Во что верили в Золотой Орде?

топ 100 блогов matveychev_oleg29.02.2024 Во что верили в Золотой Орде?

Зимой 1987-1988 г. будучи девятиклассником, я занимался подготовкой детского доклада о религиозных верованиях в золотоордынском Азаке (современный Азов). Он сводился, в сущности, к перечислению собранных мной сведений. Ну, какие уж там выводы мог сделать 15 летний школьник?

Но уже тогда меня заинтриговал один факт. С одной стороны в умных научных книгах говорилось о том, что Золотая Орда была государством жители которой были мусульманами, с другой стороны одной из первых книг прочитанных мной было «Путешествие в Тану» Иосафата Барбаро, где было несколько интересных моментов, о которых ниже. На мои недоуменные вопросы мои первые учителя ничего, чтобы я запомнил мне не ответили.


Прошло тридцать с лишним лет. Я знаю гораздо больше. За это время выпущено огромное количество научных статей и обобщающих работ в которых общим местом стало описание того, каким образцовым исламским государством была Золотая Орда. При этом исследователи рассказывают в подробностях, как исламским духом была проникнута вся культура Золотой Орды и даже о чём думали обитатели Золотой орды. Этим особенно отличаются историки одного российского региона, которые рассказывают о духе ислама, витавшем в городах Золотой Орды.

В самом деле, ведь есть же источники, которые говорят о том, что Узбек принял ислам и убил всех несогласных. Есть и масса других свидетельств. Как же можно этому не верить?

Принятие, властной элитой Золотой Орды начиная с Узбека ислама, несомненно. Однако можно ли назвать Золотую Орду исламским государством? Разве держава Великих Моголов в Индии была исламским государством? Но как же веротерпимость завещанная Чингисханом? Её кто то отменял? На мой прямой вопрос платили ли немусульмане Золотой Орды дзижью мне так до сих пор и не ответили.

Увы, вопрос о религии делает историков выборочно слепыми и необъективными, что не лучшим образом характеризует науку в целом.

Рассмотрим же один альтернативный исламской апологетике источник, а именно «Путешествие в Тану» Иосафата Барбаро. Что важно помнить о его авторе - это то, что он был вовсе не книжным червём, хотя на старости лет мог блеснуть именами писателей древних и современных. Его книга это воспоминания очень пожилого (далеко за 70 лет) человека. Он не пылал огнём веры и нигде не высказывал предубеждений против иноверцев, как это позволяли себе другие европейские путешественники Плано Карпини и Рубрук.

Хоть он и говорит о своём длительном пребывании среди варваров, Барбаро нигде не высказывает пренебрежения к иноземцам. Интонации его рассказы благожелательны не потому, что он хотел выглядеть лучше. В те времена в этом не было нужды. Его книга не имела, какой то определенной идеологической или политической цели. Перед нами почти идеальный исторический источник, объективный настолько насколько это вообще возможно для живого человека своего времени.

Ограничения здесь связаны с тем, что перед нами воспоминания о событиях часто полувековой давности человека, не ставившего целью написать историю. Он описывает главным образом то, что он видел сам и что, как он считал, было бы интересно почитать его современникам, прежде всего венецианцам, но не только им. Увы, как много того, что он знал и что было бы крайне интересно современным историкам, он не записал или не продиктовал.

Вот вам три цитаты из «Путешествия в Тану»:

"Магометанская вера стала обычным явлением среди татар уже около ста десяти лет тому назад. Правда, раньше только немногие из них были магометанами, а вообще каждый мог свободно придерживаться той веры, которая ему нравилась. Поэтому были и такие, которые поклонялись деревянным или тряпочным истуканам и возили их на своих телегах. Принуждение же принять магометанскую веру относится ко времени Едигея"

"Мы выехали из города в три часа дня; он был мертвецки пьян, потому что пил до того, что кровь хлынула у него из носа. Когда я говорил ему, чтобы он так не напивался, он делал какие-то обезьяньи жесты, приговаривая: "Дай же мне напиться, где я еще смогу это добыть!".

"Однажды, находясь в орде, я увидел на земле опрокинутую деревянную миску. Я подошел и, подняв ее, обнаружил, что под ней было вареное просо. Я обратился к одному татарину и спросил, что это такое. Он мне ответил, что это положено «hibuth peres», т. е. язычниками. Я спросил: "А разве есть язычники среди этого народа?". Он же ответил: "Хо, хо! их много, но они скрываются".

