Внецерковная значимость трудов Патриарха Кирилла

топ 100 блогов diak-kuraev27.09.2012 [4]; «каждый человек автономен, каждый человек создает свою систему ценностей»[5]; «человек “по определению” является абсолютной и конченой ценностью, а его благо – критерием справедливости общественного устройства»[6], – излагает суть либеральной концепции Святейший Патриарх в своих выступлениях разных лет.

В христианстве иные акценты: «По учению Церкви, “человек сотворен по образу и подобию Божию, но грех исказил красоту образа” (св. Василий Великий). Это представление об искаженной природе человека совершенно отсутствует в современном западном мышлении… Средоточием бытия и социума полагается индивидуум»[7]. «Разве природа человека при рождении свята? Если человек рождается с первородным грехом, и вы ему даете все возможности раскрепостить свое внутреннее начало – разве это не путь к раскрепощению греха?»[8] Апелляция к изначально благой человеческой природе не убеждает людей, мыслящих в рамках христианской антропологии. Человек не может экстериоризировать зло и грех, полагая их всецело и изначально внешними по отношению к себе. Здесь обсуждаемый нами сегодня автор намечает существенное расхождение либеральной и традиционной концепций: «А где вообще в либеральной философии идея греха?» И отвечает: «Ее нет»[9]. Концепт падшей, испорченной человеческой природы, предполагающий взвешенно-восторженное отношение к энтузиастическим и утопическим человеческим проектам, был заменен идеей автономности индивидуума. «В ядро антропоцентрической вселенной был помещен богоподобный человек как мера всех вещей. Причем не просто человек, но именно человек падший, находящийся во грехе»[10].

Понятие нормы стало радикально иным. Для секулярной мысли нормально то, что распространено, статистически усреднено. Для православной мысли нормально то, что соответствует идеалу, «софийному» замыслу Творца.

И все же, несмотря на очевидные расхождения, Церковь видит свое родное даже в идеологии своих запальчивых оппонентов. Достоинство человека, которое является центральным понятием либерального стандарта, по сути, есть понятие христианское. «В христианской культуре ценность человека незыблема и объективна», – пишет автор[11]. Человек может быть ничтожен в глазах других людей, по их субъективным оценкам, но христианство постулирует его безусловную «объективную» ценность, не зависящую от людских пересудов – его ценность в глазах Творца: «ценность человека определяется его ценностью в глазах Божиих»[12]. Говоря словами Святейшего Патриарха, «он обладал достоинством. Задачей человека было возрастание в этом достоинстве»[13].

Несомненным благом является и тот факт, что «права человека провозглашают борьбу с различными злоупотреблениями, унижениями и злом, которые совершаются в обществе против личности»[14]. Митрополит Кирилл напоминает: «…именно под воздействием этой концепции на общественное мнение стран бывшего социалистического лагеря Русская Православная Церковь… освободилась от оков безбожия»[15].

Научный подход требует, замечая общее, не упускать и различий. Именно так мыслит Патриарх Кирилл: «В комплекс прав и свобод человека постепенно интегрируются идеи, противоречащие… моральным представлениям о человеке»[16].

У изначально и всецело благого человека не предполагается внутренних ограничений: оптимистическая антропология либерализма настаивает, что минимума общественно-установленных правил достаточно для устроения жизни: «Новый постиндустриальный образ жизни основывается на личной свободе человека от каких-либо условностей, кроме ограничений, налагаемых законодательством»[17]. Для этических, культурных и религиозных традиций не предусматривается возможность остаться регуляторами человеческого поведения и ориентирами для выработки социальных правил. Эти предания понимаются как ограничение, которое стесняет человеческую личность и должно быть преодолено.

С точки зрения христианской антропологии неправомерно говорить о нравственной автономности человека, рассуждать о том, что человек сам изберет добро, если ему обеспечить свободу от внешних стеснений и наделить правами. Христианство говорит об откровении Бога и о помощи Творца в различении добра и зла. «В молитве, в таинственной жизни Церкви и доброделании происходит соединение человека с Богом, а значит, приходит помощь в творении добра»[18]. Но без ответных усилий со стороны каждого отдельного человека даже Бог бессилен. «Важны и человеческие усилия. Они должны быть направлены на устроение общественных отношений, которые, с одной стороны, обеспечивали бы свободу личности, а с другой – помогали бы ей следовать нравственным нормам»[19].

