­
­

Грязе-Царицынская железная дорога.

топ 100 блогов flackelf19.03.2022 Пост уже из прошлой жизни. Из моей волгоградской поездки, которая была в общем-то совсем недавно.
Фото залиты при помощи программы "Симейджик", адаптированной специально под платформу ЖЖ. Так что несмотря на чудовищные потери - жизнь продолжается и мой журнал - живой.

Это очень старая дорога, возникшая давным давно, но так и не ставшая двухпутной и электрифицированной.
Дорога эта начинается на станции Грязи, что еще в Центральной России, в черноземье, а заканчивается в Волгограде, бывшем Царицыне - Сталинграде. Длина магистрали 550 километров. От станции Грязи идет строго на юго-восток к Нижнему Поволжью.
Строилась очень давно, с конца 60-х годов XIX века, когда в 1869 году был построен первый участок от Грязей до Борисоглебска. В 1871 году дорогу продлили до Царицына.
Таким образом появилась транспортная связь центра страны с Нижним Поволжьем, а самыми первыми грузами перевозимыми по дороге стали зерно, соль и рыба, назад шел лес. В более поздний период к ним добавились в большом количестве нефтепродукты. Дорога стала частью большой дуговой транспортной магистрали от Риги на Балтийском море, до Нижней Волги. Кстати эта дуговая магистраль, проходящая через Витебск, Брянск, Орел, Елец и по сей день почти на всем протяжении - тепловозная. Кроме короткого участка Елец - Грязи.

Дорога эта остается единственной для города Волгограда, которая связывает его с Москвой и Петербургом по кратчайшему маршруту, но возможность ее модернизации и электрификации насколько я знаю, пока не рассматривается.
В самом середине пути находится большая узловая станция Поворино, где Грязе-Царицынскую пересекает важнейший электрифицированный магистральный ход Пенза - Лиски - Харьков. А на станции Иловля, что уже недалеко от Волгограда, к ней стыкуется Вожская рокада, построенная при СССР и ставшая в наши дни основной на Приволжской дороге.
В нулевые годы уже этого столетия Волжская рокада была электрифицирована и сейчас уже почти везде двухпутная.
Единственным крупным населенным пунктом на всей 550-километровой магистрали, является старинный русский город Борисоглебск, который стоит на притоке Дона реке Хопёр.

1. Станция Жердёвка на самом юге Тамбовской области, между Поворино и Грязями. Это северный участок дороги.
Благодаря долгой стоянке здесь удалось выйти и даже осмотреть окрестности. Вот на примере этой далёкой от всех городов, глубоко провинциальной станции как раз хорошо видна сущность этой железнодорожной магистрали.
Глушь, развитое сельское хозяйство, чернозём, недалеко стык нескольких областей - Воронежской, Тамбовской и Саратовской. От громадной Волгоградской мы пока тоже не слишком далеко уехали.
Грязе-Царицынская железная дорога.


2. Это Тамбовская область. Самый ее юг. Старое название населенного пункта - Чибизовка.
Поселок, ставший в наше время небольшим городком, развился благодаря постройке в XIX веке Грязе-Царицынской дороги. Население 14 тысяч человек.
Ближайшие крупные города - Тамбов и Воронеж. От Москвы - 610 километров.
Грязе-Царицынская железная дорога.

3. Очень симпатичный старый вокзал, построенный в XIX веке.
Надо сказать, что для Грязе-Царицынской дороги очень характерен краснокирпичный стиль. Для практически всех её построек.
Грязе-Царицынская железная дорога.

4.
Грязе-Царицынская железная дорога.

5. Есть пешеходный мост, с которого видна станция и ее окрестности.
Грязе-Царицынская железная дорога.

6. ТЭП70 из депо Волгоград-Пассажирское, который тянул наш поезд всё довольно длинное плечо от Волгограда до Грязей.
Со сменой бригад по станции Поворино, а это примерно полпути.
Грязе-Царицынская железная дорога.