Это краткие сообщения для людей, которые вовсе ничего не знают о стране, где Барбаро провёл 16 лет. Здесь только нужно пояснить, что речь здесь и далее идет именно о кочевниках.

Сначала он говорит о том, что ислам стал обычным среди татар около 110 лет назад (события разворачиваются в конце 1430-х гг. и это очень близко к тому, что говорят нам другие источники). Но раньше только немногие были мусульманами, а вообще существовала полная веротерпимость (Барбаро конечно такого слова не знал, но смысл его фразы от этого не меняется). Принуждение же принять ислам началось только с Едигея (конец XIV в.). Что говорят нам на этот счёт данные археологии?

Степи Юго-Восточной Европы забиты подкурганными погребениями кочевников Золотой Орды с языческим погребальным обрядом. Некоторые из них датируются временем Тохтамыша (1381-1395 гг.). Таким образом, Барбаро знает о верованиях золотоордынских кочевников больше, чем некоторые историки одного российского региона.

Которые говорят, что любое отклонение от исламского погребального обряда может быть объяснено тем, что его разрешили золотоордынские богословы (тут просто без комментариев, хотя нет, возможно, богословы Золотой Орды разрешали и свинину) и потому все погребения в степи времен Золотой Орды принадлежат мусульманам.

В связи с этим второе сообщение Барбаро о пьянстве его побратима знатного татарина Эдельмуга (точно мусульманина) уже не столь удивительно. Нужно сказать, что арабский путешественник Ибн-Баттута за сто лет до этого отмечал, что у местных мусульман опьяняющие напитки разрешены. Заметьте, человек (Эдельмуг) напился не потому, что ему это было запрещено, а потому, что в степи просто негде было купить вина. Археология говорит, что вино попадало в XIV в. даже в самую золотоордынскую глубинку.

Третья цитата говорит о том, что и в 1430-е годы через 40 лет после того, как мусульманство стало строго обязательным, посторонний человек заметил совершение языческого обряда и информатор сообщил ему, что среди его народа много тайных язычников. Причём ведь непонятно, что значит «они скрываются». Они просто не совершают публичных ритуалов или их преследуют и убивают. На мой взгляд, скорее первое. Ведь никто не удивился следам совершения обряда. Кстати, что то подобное упомянутому обряду неоднократно встречается при раскопках Азака.

Теперь, когда вы будете читать работы уважаемых историков из одного российского региона о пропитанности культуры Золотой Орды исламом, вспоминайте сообщения Барбаро, который прямо говорит о том, что, по крайней мере, кочевники европейских степей XIV в. в массе своей мусульманами не были.

А ведь их было, во-первых просто больше чем горожан, которые также не были поголовно мусульманами, во-вторых это была основа вооруженных сил Золотой Орды. Как в таких условиях возможны были отступления от широкой веротерпимости? Как возможно называть Золотую Орду исламским государством? У меня есть ответ, но озвучивать его здесь я не буду.



Андрей Масловский
источник



Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
В Киеве появились в продаже iPAD-ы. Всего лишь в 2 раза дороже, чем должны быть :)Т.е., ...
Пацаны - вы лучшие. ЗЫ как всегда все скатилось к обсуждению алкоголя. Upd Блеать! Радива - радивой, рация - рацией. Upd 2 (чтоб не плодиться пстами) Палыч - данке за прямой эфир. Это было ...
Liatiko (Лиатико) – тёмный сорт из острова Крит в Греции, который был известен с античных времён. Сегодня сорт менее востребован, но несколько виноделен продолжают его культивировать и производить вина в местных винодельческих регионах Dafnes и Sitia. Его используют как в ассамбляжах, ...
На выставке вооружений IDEX-2017 в ОАЭ, где был в командировке, натолкнулся на вот этот "шедевр" - комплект экипировки для действий военнослужащих в пустыне. Это такой арабский аналог российского "Ратника". Как вам, а? 01. 02. Материалы по теме: мои публикации в ЖЖ с ...
Отсюда: Формально это так. На самом деле традиции компрадорства оказались сильнее, чем традиции патриотизма. Компрадорство проскачило дедов и отцов и воспроивелось на поколениях 50-60-ых г.р. Прозападничество как ржа разъело советское общество. Приключилась у меня тут на днях забавная ...