Власть истории

Это тянулось довольно долго и закончилось вполне предсказуемо и закономерно: маятник качнулся назад. Долго читал только для удовольствия. Тогда повезло. Не весь удар пришёлся на детективы, которые я и по сей день считаю лучшим лекарством от скуки, увлёкся поэзией.
Вот тогда и познакомился с таинственной магией исторической прозы.
Собственно её загадка волновала меня ещё со школьных лет - ибо в юности любил исторические романы. Ещё тогда, сравнивая "Капитанскую дочку" и "Историю Пугачёвского бунта" пытался понять, почему в первой больше правды, хотя фактов больше во второй.
Потом был Тынянов с его: "Где кончается документ - я начинаю".
Подлинный смысл этих слов я понял, только когда сам попытался что-то писать.
Только тогда мне открылся таинственный, почти мистический процесс воссоздания прошлого. Сначала терпеливое, кропотливое собирание фактов. Потом ещё более тщательное выстраивание их во взаимосвязанную последовательность.
И только потом заполнения оставшихся пустот. Как слов в кроссворде.
Как легко ошибиться! Особенно, когда много вариантов.
А их тем больше, чем меньше фактов.
Зато как верно служат факты. Главное не пытаться их игнорировать, подделывать, переставлять местами в угоду своей фантазии.
Тем более, что так легко поддаться давлению современности и наивно и легкомысленно перенести что-то из дня сегодняшнего в прошлое. Сам Пушкин этого не избежал. Помните его бильярд на почтовой станции где-то в Симбирской губернии? Году эдак в 1772-м. Это "Капитанская дочка". Классик срисовал это со своей поездки 70 лет спустя. Во времена Пугачёва в наших краях не то что бильярда на почтовых станциях не было - с самими станциями был большой напряг.
Как писать детектив про XIV век, да ещё в Золотой Орде? Тогда ведь не то что сыщиков не было, даже расследований никто не проводил. В суде рассматривали иски, а на нет и суда не было. Так что придумывай ещё и причины для расследований.
Невольно позавидуешь тем, кто про средневековый Китай или Англию пишет - у них с этим делом был полный порядок. Хотя попадались мне детективы про Испанию XIV века - вот там та же проблема. Но это если автор добросовестный. А не начинает не тогда, когда документ закончился, а уже когда он и не появлялся.
Начнёшь писать про евреев в Золотой Орде. Сразу попадаешь под обаяние героев Бабеля. А потом вдруг понимаешь - не годится. Там было всё по другому. Не было гонений, многие были потомственными военными - совсем иная психология у людей. А какая? Вот документ и закончился. Приходится искать ответ в других документах.
А как понять угадал или не угадал?
Зато бывают радостные мгновения. Понадобился для сюжета персонаж. Выдумал. Написал. А потом вдруг натыкаешься на него невыдуманного. И переписывать ничего не нужно. Только имя поменять с вымышленного на реального.
|
</> |