Вокруг Усть-Каменогорска, часть 1

топ 100 блогов modelman — 02.05.2024 Проводя отпуск в Алмате на родине жены с семьей, я договорился с ней, что выберусь дважды на транспортно-краеведческие трипы – всё же надо и перезагрузиться немного. Второй планируемый трип ожидался достаточно коротким; а первый я хотел растянуть дня на три, поделав что-то в Усть-Каменогорске и окрестностях.

В Усть-Каменогорске кроме общего краеведения мне надо было в архив: именно там хранились метрические книги Александро-Невского собора города Зайсана, где жили предки жены. Забегая вперед, в архиве получилось сложно: как оказалось, там не «компьютеры в читальном зале», а один компьютер, на который всегда было несколько желающих. В итоге за два дня удалось поработать на запасных компах сотрудников архива часа три. Кое-какие документы я нашёл, но эта история, видимо, будет продолжаться.

Кроме города, хотелось сгонять на дизеле в Риддер по следам Александра Шубина и придумать что-нибудь еще. В виде «чего-нибудь еще» сначала Саша Фетисов предложил идею обкатать поезд в Зыряновск (Алтай), а потом обнаружился АН-24 авиакомпании «Южное Небо» в тот же Зайсан. Я несколько дней крутил варианты и был вынужден признать, что все три вылазки за два дня не сделать, да и за три не особенно. Пожертвовать пришлось Зыряновском – в том числе потому, что с 1 мая радикально меняется расписание этого поезда, и теперь в обе стороны он идёт днём. Буду жив и здоров – попробую, например, доехать до Зыряновска с утра попуткой, быстро осмотреть город и уехать в Усть-Каменогорск поездом. Но это потом.

Как многие знают, с 2022 года у нас куча проблем с оплатой российскими картами даже в Казахстане. Поэтому пришлось подготовиться. Следуя советам Евгения Баскакова и Лёши Длугача (спасибо им!), я в Алмате завёл казахстанский ИИН, на следующий день с ИИН сделал карту Kaspi, установил одноименное приложение, а также приложение InDriver для заказа такси. Indriver я пользовался в межгороде – попозже расскажу, как именно. В городах я ездил Яндекс.Такси – дело в том, что мне тактически удобнее было, чтобы средства за проезд продолжали списываться с российской карты, а привязанная карта ВТБ вполне работала как обычно (может и другие работали, не знаю). Более того, в банкоматах ВТБ в Казахстане все еще можно снять деньги (тенге) с российских карт – с не очень большой комиссией.

В Усть-Каменогорск из Алматы я летел авиакомпанией FlyAristan – лоукостером от Air Astana. Чудом не опоздал – и так выходил не слишком заранее, а тут ДТП на дороге в аэропорт резко ухудшило прогноз. Только структура пожилого аэропорта Алматы, в которой ты можешь от входа (нет входного досмотра) до гейта внутренних линий пройти минуты за три (если очереди нет) помогла мне успеть на посадку достаточно комфортно. Регистрироваться на FlyAristan надо заранее, и я везде пробежал с посадочным талоном в телефоне.

Любопытно, что по дороге в аэропорт я увидел поезд с обычным локомотивом и примерно восемью оранжево-синими вагонами, который полз к станции Алматы-2. Я напряг зрение и с удивлением увидел трафарет «Алматы – Казыбек-Бек». Прикол в том, что в Казыбек-Бек ходит один из немногочисленных пригородных поездов от Алматы (второй, кажется, в Капчагай). Будучи привлечен названием, я даже аккуратно агитировал жену прокатиться на нем с семьей, ожидая увидеть электричку или тоже какой-нибудь дизель-поезд. Однако такой длинный «поезд с тетками», кажется, эту идею несколько отложит – фигачить туда и назад с детьми в нём не так интересно. Любопытно также, кто на нём ездит и почему по этой ветке именно поезд (да еще такой длинный), а не (только) автобусы и многочисленные попутки. Ну и в заключение добавлю, что, судя по расписанию, он опаздывал минут на 20.

