Владивосток. Часть 12: Владивостокская крепость (музеи)

топ 100 блогов varandej23.03.2019 Владивосток. Часть 12: Владивостокская крепость (музеи)

Во Владивостоке не стоит спрашивать "Где здесь крепость?" просто потому, что она здесь ВЕЗДЕ. Построенная в основном между русско-японской и Первой Мировой, мощнейшая в мире крепость своей эпохи включает порядка 120 объектов, разбросанных по сопкам и мысам: и в центре, и на Эгершельде, и на Чуркине, и на показанных в прошлой части северных окраинах, и на не показанном ещё острове Русском. Что-то из этого легко увидеть по дороге, свернув в нужный двор, а что-то потребует целого дня с мудрёной заброской, на всё же вместе вряд ли хватит недели. По своему состоянию объекты крепости можно разделить на три группы: действующие, заброшенные и музейные. О последних двух и расскажу в двух частях соответственно.

Крепости Нового времени, выглядывающие из поросшей бурьяном земли выщербленными краснокирпичными стенами - жанр не такой уж и редкий, особенно меж двух периферийных морей Атлантики. Прежде я показывал сухопутные Бобруйск, Каунас и немецкий Кёнигсберг, морские Севастополь, Лиепаю (что от них осталось) и Керчь, а не показывал грандиозные укрепления Финского залива: в 19 веке считалось, что Петербург с моря взять невозможно. Но те крепости независимо от своей мощи и судьбы представляли собой прозаичные кольца фортов, охватывавшие город и прямой наводкой простреливавшие все подступы к нему. Совсем иное дело во Владивостоке, который раскинулся по сопками и падям на узкой бухте в конце длинного полуострова меж двух малых заливов набитого островами большого залива. Сложно? Ещё бы! Одно из самых роскошных зданий Владивостока - стоящее на Пушкинской улице между кирхой и армянской церковью Инженерное управление крепости (1912-15):

2.
Владивосток. Часть 12: Владивостокская крепость (музеи)

По назначению, впрочем, оно прослужило дай бог пару лет: в Гражданскую войну здесь размещался уголовный розыск, более всего прославившийся успешной борьбой своего колоритного начальника Михаила Мерцалова с налётчиками из группировки "Двадцать одно". Крепость же строилась десятилетиями, и основал её в 1880-е годы Павел Унтербергер - губернатор Приморья и атаман Уссурийских казаков, чей увешанный мемориальными досками особняк я показывал на Светланской улице. Статус города-крепости Владивосток получил в 1889 году, и с тех пор до самой Гражданской войны укрепления строились почти непрерывно. Поначалу крепость выделялась разве что тем, что просто была - Дальний Восток не рассматривался как особо опасное направление, да и приоритетом военного ведомства на Тихом океане был Порт-Артур. Но он пал в 1905 году после долгой осады японской армией, а до того во время единственной атаки на Владивосток плавучие льды оказали японским кораблям более эффективное сопротивление, чем пушки. Военное ведомство сделало выводы, и хотя морской державы из России не получилось, в те времена нам не было равных в строительстве береговых укреплений, примерно как сейчас - в организации ПВО. Враги это понимали, а потому и Порт-Артур, и дважды Севастополь держали свои легендарные обороны не с моря, а с берега. Уникальной особенностью Владивостокской крепости 1910-х годов стала её универсальность, готовность как к морской, так и к сухопутной обороне. К 1911 году город охраняли 1194 пушки, 278 пулемётов и 102 ракетных установки со стороны материка, 304 пушки, 56 пулемётов и 36 ракетных установок со стороны моря. Обслуживали всё это 70 батальонов (42 пехотных, 15 артиллерийских, 8 горно-артиллерийских, 2 сапёрных и по 1 минному, телеграфному и железнодорожному), 2 воздухоплавательные роты и 3 сотни уссурийских казаков - суммарно 75 тысяч человек, что было сопоставимо с гражданским населением города (отсюда, вероятно, странные цифры населения - 118 тыс. жителей в 1907 и 68 тыс. в 1913: можно предположить, что первая включала военных, а вторая нет).

