Волга впадает в Черное море
novayagazeta — 18.05.2014Казанские татары обеспокоены тем, что с их проблемами скоро столкнутся и крымские собратья.
С присоединением Крыма татар в России заметно прибавилось. Крымские татары — снова наши. В Татарстане эта радость особая. Республика, которая считается примером межнационального согласия, стала посредником в установлении прочных отношений Федерации с ее новым субъектом.
Контакты на высоком уровне внушают надежду на то, что татары с берега Черного моря заживут в России не хуже, чем татары с берега Волги. Этот оптимизм, однако, не разделяют во Всетатарском общественном центре (ВТОЦ) — организации, которая за 25 лет существования повидала всякое.
Галишан Нуриахмет: русским языком — о татарских проблемах. Фото автора |
Свое 25-летие ВТОЦ чуть было не отметил в апреле. На юбилейный курултай в Казань прибыли делегаты из 32 регионов России — более 350 человек. В их числе было немало заслуженных людей: академики, деятели культуры, бывшие депутаты Госдумы России… В память о событии они увезли групповой снимок, сделанный на ступенях Дворца химиков. Здесь же, на свежем воздухе, была зачитана резолюция курултая, которую на слух с трудом воспринимали присутствующие омоновцы, сотрудники ДПС, водители автозаков и прочие спецпредставители общественности. Во дворец, несмотря на оплаченную аренду помещения, делегатов не пустили и велели разойтись.
Ранее руководству ВТОЦ отказало еще несколько дворцов. В частности, национально-культурный центр «Казань», с которым уже договорились об аренде зала, но вдруг выяснилось, что в здании надо срочно менять электрические кабели. Такое вот короткое замыкание.
Напомним, что ВТОЦ — не подпольная организация, хотя уже
полуподвальная (недавно ее выселили из двухэтажного особняка в
центре города в куда менее престижное помещение ниже уровня Волги).
Татарский центр зарегистрирован по всем законам и знавал хорошие
времена, когда был нужен республиканской власти. На многотысячных
митингах активисты национального движения защищали президента
Татарстана Минтимера Шаймиева от гнева Москвы, после того как он
неосмотрительно поддержал ГКЧП. В пору суверенитета местная власть
к лозунгам ВТОЦ относилась с заметным пониманием. Теперь трудное
слово «суверенитет» казанские политики не выговаривают, а ВТОЦ
остался, и непонятно, как с ним быть, хотя он все меньше занимается
политикой и все больше сосредотачивается на проблемах национальной
культуры, языка и образования. Все меньше народа приходит на его
мероприятия, но присматривают за ним все более пристально. А тут
еще возник Крым…
По отношению к Крыму ВТОЦ изначально занял позицию, которая шла вразрез с официальной позицией Татарстана, а также — с позицией некоторых других татарских общественных организаций. Еще в марте он призвал крымских татар к бойкоту референдума: «В России у вас будущего нет, и не может быть! Для татарского мира, пока существует эта последняя империя, всегда будет существовать угроза этноцида, потери языка, культуры и любых форм государственности».
Затем последовали одиночные пикеты с лозунгами типа: «Крымские татары, не верьте обещаниям Москвы!» Сейчас те, кто вышел на эти пикеты, предстают перед судьями и платят штрафы. Почему выход на одиночный пикет вдруг стал нарушением закона? В этом разобралась прокуратура Казани. Как оказалось, серия пикетов была задумана в едином центре (всетатарском общественном), и, как говорится в постановлении прокурора, акции «носят единую цель, а тем самым единый умысел на проведение несанкционированных публичных мероприятий». Какую же цель усмотрел первый заместитель прокурора города Фарит Сафин? Он пишет: «Установлено, что 6 марта 2014 года на президиуме ВТОЦ было принято решение о необходимости проведения публичных мероприятий с целью недопущения эскалации Украины».
Что такое «эскалация Украины»? Эскалация — это, как известно, расширение, увеличение. Выходит, ВТОЦ не хочет расширения Украины, а прокурор — хочет? Тогда кого — к судье?
Но, несмотря на такие формулировки, судят все-таки гражданских активистов. Повестку получил и председатель ВТОЦ Галишан Нуриахмет. Полтора года назад в публикации «Смирительная мантия» «Новая газета» рассказала о том, что 74-летнего в ту пору Галишана Закирзяновича, бывшего федерального судью, за участие в политической деятельности лишили статуса судьи в отставке. Теперь и пенсия у него не судейская, а обычная российская — 9965 рублей.
— Мне грозит штраф от 30 до 50 тысяч, — говорит он. — Нашему молодому активисту Наилю Набиуллину сегодня присудили 10 тысяч. А всего привлекаются к административной ответственности 7 человек.
Галишан Нуриахмет полагает, что крымские татары получат в России проблемы не только со свободой слова. Трудности у них могут возникнуть с образованием на родном языке. Так, в Татарстане закрылось множество школ с преподаванием на татарском. Здешним школьникам не разрешено сдавать на родном языке ЕГЭ и по результатам этих экзаменов поступать в вузы. Могут возникнуть в Крыму и проблемы религиозного характера. Дескать, подбросят в мечеть экстремистскую литературу и объявят мирных мусульман ваххабитами.
Спрашивается, почему бы руководителям ВТОЦ не встретиться с крымскими собратьями и не обсудить возможные проблемы? Тем более что представительная делегация крымских татар недавно приезжала в Казань.
— Нас на встречу с этой делегацией не пригласили, — говорит Галишан Нуриахмет. — Более того, сделали всё, чтобы мы не встретились.
Надо сказать, крымские татары проявляют осмотрительность в контактах и договоренностях. В Казани они неожиданно отказались подписать договор с другой общественной организацией — с приближенным к власти Всемирным конгрессом татар. Ничего не имея против дружбы с Татарстаном, крымские братья хотят удостовериться в благих намерениях России, которые, как они понимают, зависят не от Казани, а от Москвы.
Борис Бронштейн
обозреватель «Новой»
|
</> |