Вокруг Усть-Каменогорска, часть 1

В Усть-Каменогорск (Оскемен, как он сейчас официально называется, причем чаще это произносят как «Уськаман») лететь 1.15. Fly Aristan не слишком впечатлил – самолет не очень новый, пространства между рядами немного. Ну ладно, лететь недолго.

В аэропорту Усть-Каменогорска решил такси не брать, а доехать на местном автобусе до центра – то есть дворца спорта, он же хоккейный дворец имени Бориса Александрова «Торпедо». До него шли практически все автобусы, а сел я на маршрут №2, который ехал в основном не совсем по центру, а по длиннющей улице Бажова (писатель провел много времени в этих краях). Автобус был классическим европейским пенсионером, наблюдались многочисленные надписи на шведском языке. Именно такой парк составляет в Усть-Каменогорске большинство.
Вокруг Усть-Каменогорска, часть 1

Меня как любителя хоккея очень радовал тот факт, что хоккейный дворец – доминанта центра города и вообще узловая точка. Хоккей в Усть-Каменогорске очень популярен, и в советское время «Торпедо» хоть мало что выигрывало, но мощно гремело. С раннего детства помню. Отсюда родом множество приличных и отличных хоккеистов – например, клёвый вратарь Антон Худобин; а самый известный воспитанник – Борис Александров, в честь которого и назван дворец.

Вокруг Усть-Каменогорска, часть 1

Сезон был уже окончен. Вообще, надо сделать лирическое отступление и сказать, что власти Казахстана, увы, кажется, слегка разочаровались в хоккее. В принципе, их можно понять – сборная давно толком ничего не выигрывала; «Барыс» уже довольно давно не может выйти в плей-офф КХЛ (о кубке и речи не идёт), в НХЛ граждане Казахстана тоже не попадают, а вид спорта вообще-то достаточно дорогой. Отличным местом для казахстанских клубов была российская ВХЛ – второй по силе дивизион. Там сильнейшие команды Казахстана смотрелись хорошо и пару раз завоевывали главный трофей. Но после пандемии они туда не вернулись, и теперь местные развивают локальную лигу – казахи и узбеки. Ну как развивают… В каком-то смысле что-то улучшается, но вообще развитием это сложно сказать. Всё хочу съездить в приграничные к Челябинской области районы Казахстана – туда дотягиваются лучи влияния хоккейного суперцентра Челябинска, и много где играют на улице и во дворцах. Но это, конечно, не спорт высших достижений.

Ладно, это лирическое отступление. В общем, сезон был уже окончен. Я надеялся, что внутри есть что-то типа хоккейного магазинчика, но арена выглядела неживой, и я не стал пытаться проникать. На площади около арены построили трёхлучевой надземный переход, и очень прикольно то, что один луч этого перехода ведёт… в столовую. Ну то есть он ведёт на третий этаж торгового центра, но вход туда через столовую. Так что я немного поел.

Вокруг Усть-Каменогорска, часть 1

Вернувшись на сторону хоккейного дворца, дошёл до автовокзала. Единого расписания там не было (по идее, подразумевался какой-то монитор с ним, но он был сломан, а другие мониторы показывали только ближайшие рейсы). Так что я сел на трамвай и поехал в сторону местного арбата – музеев – архивов. Вообще я хотел обкатать заметный кусочек трамвайной сети Усть-Каменогорска, но так вышло, что эти две проезженные остановки так и остались единственным проезженным участком. Трамваи ходят достаточно редко, народу там много, поэтому я оставил это дело на некий мифический следующий раз, который, надеюсь, будет. Вероятно, есть смысл садиться на трамвай 3 прямо у станции Оскемен-1 (бывшая станция Защита) и не спеша ехать в центр.

Вокруг Усть-Каменогорска, часть 1

Не обкатал я в этот раз и прогулочный теплоходик – но это потому, что открытие сезона обещают только 1 мая. Вообще в Усть-Каменогорске любопытная ситуация: речные перевозки монополизировала (ну как, может других желающих и не было) некая контора БелАлекс, которая еще и в развитие вкладывается. В Инстаграме они анонсировали скорый запуск некоего круизного судна. Это не то чтобы белый круизный лайнер о трёх палубах – это скорее круизы по «байкальскому типу» - несколько кают в относительно небольших катерах. Обещают придумать программы и возить по водохранилищам. Странно, что в посте об этом они написали фразу типа «Хорошо жить, когда власти страны поддерживают речные круизы». Проблема в том, что, насколько я знаю, этот в Казхастане условно единственный, но, может, им просто денег под эту идею выделили. Но даже и без круизов у них есть интересные маршруты, со шлюзованием. А вот ренессанс скоростного судна в Семей (Семипалатинск), о возможности которого несколько лет говорили, пока заглох.