3.
Владивосток. Часть 12: Владивостокская крепость (музеи)

Но как часто бывает с мощнейшими крепостями, вся эта мощь в Гражданскую войну пала без боя: белые сами позвали интервентов в свой дом, а отступая, те вывезли из крепости всё, что только можно было вывезти. К 1923 году мощнейшая крепость мира представляла собой голый бетон с грудами металлолома, и Советам даже не жалко было её упразднить по ранее заключённому с интервентами договору. Однако - не насовсем: в 1930-х годах, с возросшей угрозой новой войны с Японией крепость была возрождена и усилена. Принято считать, что она во многом и способствовало тому, что японцы не пытались атаковать Дальний Восток открыто, но думается, у воевавшей с Англией и Америкой страны были и другие причины не будить близлежащее лихо.
Последние реконструкции Владивостокской крепости проходили в 1960-х годах на фоне ссоры с Китаем, но к тому времени большинство её морально устаревших объектов использовались разве что как склады и командные бункеры. С 1980-х годов военные начали покидать укрепления. Символическим концом Владивостокской крепости можно считать снос её штаба (1894) в 1965 году - теперь на его месте почтамт напротив центрального вокзала.

3а.
Владивосток. Часть 12: Владивостокская крепость (музеи)

А вот однотипные Офицерские флигеля и ближайшее к штабу Офицерское собрание (1893-95) ещё стоят:

4.
Владивосток. Часть 12: Владивостокская крепость (музеи)

И даже заняты по сей день военными:

4а.
Владивосток. Часть 12: Владивостокская крепость (музеи)

На другой стороне квартала расположились дом коменданта на улице Бестужева (ныне уделан под представительство китайского города Муданьцзян) и дом Начальника инженеров и военного строительства буквально за привокзальным сквером. Личности обоих наглядны: комендантом был герой Порт-Артура Владимир Ирман, главным инженером - Алексей Шошин, прежде строивший лучшие укрепления Царства Польского, включая легендарный Осовец.

5а.
Владивосток. Часть 12: Владивостокская крепость (музеи)

Но мне не хватило на прогулку к их домам буквально получаса. Да и жилые здания крепости, обильно разбросанные по городу, мне почти не попадали в кадр. Мрачноватые краснокирпичные постройки военного ведомства во Владивостоке встречаются даже на самых дальних окраинах, но все, что я сумел заснять, принадлежали либо сухопутным войскам, либо Тихоокеанскому флоту.

5б.
Владивосток. Часть 12: Владивостокская крепость (музеи)

5в.
Владивосток. Часть 12: Владивостокская крепость (музеи)

А вот крепостная радиовышка на сопке Буссе не сохранилась, но силуэт её удивительно хорошо повторяет советская глушилка, которой в 2012 году спилили характерные "рога":

5г.
Владивосток. Часть 12: Владивостокская крепость (музеи)

О Владивостокской крепости и других фортификационных памятниках Дальнего Востока есть чрезвычайно подробный сайт, а вот здесь имеется очень удобная интерактивная карта. Там можно оценить, какую малую часть укреплений я покажу в своих двух с половиной постах, но все эти форты, батареи, укрепления, равелины, люнеты, полубастионы, пороховые погреба строились по типовым проектам, отличавшимся лишь нюансами привязки к местности. То есть даже эта малость даст представление о том, как выглядит всё остальное. Ну а если таки спрашивать у местных, "где во Владивостоке крепость?", то скорее всего, местные отправят вас на курортного вида Спортивную гавань, над которой незаметно и грозно стоит Безымянная батарея:

6.
Владивосток. Часть 12: Владивостокская крепость (музеи)