Вполне естественно, что либеральное и традиционное мировоззрение, настолько различающиеся в своих основных посылах, будут находиться в полемических отношениях в том случае, если либеральный стандарт будет насаждаться без учета особенностей, принятых в определенном обществе. Либеральные ценности объявляются универсальными, подходящими для всех обществ с самой разной культурой. Современный человек приучается к той мысли, что религиозные воззрения каждого должны оставаться его сугубо личным делом и не транслироваться в публичное пространство. «Религиозная мотивация рассматривается либеральным секулярным обществом как оправданная и допустимая только в том случае, если ею определяется личная или, в крайнем случае, семейная жизнь граждан»[20]. Однако образ жизни верующего предполагает опору на религиозную мотивацию, которая не может быть вытеснена на обочину или загнана в стены личного пространства. Такой образ жизни митрополит Кирилл называет «религиозным» и дает ему следующее определение: «Религиозный образ жизни есть способ существования в мире человека, чей выбор мотивируется и определяется его вероисповедными принципами»[21].

Верующий человек должен иметь право строить свою жизнь в соответствии с Преданием, с тем избранным им нормативным стандартом, который он добровольно и осмысленно воспринял. Навязанный извне либеральный стандарт не может претендовать на монополию во всех сферах человеческой жизнедеятельности. Рассуждая о способах применения либеральных стандартов в российском обществе, автор предлагает триаду, состоящую из трех моделей взаимодействия традиционного и либерального мировоззрений[22]. Тезисом в ней является первая модель – «изоляционистская», характеризующаяся отказом от дискуссии и осмысления современных явлений, «затворничеством» в национально-религиозном гетто. Антитезисом этой модели выступает механическое перенесение либерального стандарта на отечественную почву, не требующее учитывать специфику национального образа жизни. В качестве синтеза предлагается совмещение двух моделей – либеральной и традиционной; причем если первый стандарт применяется в основном в политике и экономике, социальной жизни и международных отношениях, то за традиционным стандартом оставляется право быть альтернативой философскому либерализму применительно к личности и межчеловеческим отношениям[23]. «Если у нас либеральная идея полагается ныне в основу государственно-общественной модели развития страны, то ей… должно противопоставить политику утверждения в сфере воспитания, образования и формирования межличностных отношений систему традиционных для России ценностей», – утверждает митрополит Кирилл[24]. Эта модель была принята как методологическая база при составлении таких официальных документов Русской Православной Церкви, как «Основы социальной концепции» (2000 г.) и «Основы учения Русской Православной Церкви о достоинстве, свободе и правах человека» (2008 г.).

Как же Святейший Патриарх представляет себе общество, в котором концепция прав и свобод человека сочетается с традиционными мировоззренческими стандартами? Во-первых, такое общество должно строиться по законам, учитывающим нравственные нормы, господствующие в обществе: «…в законодательстве должны быть отражены нравственные нормы, разделяемые большинством общества»[25]. Во-вторых, человека надо научить пользоваться своей свободой и своими правами, чтобы страна не превратилась в царство вседозволенности, «должен быть заполнен вакуум нравственного воспитания»[26]. Воспитанием граждан должно заниматься государство, привлекая общественные институты (школу, религиозные организации – «в той мере и в том объеме, который соответствует их представительству в обществе»[27]). В-третьих, «четвертая власть», средства массовой информации, являющиеся сегодня истинными «властителями дум», должны представлять «положительные примеры использования свобод», не насаждая ради рейтинга и финансовой выгоды те «идеалы», которые наиболее востребованы падшей человеческой природой[28].

Итак, мы видели, что в трудах Святейшего Патриарха четко была обозначена потребность сформировать христианскую рефлексию о концепции прав человека.

Его неоспоримая заслуга заключается в том, что он смог увидеть христианские основания концепции прав человека. В то же время, он смог выделить те положения, которые не соответствуют или напрямую противоречат христианскому взгляду на человека, и очистить от них эту концепцию. Можно с уверенностью сказать, что Святейшему Патриарху удалось, по примеру великих христианских философов, совместить светское знание и богословие, внеся новую струю в отечественную политологию и антропологию.

