"Волчок" в "Закрытом просмотре" А.Гордона. Мои кухОнные страсти
ladyzhets — 29.10.2010 Какая-то удивительная ментально-событийная история произошла со мной только что. Она настолько меня поразила, что в двух словах расскажу.Для фона включила на кухне телевизор - 1-й канал. Кадр: женщина рассказывает девочке нечто о том, как нашла ее в мешке на кладбище волчонком, из которого пришлось выдрать всю шерсть. Как потом оказалось, шла программа А.Гордона "Закрытый просмотр", с демонстрацией и обсуждением фильма В.Сигарева "Волчок", получившего гран-при "Кинотавра", призера Цюрихского кинофестиваля и номинанта российской павильонной программы Каннского в 2009 г.
Волчок | |
Жанр | |
---|---|
Режиссёр | |
Продюсер | |
Автор сценария |
|
В главных ролях |
|
Оператор | |
Кинокомпания | |
Длительность |
88 мин. |
Страна | |
Год | |
IMDb |
На просмотрах Гордона простых и однозначных фильмов не бывает. Попадает то, что вызывает острую полемику. В данном случае "партии оппонентов и защитников" были представлены обобщенными вердиктами: "рвотная чернуха, с отсутствием постановочной идеи"; и "все имеет право быть услышанным".
Разумеется, фильм жестокий, предельно дегуманизированный и деэстетизированный. Смотреть сложно, оторваться невозможно. Персонально мне эта тематическая линейка "Платонова/Петрушевской", по разным умственным обоснованиям, мало интересна. Но фильм и обсуждение держали, как захлопнувшийся капкан.
Дилемма для меня состояла в том, на что опереться и вскарабкаться, обретя под ногами почву. С одной стороны, моя в профессорской рамочке окультуренность съеживалась и надувала щеки от всей жести тупого вандализма срезанных жизней, промелькнувших без признаков мозга. С другой, вторая рамочка профессионального социолога шла на таран, требуя анализа с позиций открытости любым социальным проблемам. Здесь их было две: детская потребность в родительской любви и чудовищная материнская безответственность. Все это - в тупом, амебном, безмозглом социуме, подсмотренном с диагнозом бешенства матки.
Слов в обсуждении было сказано много, договорились только до права Сигарева предстать в "Просмотре" с еще одним шедевром, вооруженного, по саркастическому предложению Гордона, хирургическим скальпелем. Фильму было отказано в статусе сюжетной истории. И никто из полемистов, включая автора сценария и исполнителей, не сказал о том, что я прочитала в сети сразу после передачи.
Вот выдержка из интервью В.Сигарева о фильме, обстоятельствах его возникновения и своей жене - исполнительнице роли матери девочки-волчка-волчонка: "Яна Троянова... да, вот она и рассказала мне все это. Рассказала мне о событиях и ощущениях своего детства и буквально заставила написать этот сценарий. Образно выражаясь, заставила. Она заразила меня этой идеей и очень помогала во всем – во время подготовки она была самым главным человеком."
Социолог победил. Промахом всех именитых арбитров было то, что они обсуждали кинематографический формат с позиций критиков-интеллектуалов. Но дом рассуждений оказался на песке. Фундамента болевого шока реально пережитого не заметил никто из полемистов, а для создателей ленты это было отправным.
Когда я случайно снова включила 1-й канал, женщина в кадре рассказывала девочке нечто о том, как нашла ее в мешке на кладбище волчонком, из которого пришлось выдрать всю шерсть. Оказалось, что пару часов назад я попала на 1-й канал, транслируемый для уральско-сибирского региона. Кадр в кадр. Такой вот нереальный закольцованный сюрр.