Вокруг короны и рокайля
anna_bpguide — 13.09.2024Если окажемся в Братиславе ещё раз, прежде всего пойду смотреть эту рококошинку, дворец Мирбаха.
На фотографиях в сети он обычно жёлтый, да ещё и рекламой с фасада завешенный – там Картинная галерея. В реальности же – светлый, цвета зефира, свежеотремонтированный, похоже.
На макушке, над фронтоном – корона о девяти, если я правильно вижу, зубцах. С зубцами этими ясности у меня так и нет, хотя только что обсуждали (и ниже сохраню дискуссию из фб).
При Марии Терезии дом построил для себя владелец пивоварни Michael Spech, затем им владели последовательно граф Имре Чаки, граф Карой Ньяри, граф Эмиль Мирбах. Пишут, что корона – семейства Ньяри.
Ну и где тут корона?
Семейство, кстати, вполне живое и здравствующее (хота историк Кристиан Ньяри, кажется, с ним не в родстве). Некоторые биографии… можно, я не буду придумывать замену старой доброй метафоре про отражение в капле воды? Вот Янош Ньяри (1942–2021). Работал на кирпичном заводе, и как бы не при вагонетке (csillésként). Потом в рекламе как графический дизайнер, затем был фотографом-фрилансером, медицинским техником (1970-е; поколение дворников и сторожей?). В 1980 году основал компанию по трафаретной печати. В 1987 году он – тут Википедия использует слово disszidál – бежал за границу, а словарь добавляет: disszidens (-sz-sz-) [—е, —et] человёк, (c)бeжáвший за границу (из социалистической страны). Вот оно как: чтобы гордо называться диссидентом, мало Брежнева на кухне ругать, надо хотя бы уехать. Уехал в Германию, где он и его жена стали членами Баварского дворянского клуба. После смены режима вернулся домой в 1992 году и основал Ассоциацию венгерских исторических семей, став её президентом.
Но глаз я не могла отвести от этого вот подкарнизного украшения.
Сначала сам карниз. По фасаду раскинувшиймя, трижды раскрепованный, в ширину, по обе стороны от карниза развернувшийся, как «панье с локотками», восьми-? семи-? девяти-как-корона?-ступенчатый. Мало того – по дуге изогнутый. Сюда явно просится какой-нибудь музыкальный термин. Каприс? Скерцо?
Карниз, окно, арка ворот, сами ворота, десюдепорт этот – всё по-дворцовому, по-барочному симметрично. И вот в эту-то правильность симметрии и врывается рокайльная асимметричная композиция, капризная, как мадам Пампадур, кокетливая, как дамы Буше.
Оно? Ну оно же! И ножку так в сторону – ах…
Как посмотришь на Буше, легче станет на душе – именно!
Один завиток рокайля с десюдепорта вырвался, пророс над окном, как плющ, и зацепился за фронтон. Пилястры, смущённые такой дерзостью, сплющились до толщины фанерки. Каннелюры исчезли совсем. От капителей осталось по плоскому четырёхугольнику – тень, а не капители!
https://www.gmb.sk/en/detail/mirbach-palace
Есть, конечно, подозрение, что когда-то, в соответствии с проектом австрийского архитектора Франца Антона Хиллебрандта, они были, да следующее столетие не пережили… Но честное слово, не нужны они тут. Пусть уйдут пока на вакацию: классицизм ещё призовёт античное наследие к священной жертве, ещё ампир впереди; пусть отдыхают. Пока тут бенефис рокайлей.
И это, между прочим, не главная ось фасада. Главная – где балкон, под гербом с короной.
Нет, надо будет ещё разглядеть, надо будет вернуться.
|
</> |