Она же батарея №11, построенная в 1899-1900 годах и в целом сохранившая "допортартуровский" облик. Не самое зрелищное, не самое мощное, это укрепление в 1988-96 годах стало музеем Владивостокской крепости, а в 1997-2008 годах даже полуденный выстрел Владивостока делался с Безымянной батареи:

7.
Владивосток. Часть 12: Владивостокская крепость (музеи)

На заднем плане - труба ТЭЦ-1 (основана в 1912 году) и корпус ТИНРО - это не бизнес-центр какой-нибудь, а действующий с 1928 года Тихоокеанский институт рыбного хозяйства, по сей день изучающий в режиме реального времени, что, когда и в каком количестве можно ловить в дальневосточных морях. Наряду с СахНИРом в Южно-Сахалинске это организация, которой я многим обязан, так как через эти институты в 1990-2000-х годах ходил зарабатывать деньги научным сотрудником промысловых рейсов мой отец. ТИНРО стоит на месте дальномерного поста и двух снесённых барбетов Безымянной батареи. Оставшиеся семь барбетов слагают длинную бетонную цепь:

8.
Владивосток. Часть 12: Владивостокская крепость (музеи)

Батарею отмечают крепостной Андреевский флаг, расцветкой похожий на Объединённого Джека в инверсии, и рельефная Казанская икона - помещение за ней с 1999 года служит часовней.

9.
Владивосток. Часть 12: Владивостокская крепость (музеи)

А что значит этот загадочный барельеф раннехристианского вида - я так и не разобрался. Возможно, здесь был лазарет:

10.
Владивосток. Часть 12: Владивостокская крепость (музеи)

Под защитой батареи и на её крыше - целый музей военной техники, на рассказ о каждом экспонате которого мне не хватило бы отдельного поста. Иные орудия стоят на позициях, но они тоже лишь экспонаты, так как в большинстве своём были приняты на вооружение уже после упразднения крепости. Аутентично здесь то, что в 1930-х годах восстановленные батареи комплектовались именно корабельной артиллерией, обычно куда более мощной, чем сухопутная.

11.
Владивосток. Часть 12: Владивостокская крепость (музеи)

На момент постройки батарея выглядела так (на заднем плане ТЭЦ), но иероглифическая подпись намекает, что вся эта мощь досталась японцам без боя:

11а.
Владивосток. Часть 12: Владивостокская крепость (музеи)

Однако последнее слово осталось в тех войнах за нами, и среди русских пушек в музее стоит и японский трофей - 75-миллиметровое орудие "Арисака" начала ХХ века:

12.
Владивосток. Часть 12: Владивостокская крепость (музеи)

Отдельная группа экспонатов - артефакты строительства крепости, в котором активно использовались узкоколейки и даже подвесные канатные дороги для доставки стройматериалов на сопки:

13.
Владивосток. Часть 12: Владивостокская крепость (музеи)

Броневые двери и ставни, а рядом с ними - застывший в бочках и повторивший их очертания цемент. Его везли из Новороссийска, и в 1914 году поставки прервала Первая Мировая война. Строительство, однако, шло - инженерное управление накопило порядочные запасы цемента, а в Спасске-Дальнем специально для нужд крепости был построен один из крупнейших в империи цементный завод.

14.
Владивосток. Часть 12: Владивостокская крепость (музеи)

Экспозиция продолжается и в помещениях батареи, так удачно разделённой на круглые залы, и помимо военных тем, тут можно немало узнать и об истории самого Владивостока:

15.
Владивосток. Часть 12: Владивостокская крепость (музеи)

Наиболее плотно объектами крепости нашпигован Эгершельд - узкий длинный полуостров, прикрывающий с запада бухту Золотой Рог. Но большинство из них ныне заброшены и даже найти их в бурьяне сопок и пустырей не так-то и легко. На Верхнепортовой, однако, в одном из дворов прекрасно сохранился пороховой погреб (1897-98):

16.
Владивосток. Часть 12: Владивостокская крепость (музеи)

Его занимает не музей, а ресторан, в который мы беспрепятственно вошли сфотографировать тяжёлые своды. Хотели и пообедать, но надписи по-китайски тут не везде продублированы по-русски. да и смотрели на нас сотрудники хмуро, будто не понимая, зачем мы пришли. В общем-то да, зачем тратить время на двух русских, если ближе к вечеру можно разом будет накормить сто китайцев? Интерьер дополняют чучела местных зверей, но я таких ещё покажу живыми.

