Власть и религия

Вчера мы говорили об ученых и религии, сегодня
же нашей темой будет проблема соотношения власти и религии, скорее
даже власти и Церкви. Проблема в историческом плане интересно и
доходчиво освещена в книге: Л.А. Андреева. Религия и власть в
России. М.: Ладомир, 2001. Книга выложена в Интернет и при желании
с ней можно легко и с интересом
ознакомиться.
Но мы будем говорить не об истории, а о дне сегодняшнем. Сотрудничество между светской властью и церковью может быть плодотворным только при строгом разделении их функций.
Обратимся к документам:
Конституция РФ, Статья 14:
1. «Российская Федерация - светское государство. Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной».
2. «Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом».
Конституция РФ, Статья 28:
«Каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними»
ВЫВОД: необходимо уважать чувства как верующих, так и атеистов. О чувствах и правах последних почему-то всегда забывают сказать…
В Федеральном Законе «О свободе совести и религиозных объединений» говорится об обязанности государства «обеспечить светский характер образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях». «Должностные лица и военнослужащие не вправе использовать служебное положение для формирования того или иного отношения к религии».
К сожалению, реальная ситуация в стране отличается от конституционных норм. Хорошо, если в школах светские учителя будут преподавать религиоведение в рамках культурологии, но плохо, если под видом «Основ православной культуры» наскоро обученные послушные «кадры» начнут проповедовать Закон Божий. Философствующий религиозный фанатик вполне реально заявляет с кафедры вуза: «Злейшие враги философии – это логика и наука, особенно естествознание». «Надо установить контроль над выступлениями и публикациями атеистов». «Кто не верит в воскрешение и загробную жизнь, для того нет смысла жизни, он живёт как свинья». Здесь что ни фраза - то ложь, угроза и безнаказанная наглость. Фарисейство и доходящее до неприличия приспособленчество. Надо отметить, что иерархи РПЦ и образованные священники до подобных высказываний не опускаются.
Проблема религиозной культуры относится, разумеется, не только к православию, но и к другим конфессиям христианства, к мусульманству и т.д. Детей нужно учить думать, читать развивающие книги, а не насаждать веру. Мозг ребёнка беззащитен, а насаждение веры, как справедливо утверждал Л.Н. Толстой, - «страшная традиция, порождающая результаты, обратные желаемым».
В наше время большие средства выделены государством на реставрацию монастырей. Десятки тысяч гектаров земли и много зданий уже возвращены Церкви, процесс продолжается. (см. Аргументы недели, 5.03.2009 и более поздние публикации). Если в советские времена храмы разрушали, что, конечно же, плохо, то только за время патриаршества Алексия II за 15 лет их построено более 20000. Многие парки и скверы сначала не глазах приводились в заброшенный и захудалый вид, а потом в них начинали строить храм. А прихожан в каждом из них от 10 до 30 человек! А «захожане» только по большим церковным праздникам. Но поговаривают уже и о строительстве храмов «в шаговой доступности». Вроде как булочная за углом! А ведь строительство или реставрация храмов – это не нормированное по СНИПу (строительные нормы и правила) производство «квадратных метров», это широкий простор для «распиловки» и хищений…
Если в советские времена насаждали воинствующий атеизм, то в лихие девяностые идеологический вакуум власти решили заполнять православием. И вовсе не потому, что они все мгновенно вдруг стали верующими. Это понятно: утрачен коммунистический идеал, как же управлять людьми, как обуздать преступность, безнравственность, пьянство, разгильдяйство если у людей «за душой» ничего святого? Хорошо, попробуем, сказали маленькие чиновники большим. Но вот прошло немало лет, а где результаты? Растут ряды невежественных неофитов, плодятся подкормленные из-за рубежа (и с чего бы это?) секты, падает качество образования и нравственный уровень, растёт преступность, коррупция достигла колоссальных размеров, живём «по понятиям», а не по законам, увеличивается количество наркоманов, курящих, спивающихся. Светские власти выселяют учебные заведения, больницы, библиотеки, музеи мирового значения, если они занимают помещения, принадлежавшие Церкви до 1917 года. Атеизм фактически под глухим запретом.
Недостаток рациональной культуры в России налицо. Похоже, выражение «когда религия подключается к политике, получается инквизиция» не так уж далеко от истины.
Правда, эффективый политик (и не будем к ночи вспоминать его коммерческие дела) Гундяев Влади́мир Миха́йлович, он же Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, ещё будучи Митрополитом в телевизионном интервью в мае 2007 мудро сказал: «Одни люди живут по разуму, другие - по Христу, третьи – по животным инстинктам». Мне думается, первым на третьих повлиять никак невозможно, но быть может они смогут объединиться со вторыми, чтобы повлиять на третьих? Религия может объединять верующих обрядами, влиять на их сознание и поступки, снимать социальное напряжение, вселять надежду, купировать недовольство. В зависимости от социальных задач религия меняет свой формат, это естественно. И когда Патриарх призывает молодёжь читать хорошие книги, думать, делать добрые дела, честно трудиться, подчеркивает важность диалога Церкви и светского общества, то это, конечно же, хорошо. Особенно в наше время, когда многие молодые люди почти ничего не читают. А если читают то про секс и про бандитов (раньше это называлось «про любовь и про шпионов»), женские романы и придуманные с потолка фэнтэзи про космических монстров, прожигают своё время в компьютерных играх-стрелялках, чатах, сериалах, живут по схеме «тусовка-пиво-сигарета-мобила»…
Что-то же со всем этим делать? Хватит ли мудрости у власти использовать Церковь в интересах Государства и Народа? Или у денежных мешков хитрости использовать Власть и Церковь в своих?
|
</> |