7. Похоже на бывшую столовую. Здание оформлено в стиле характерном для Юго-Восточной дороги.
Грязе-Царицынская железная дорога.

8. Виды с моста. Еще раз вокзал.
Грязе-Царицынская железная дорога.

9. Вид на юго-восток, в сторону Борисоглебска и Волгограда.
Грязе-Царицынская железная дорога.

10. Пост ЭЦ.
Грязе-Царицынская железная дорога.

11. И на северо-запад в сторону Грязей и Ельца. Видны элеваторы, край то сельскохозяйственный.
Грузовое движение по этой магистрали не слишком интенсивное, до 7-8 пар в сутки.
Грязе-Царицынская железная дорога.

12. Виден центр городка, стоящий на холме. Областной центр Тамбов где-то в этой стороне.
Грязе-Царицынская железная дорога.

13.
Грязе-Царицынская железная дорога.

14. Зашел в здание вокзала посмотреть на расписание. ПДСов три пары, все связывают Волгоград с Москвой и Петербургом.
Грязе-Царицынская железная дорога.

15. Пригород ходит в сторону Поворино и на Грязи. Это как-бы стыковое место для всего пригорода на участке Грязи - Поворино.
Грязе-Царицынская железная дорога.

16.
Грязе-Царицынская железная дорога.

17. А вот как раз и пригородный из Грязей, представленный РА2.
Грязе-Царицынская железная дорога.

18. Из-за долгой стоянки тут развита торговля. Поезда то ведь все столичные идут, а вдруг что-то купят.
Грязе-Царицынская железная дорога.

Но вернемся немного назад, километров на 200 на юго-восток.

18. Утро в вагоне и сразу же несколько элеваторов в окне.
Самый северо-западный край просто гигантской Волгоградской области, которая размером со среднее европейское государство.
Где-то здесь недалеко расположен город Урюпинск.
Грязе-Царицынская железная дорога.

19. На подходе к крупному жд узлу Поворино. Разобранный обход узла.
Тут проходит важнейшая магистраль Пенза - Лиски, электрифицированная в "переменке" еще в 60-е годы прошлого века. Хорошая связь промышленно развитого востока УССР и Поволжья с Уралом была очень важна для экономики СССР.
Грязе-Царицынская железная дорога.

20. Поворино как городок появился по причине возникновения в этом месте в конце XIX века пересечения двух дорог.
Причем Грязе-Царицынская была проложена первее пересекающей дороги Лиски - Балашов. И тут другая дорога стала большой мощной магистралью, наша старенькая однопуточка так и осталась таковой.
Грязе-Царицынская железная дорога.

21. Поворино встретило воинскими эшелонами. Тогда я это не постил эти снимки, но сейчас то уже можно. Это было 13 февраля, до начала событий оставалось 11 дней. Последние мирные деньки.
Вокруг эшелона ходили строгие часовые в темно-зеленом камуфляже.
Грязе-Царицынская железная дорога.

22.
Грязе-Царицынская железная дорога.

23.
Грязе-Царицынская железная дорога.

24. Слева стоит электричка на Балашов, а еще левее тот самый эшелон, голова которого смотрела на Лиски.
Сзади меня стояли платформы с танками, но я не решился снимать, тем более на зеркалку.
Грязе-Царицынская железная дорога.

25. Новый вокзал станции Поворино, построенный в 2014 году. Даже подсвечивается.
Еще в Поворино нет доступа к платформам с пешеходного мостика. Это значит если поезд встал не у первого пути, то выйти к вокзалу ничего не нарушая весьма проблематично, потому что пешеходных переходов на путях я тоже не видел.
Грязе-Царицынская железная дорога.

26. А вот старый дореволюционный снесли и очень жаль. Вот этот был как раз от Грязе-Царицынской дороги.
Грязе-Царицынская железная дорога.

