Вместо аферы либералов. Новая пенсионная реформа Мишустина
![топ 100 блогов](/media/images/default.jpg)
Вчера на заседании правительства Михаил Мишустин утвердил программу долгосрочных сбережений граждан, которая призвана существенно увеличить размер пенсионных выплат после достижения соответствующего возраста.
Прежде, чем перейти к разбору программы, кратко вспомню предысторию. И речь пойдет не только о так называемой пенсионной реформе, оказавшейся на деле профанацией, которая состоялась в 2018 году.
До 2014 года граждане России отчисляли как страховую, так и накопительную части пенсии. Суммарно это было 22%, из которых 16% шло в страховую, а остальные 6% - в накопительную.
В целом, задумка была неплохой. Демографическая ситуация в России уже в 00-х годах определяла, что прежняя советская пенсионная система является архаичной, вывозить работающие граждане пенсионеров в виду сокращения трудоспособного населения не смогут. Это будет вести к постоянному увеличению дотаций в ПФР из государственного бюджета, что в долгосрочной перспективе ставит существенные риски для казны. Ведь прогнозировать стоимость нефти в долгосроке невозможно. И формула фактически сводилась к следующему: будет нефть - будут пенсии, не будет нефти - не будет пенсий.
Поэтому накопительная часть в 6% была очень кстати. Да и, на мой взгляд, это более справедливо, когда граждане сами обеспечивают свои будущие выплаты. Понятно, что при сложных жизненных ситуациях вмешиваться должно государство, но в массе своей за период трудовой деятельности абсолютное большинство граждан способно сформировать себе достойную пенсию.
Однако гладко было на бумаге. На деле до 2014 года существовало огромное количество негосударственных пенсионных фондов, занимавшихся отмывом денег и выводом их за границу. Имелось немало случаев, когда пенсионные накопления граждан просто были разворованы и выведены в офшоры. Государству приходилось раз за разом компенсировать эти средства.
Но вот в 2014 года накопительная часть пенсии была заморожена. Теперь все 22% начали идти в страховую часть. Это стало самым настоящим ударом как по будущим пенсионерам, так и по государственному бюджету. Системные либералы обосновывали подобный шаг тем, что якобы необходимо сэкономить средства федерального бюджета. Но это абсолютно неверный тезис.
Во-первых, если вы сами управляете пенсионными накоплениями, то можете их вкладывать в те цели, в которые ранее предусматривалось направлять средства казны (например, на инфраструктурные проекты, покупая облигации). В крайнем случае - приобретать ОФЗ по адекватной ставке, покрывая дефицит бюджета.
Во-вторых, в долгосрочной перспективе подобное приводит как раз не к экономии, а к дополнительным затратам федерального бюджета, из которого все больше и больше средств приходится перечислять в ПФР.
Видя свою ошибку и безвыходность ситуации, системные либералы провели профанационную так называемую пенсионную реформу. Собственно говоря, и реформой ее назвать сложно, ведь никаких структурных изменений в функционирование пенсионной системы не имелось. Все осталось как и прежде, только с повышенным пенсионным возрастом. Системные либералы только лишь на 10-15 лет отсрочили кризис пенсионной системы, что делать с которым - непонятно. Если не проводить структурных изменений.
И вот Мишустин эти структурные изменения начинает. Правительство возвращается к проекту накопительной части пенсии. Только теперь ее формирование будет происходить за счет добровольных отчислений граждан.
Когда речь идёт о добровольности, то это звучит так, что никто подобные шаги делать не будет. И, действительно, вряд ли бы многие захотели направлять свои деньги неизвестно куда и неизвестно на каких условиях. Минфин, если не ошибаюсь, с 2019 года разрабатывал такую схему, но первые версии выглядели как тихий ужас.
К чести ведомства Силуанова необходимо отметить, что после поручений Мишустина был предложен, действительно, неплохой вариант. Который был доработан уже в аппарате правительства. Итак, в чём суть.
Ключевая идея Мишустина - заменить депозиты граждан накопительной пенсией
Депозитов граждан в нашей стране просто огромный объем, который к началу 2023 года превысил 30 (!) трлн рублей. Если хотя бы часть этих средств граждане переведут с депозита в накопительную пенсию, то проблема достаточности пенсионных выплат для значительной части населения стоять не будет.
Какие предлагаются стимулы. Государство готово софинансировать накопительную часть на сумму до 36 тысяч рублей в год в течение трех лет после вступления в программу.
Однако самый главный момент, который я бы выделил - государство будет страховать сбережения на сумму до 2,8 млн рублей. Это в два раза выше, чем страхование по банковским вкладам. То есть, для абсолютного большинства граждан гарантируется сохранность средств.
Доступ к деньгам можно получить либо после выхода на пенсию, либо за пять лет до достижения пенсионного возраста, либо в случае сложных жизненных ситуаций (здесь правительство конкретизирует отдельно).
Деньгами будут управлять НПФ. Это, честно говоря, единственный момент, который меня смущает. Однако, первое, эти конторы были серьезно почищены Центробанком. Остались только, действительно, надежные организации. Второе - большинство НПФ прямо или косвенно аффилировано с государством. А таким организациям упасть не дадут. Третье, как я написал выше, государство в любом случае страхует вклады на сумму до 2,8 млн рублей. Большинство граждан вряд ли сможет накопить бОльшую сумму.И ещё один важный момент. Доходность НПФ является невысокой, однако задачей НПФ является сохранение средств в реальном выражении. То есть, доходность их инвестирования должна превышать инфляцию. В это же время ставка банковских депозитов порой находится на уровне ниже инфляции. Например, во второй половине прошлого года средняя ставка составляла около 7% в то время, как инфляция в годовом выражении равнялась порядка 12%. Сейчас, наоборот, ставка по депозитам превышает инфляцию. И такие качели имеются постоянно.
В общем, структурные изменения пенсионной системы, которые проводит Мишустин, выглядят вполне работоспособно. Главное - предотвратить крах ныне функционирующей пенсионной системы, которая особых перспектив в силу соответствующей демографической ситуации в России, не имеет.