«Тайна теологии есть антропология», – объявил в 1841 году известный немецкий философ Людвиг Фейербах в своем труде «Сущность христианства». Эти слова прозвучали в середине ХIХ века как вызов христианскому мировоззрению, якобы оторванному от проблемы человека, от вопросов антропологии. И действительно, это декларативное заявление оказалось пророческим, ведь ХХ век со всей остротой поставил в реальной жизни перед христианскими умами проблему человека, его блага, его прав и свобод. В своей работе «Православное богословие в современном мире» протопресвитер Иоанн Мейендорф писал: « Теперь стало уже общим местом утверждение, что в наше время богословие должно стать антропологией. Православный богослов может и даже должен принять диалог на такой базе при условии, чтобы с самого начала было принято открытое воззрение на человека»[29]. В трудах Патриарха Кирилла этот диалог творчески принят и осмыслен. Еще в тему:

 

Председатель

Синодального информационного отдела В.Р. Легойда выступил с официальным комментарием в связи с распространившейся информацией о принудительном посещении студентами МГУ мероприятия с участием Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла.

Я крайне удивлен появившейся в социальных сетях, а затем и в некоторых СМИ информацией о том, что студентов МГУ принудительно заставляют явиться на предстоящую встречу со Святейшим Патриархом Кириллом. Надеюсь, что это недоразумение. В противном случае никак не могу поддержать подобных административных мер.

Святейший Патриарх посетит МГУ в пятницу 28 сентября по приглашению Ученого совета Университета. Патриарху всегда интересно общаться с университетской средой, близкой и понятной ему: Святейший много лет был преподавателем, а затем ректором Ленинградских духовных школ. Поэтому в Университет едет с удовольствием. Но если кто-то не может или не хочет принять участие в этой встрече, то и принуждать совершенно незачем.

Святейший Патриарх Кирилл не испытывает дефицита общения. Он всегда с большой радостью встречается и общается с людьми, будь то небольшая группа из нескольких человек или целые стадионы, которые много раз собирались на встречу со Святейшим безо всякого административного ресурса. Могу также напомнить, что когда Патриарх, еще будучи Смоленским митрополитом, посещал мехмат МГУ, аудитория была переполнена, а студенты не отпускали владыку более трех часов.

http://www.patriarchia.ru/db/text/2494623.html

Оставить комментарий

вольдемар 22.02.2019 22:57

https://bit.ly/2SUYNyo
Автоматизированный метод заработка от 3000 рублей в сутки
Гарантия возврата денег.
Архив записей в блогах:
Сегодня ходила к начальнику ругаться. В общем это не ново, каждый день, как на работу, даже удовольствие начала получать. Сидим, на повышенных тонах общаемся, а потом как-то грустно так: 'А ты помнишь, как это было раньше? Вот времена, ты могла все, а сейчас тебя запихнули в узкие рамки ...
В тренажерном зале, который я посещаю есть эллиптический тренажер, который мой тренер называет лыжи. И действительно, данный снаряд похож на лыжи. Опоры на которые ставишь ноги имеют вид лыжни, а установленные у пульта рукоятки напоминают лыжные палки. Эллиптический тренажер на ф ...
Вчера была капель, яркое солнышко и звонкое чириканье воробьёв. Сегодня вдруг налетела метель. Февраль не хочет прощаться с зимой. Но и весну он любит. Вот такой ветреник. Он уходит, унося с собой морозы, сугробы и зимнюю сказку. Снежинки улетают до следующей зимы. Совсем скоро нас ...
Проект «Viva la Vida. Фрида Кало и Диего Ривера. Живопись и графика из музейных и частных собраний»  откроется в московском Манеже в пятницу. Это совместная выставка иногда супругов, а иногда нет -- легендарных Диего и Фриды. Показывают более 90 произведений Фриды ...
псто начато ещё до НГ, но руки не дошли, продолжать суко всегда труднее, чем с листа Комментарием от доброго Графа навеяно, прочитав его и сопоставив с буквами ниже, вы поймете, почему я не смог смолчать. Возьмём 2 стула кейса про сдавать квартиру: 1. Семья = мама, папа,&nbs ...