
Вниз по Индигирке - часть 1, от Усть-Неры до Тюбеляха

В августе 2010 года мы осуществили сплав длиной 855 км между Усть-Нерой, что стоит на трассе Магадан-Якутск до Белой Горы в начале нижнего течения Индигирки.
На этом пути Индигирка состоит как бы из четырех резко различных участков, настолько разных, что если бы вы летели на вертолете и высаживались в четырех точках, то могли бы решить что перед вами четыре разные реки.
Первые 170 км от Усть-Неры до Тюбеляхской котловины Индигирка течет одним руслом между высоких гор, пересекая параллельные хребты системы хребта Черского. Местами русло реки занимает всю ширину дна долины - настолько она узка. Глубина здесь значительная, скорость течения достигает 12-15 км/час. Это золотоносная область, здесь до сих пор работают несколько приисков. Для их снабжения на этом участке Индигирки существует довольно необычное судоходство - маленькие самоходные баржи доставляют в поселки золотопромышленников продукты и оборудование. Камней в русле почти нет, но часты прижимы, когда река поворачивает почти под прямым углом и струя с огромной силой бьет в высокую скалу. На некоторых таких скалах стоят небольшие обелиски или висят ржавые якоря в память о погибших в этих местах судах.
Первая часть фотоотчета - об этом участке.



Усть-Нера: начало маршрута

В этой части реки долина довольно мрачная, впечатление дополняет почти постоянный дождь.

Одной из артелей принадлежит катер на воздушной подушке, который снует туда-сюда по реке.

Типичный пейзаж верхней Индигирки.

Самоходная баржа. Ее строили в Усть-Нере или доставили сюда автотранспортом - Улахан-Хапчагай, пороги Индигирки ниже Тюбеляха, совершенно непроходимы для таких судов.


Вот он - знаменитый хребет Черского, протянувшийся огромной дугой от верховьев Колымы до нижнего течения Яны.

Отдельные облака, плавающие ниже основной облачности между гор, иногда называют "обезьянами". Это признак низкого давления и очень плохой погоды.

Берега Индигирки очень красивы - река буквально разрезала горные отроги, открыв миру перемятые тектоническими движениями слои.

Фотографии не передают главного - скорости. Вода несется здесь со скоростью 12 км/час.

Поселок Предпорожный - база одной из золотопромышленных артелей. Но вопреки названию, до порогов отсюда еще более 100 км.

Знакомая нам самоходка под разгрузкой. От Усть-Неры она спустилась сюда за три часа, а вот обратно возвращаться - часов 15.

Снова скалы и быстрина.


Жила светлой породы.

Эти складки носят поэтическое название "индигирские кружева".



Когда-то это был вполне жилой поселок, связанный с "большой землей" рейсами вездесущего Ан-2. Но теперь большинство домов покинуто, и Арга-Мой - просто база одной из артелей.

Самоходки тут имеют короткие имена.

Погода улучшается.

Пласты горных пород стоят здесь вертикально, что образует очень необычный вид берега.

В районе устья Иньяли река как нож масло прорезает небольшой хребтик. Видимо, он поднимался уже после установления здесь русла реки, и Индигирка успевала углублять в нем себе проход.

Место для стоянки найти непросто...

Но вскоре горы немного расступаются и Индигирка входит в Тюбеляхскую котловину.

Здесь стоит последний поселок - Чумпу-Кытыл (Тюбелях).

Самоходки до него добираются редко, основной транспорт - моторная лодка. Моторов менее 30 л/с здесь не встретишь.


Перед порогами мы встаем на дневку.

Почти сразу появляется любопытная черная белка.

Циклон ненадолго уходит, и Индигирка дарит нам великолепный закат.


Понижение в горах, заполненное облаком - это не боковой ручей-приток. Так выглядит вход в Улахан-Хапчагай, большое ущелье Индигирки. Наш путь лежит именно туда.
Продолжение следует!