Вокруг Усть-Каменогорска, часть 1

Что вам сказать за Усть-Каменогорск… Ну, во-первых, любой крупный город с инфраструктурой чем-то да интересен. Думаю, я упустил много локальных достопримечательностей, потому что тупо о них не знал. Интересны и районы застройки примерно 1950-х, и некоторые фрагменты других времен. В центре сделали местный «арбат» - весьма короткий, как в большинстве казахстанских городов. На нем пять кофеен (одобряю) и два магазина одежды. Но есть в казахских городах нюансы, которые опытного путешественника по России чуть печалят.

Вокруг Усть-Каменогорска, часть 1

Во-первых, довольно грустные музеи. Их не закрывают, но в развитие особо не вкладываются. Смотрители обычно вообще ничего подсказать не могут. Во-вторых, почти полное отсутствие сувениров. Если не брать Алмату и Астану, только отдельные героические люди пытаются чего-то производить. Купил вот в музее книгу со сказками, которую тиражом 85 экземпляров издала его сотрудница; детскую штуку одну на рыночке на арбате, а также путеводитель по ВКО (бывало и получше) и книгу про казахскую кухню (изданную в Алма-Ате). Больше практически ничего нигде и нет – ни книг, ни чего-то про хоккей, ни более типичных сувениров типа там ложек. Ну и вообще жителей России может очень удивлять пренебрежение Казахстана к собственному производству всяких потребительских штук. Хорошо, если в городе работают хлебозавод и молокозавод, остальное, если сделано в Казахстане, то либо в столицах, либо где-то еще редко и рандомно. У нас, надо сказать, эта часть сильно лучше устроена. Какие-то локальные моменты тут не очень хорошо разыгрывают.

Вокруг Усть-Каменогорска, часть 1

Ну и не в рамках «печально-весело», а просто как констатация факта – я почему-то думал, что Усть-Каменогорск город более русский в плане преобладающего населения, а по факту нет, отнюдь нет. В Алмате, не говоря о Петропавловске, русских значительно больше. Ну и вообще по области.

Посетив музеи и архив, погуляв по центру, я отправился на станцию Оскемен-1 (бывшую станцию Защита) для посадки на старенький прибалтийский дизель ДР-1, который должен был отвезти меня в Риддер.

(продолжение следует)

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
В Марокко постоянно что-то растёт на деревьях, цветет, пахнет и радует глаз. На улице конец октября, а вокруг цветут пальмы, краснеют цветы и распускаются коты. Кайфы! Тепло, конечно, по меркам севера России, где уже снег давно выпал. Поэтому гулять в шортах и в футболке - огонь. ...
В жизни я, конечно, стараюсь не называть жирных толстыми, но они всё равно читают мой месседж в глазах. На днях захохотала, не удержалась, когда одна толстая свинья млела в объятиях мужа. Тот нежно мял свинью за верхний окорок, который с трудом можно назвать рукой, и объяснял, какая она у ...
Европейцы сами себя радостно обманывают В проекте итогового заявления саммита Евросоюза содержится положение об отказе европейских стран от введения эмбарго на поставки трубопроводной нефти из России Самое интересное, как раз подавляющее количество нефти в Европу из Россию ...
В Wall Street Journal напечатана интересная статья Леры Бородицкой о лингвистической относительности (Lera Boroditsky, "Lost in Translation"). В статье приведены относительно свежие эмпирические примеры влияния языка на сознание. Два из этих примеров здесь уже ...
Нелегкие времена заставляют правительство искать решения для пополнения казны. Деньги в бюджет приходят из налоговых поступлений — значит, кто-то должен платить больше, чем раньше. Крупные налогоплательщики могут уйти в другие юрисдикции. Остаются самые покладистые — обычные граждане. ...