталась таковой.

21. Поворино встретило воинскими эшелонами. Тогда я это не постил эти снимки, но сейчас то уже можно. Это было 13 февраля, до начала событий оставалось 11 дней. Последние мирные деньки.
Вокруг эшелона ходили строгие часовые в темно-зеленом камуфляже.

22.

23.

24. Слева стоит электричка на Балашов, а еще левее тот самый эшелон, голова которого смотрела на Лиски.
Сзади меня стояли платформы с танками, но я не решился снимать, тем более на зеркалку.

25. Новый вокзал станции Поворино, построенный в 2014 году. Даже подсвечивается.
Еще в Поворино нет доступа к платформам с пешеходного мостика. Это значит если поезд встал не у первого пути, то выйти к вокзалу ничего не нарушая весьма проблематично, потому что пешеходных переходов на путях я тоже не видел.

26. А вот старый дореволюционный снесли и очень жаль. Вот этот был как раз от Грязе-Царицынской дороги.

27. Река Хопёр - крупный приток Дона, которая протекает возле Поворино и через город Борисоглебск. Борисоглебск близко от Поворино, всего на километров 20 севернее, но железнодорожным узлом город не стал, пересекающая железная дорога Пенза - Лиски прошла южнее.

28. Борисоглебск - крупнейший населенный пункт на всем пути от Волгограда до Грязей. Город основан в XVII веке как крепость на южных границах.
Население 60 тысяч человек. Узел автомобильных дорог.

29.

30. По всему пути, везде очень развитый агропром.

31. Железнодорожная постройка.

32. А тут старое здание обшили сайдингом.

33. Снято по пути туда.
Вокзал в Борисоглебске впечатляет своими размерами. Солидный город был до революции.

34.

35. РА2.

36. Сохранились также старые постройки депо.

37. И храм около железной дороги.

38. Река Ворона, приток Хопра. Протекает севернее Борисоглебска.

39. Станции на участке Борисоглебск - Грязи.

40.

41.

42.

43.

44. И опять элеваторы которых очень много. Некоторые заброшены и вместо них построено что-то новое и современное.

45.

46.

47. Заводская проходная.

48.

49. А эти домики явно железнодорожные.

50.

51.

52.

53. Башня Грязе-Царицынской дороги. XIX век.

54. Станция Грязи. Конец тепловозного пути от Волгограда длиною в 550 километров.
Теперь 100 километров на запад до Ельца, а потом на север на Москву. В Ельце в тот день было много военных эшелонов - грозные события неумолимо приближались.

55. Грязе-Царицынская дорога на карте.

|
</> |