Вниз по Индигирке - часть 1, от Усть-Неры до Тюбеляха
af1461 — 03.10.2010 Индигирка - река в Якутии, начинающаяся в Халканском хребте и впадающая в Восточно-Сибирское море. Более половины из 1726 км своей длины Индигирка протекает по горной местности, что делает ее одной из самых быстрых судоходных рек нашей страны.В августе 2010 года мы осуществили сплав длиной 855 км между Усть-Нерой, что стоит на трассе Магадан-Якутск до Белой Горы в начале нижнего течения Индигирки.
На этом пути Индигирка состоит как бы из четырех резко различных участков, настолько разных, что если бы вы летели на вертолете и высаживались в четырех точках, то могли бы решить что перед вами четыре разные реки.
Первые 170 км от Усть-Неры до Тюбеляхской котловины Индигирка течет одним руслом между высоких гор, пересекая параллельные хребты системы хребта Черского. Местами русло реки занимает всю ширину дна долины - настолько она узка. Глубина здесь значительная, скорость течения достигает 12-15 км/час. Это золотоносная область, здесь до сих пор работают несколько приисков. Для их снабжения на этом участке Индигирки существует довольно необычное судоходство - маленькие самоходные баржи доставляют в поселки золотопромышленников продукты и оборудование. Камней в русле почти нет, но часты прижимы, когда река поворачивает почти под прямым углом и струя с огромной силой бьет в высокую скалу. На некоторых таких скалах стоят небольшие обелиски или висят ржавые якоря в память о погибших в этих местах судах.
Первая часть фотоотчета - об этом участке.
Усть-Нера: начало маршрута
В этой части реки долина довольно мрачная, впечатление дополняет почти постоянный дождь.
Одной из артелей принадлежит катер на воздушной подушке, который снует туда-сюда по реке.
Типичный пейзаж верхней Индигирки.
Самоходная баржа. Ее строили в Усть-Нере или доставили сюда автотранспортом - Улахан-Хапчагай, пороги Индигирки ниже Тюбеляха, совершенно непроходимы для таких судов.
Вот он - знаменитый хребет Черского, протянувшийся огромной дугой от верховьев Колымы до нижнего течения Яны.
Отдельные облака, плавающие ниже основной облачности между гор, иногда называют "обезьянами". Это признак низкого давления и очень плохой погоды.
Берега Индигирки очень красивы - река буквально разрезала горные отроги, открыв миру перемятые тектоническими движениями слои.
Фотографии не передают главного - скорости. Вода несется здесь со скоростью 12 км/час.
Поселок Предпорожный - база одной из золотопромышленных артелей. Но вопреки названию, до порогов отсюда еще более 100 км.
Знакомая нам самоходка под разгрузкой. От Усть-Неры она спустилась сюда за три часа, а вот обратно возвращаться - часов 15.
Снова скалы и быстрина.
Жила светлой породы.
Эти складки носят поэтическое название "индигирские кружева".
Когда-то это был вполне жилой поселок, связанный с "большой землей" рейсами вездесущего Ан-2. Но теперь большинство домов покинуто, и Арга-Мой - просто база одной из артелей.
Самоходки тут имеют короткие имена.
Погода улучшается.
Пласты горных пород стоят здесь вертикально, что образует очень необычный вид берега.
В районе устья Иньяли река как нож масло прорезает небольшой хребтик. Видимо, он поднимался уже после установления здесь русла реки, и Индигирка успевала углублять в нем себе проход.
Место для стоянки найти непросто...
Но вскоре горы немного расступаются и Индигирка входит в Тюбеляхскую котловину.
Здесь стоит последний поселок - Чумпу-Кытыл (Тюбелях).
Самоходки до него добираются редко, основной транспорт - моторная лодка. Моторов менее 30 л/с здесь не встретишь.
Перед порогами мы встаем на дневку.
Почти сразу появляется любопытная черная белка.
Циклон ненадолго уходит, и Индигирка дарит нам великолепный закат.
Понижение в горах, заполненное облаком - это не боковой ручей-приток. Так выглядит вход в Улахан-Хапчагай, большое ущелье Индигирки. Наш путь лежит именно туда.
Продолжение следует!