27. Река Хопёр - крупный приток Дона, которая протекает возле Поворино и через город Борисоглебск. Борисоглебск близко от Поворино, всего на километров 20 севернее, но железнодорожным узлом город не стал, пересекающая железная дорога Пенза - Лиски прошла южнее.
Грязе-Царицынская железная дорога.

28. Борисоглебск - крупнейший населенный пункт на всем пути от Волгограда до Грязей. Город основан в XVII веке как крепость на южных границах.
Население 60 тысяч человек. Узел автомобильных дорог.
Грязе-Царицынская железная дорога.

29.
Грязе-Царицынская железная дорога.

30. По всему пути, везде очень развитый агропром.
Грязе-Царицынская железная дорога.

31. Железнодорожная постройка.
Грязе-Царицынская железная дорога.

32. А тут старое здание обшили сайдингом.
Грязе-Царицынская железная дорога.

33. Снято по пути туда.
Вокзал в Борисоглебске впечатляет своими размерами. Солидный город был до революции.
Грязе-Царицынская железная дорога.

34.
Грязе-Царицынская железная дорога.

35. РА2.
Грязе-Царицынская железная дорога.

36. Сохранились также старые постройки депо.
Грязе-Царицынская железная дорога.

37. И храм около железной дороги.
Грязе-Царицынская железная дорога.

38. Река Ворона, приток Хопра. Протекает севернее Борисоглебска.
Грязе-Царицынская железная дорога.

39. Станции на участке Борисоглебск - Грязи.
Грязе-Царицынская железная дорога.

40.
Грязе-Царицынская железная дорога.

41.
Грязе-Царицынская железная дорога.

42.
Грязе-Царицынская железная дорога.

43.
Грязе-Царицынская железная дорога.

44. И опять элеваторы которых очень много. Некоторые заброшены и вместо них построено что-то новое и современное.
Грязе-Царицынская железная дорога.

45.
Грязе-Царицынская железная дорога.

46.
Грязе-Царицынская железная дорога.

47. Заводская проходная.
Грязе-Царицынская железная дорога.

48.
Грязе-Царицынская железная дорога.

49. А эти домики явно железнодорожные.
Грязе-Царицынская железная дорога.

50.
Грязе-Царицынская железная дорога.

51.
Грязе-Царицынская железная дорога.

52.
Грязе-Царицынская железная дорога.

53. Башня Грязе-Царицынской дороги. XIX век.
Грязе-Царицынская железная дорога.

54. Станция Грязи. Конец тепловозного пути от Волгограда длиною в 550 километров.
Теперь 100 километров на запад до Ельца, а потом на север на Москву. В Ельце в тот день было много военных эшелонов - грозные события неумолимо приближались.
Грязе-Царицынская железная дорога.

55. Грязе-Царицынская дорога на карте.
Грязе-Царицынская железная дорога.

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Ходили в воскресение на новый фильм «Метро» (2013 г.) и я, рекомендую его смотреть именно в кинотеатре. Если Вы попробуете его посмотреть дома, то вряд ли сможете, до конца оценить качество фильма. Признаюсь, что шел на это кино, с большой долей ...
Знаменитый московский терапевт конца XIX века Григорий Захарьин прославился не только тем, что любил конфеты и резко разговаривал с пациентами, но еще и занятными советами, которые давал вроде бы невпопад, но почему-то всегда попадал в точку. Доктор брал за свой визит по 100 рублей, а ...
— Вынужден был заказать себе такси. Случайно нажал на свой же адрес: в результате «Убер» предложил мне доехать от меня ко мне же домой за 280 р. — Путь к себе — самый трудный. Если преодолеть его поможет Акимжон на Солярисе меньше, чем за 300 рублей — считаю, тут и думать ...
Оригинал взят у edward_210 в Пятничная красавица . ...
  Нет денег на еду?! - пффф, зато 2 новых сумочки, юбка, куча красок и всякой разной ерунды. Я немало зарабатываю, но я много трачу. Господь не вложил в мою душу практичности, и в моем мире - завтра не наступит никогда. А, плевать... заработаю себе ...