17.
Владивосток. Часть 12: Владивостокская крепость (музеи)

До недавнего времени Безымянная батарея была единственным в городе музейным объектом крепости. Пару лет назад её дополнил Седьмой форт на горе Торопова (77м), первый от Амурского залива в протянувшийся от Седанки до Зелёного угла цепочке мощных фортов 1910-х годов. Хребет, нависающий над Владивостока с севера, фактически был превращён в крепостную стену, где сопки стали башнями, а форты строились внутри них.

18.
Владивосток. Часть 12: Владивостокская крепость (музеи)

Помимо номеров, у фортов были и свои имена. Седьмой, например - форт Наследника Цесаревича Алексея Николаевича:

19.
Владивосток. Часть 12: Владивостокская крепость (музеи)

Теоретически, форт нависает над улицей Маковского, в которую за Второй речкой переходит проспект 100-летия Владивостока. Но на практике оттуда наверх не ведут даже тропы (или ведут, но без местных их не найти), и путь к форту от района Заря (см. прошлую часть) пролегает целым лабиринтом петляющих в трёх плоскостях улиц среди особняков и дач. Потратив полчаса, я упёрся в запертые ворота, но тут на окно вышел покурить длинноволосый паренёк, благодаря которому я и попал вовнутрь.

20.
Владивосток. Часть 12: Владивостокская крепость (музеи)

Надо заметить, Седьмой форт если и можно назвать музеем, то совсем не таким, как Безымянная батарея. Его подземелья отличаются от подземелий заброшенных фортов лишь отсутствием мусора и нежелательных встреч да наличием специально обученных людей, с которыми спускаться в казематы могут даже дети.

21.
Владивосток. Часть 12: Владивостокская крепость (музеи)

Хотя детей здесь есть, чем попугать:

22.
Владивосток. Часть 12: Владивостокская крепость (музеи)

Электрическое освещение заканчивается в первых коридорах от входа, а в основном по казематам ходишь с фонарём:

23.
Владивосток. Часть 12: Владивостокская крепость (музеи)

Керосинка и пара кирпичей в осветительной нише - одни из немногих экспонатов этого музея:

23а.
Владивосток. Часть 12: Владивостокская крепость (музеи)

Чаще тут видишь какие-то странные сущности: Седьмой форт активно используется как квеструм.

24.
Владивосток. Часть 12: Владивостокская крепость (музеи)

Воображение само дорисовывает на переднем плане двумерный шотган, а бочки должны тускло взрываться от выстрела, после чего из них выпадают аптечки.

25.
Владивосток. Часть 12: Владивостокская крепость (музеи)

На полу местами тонкий слой воды, в тоннелях холодно и неуютно. Причём температура и влажнось тут очень сильно отличаются от помещения к помещению - в глубине форта не бывает теплее 15 градусов, но иногда мы оказывались на уровне поверхности, где было хорошо и сухо.

26.
Владивосток. Часть 12: Владивостокская крепость (музеи)

Что чем было - я, к сожалению, не помню. На кадре выше - 150-метровая подземная казарма, куда личный состав перебирался на время военных действий. Было этого личного состава три с половиной сотни человек: 235 пехотинцев, 68 артиллеристов, 20 пулемётчиков и 53 сапёра.  В целом, казематы строились с расчётом на полную автономность форта в течение нескольких недель - тут были и продовольственные склады, и госпиталь, и даже силовая установка на поверхности.

27.
Владивосток. Часть 12: Владивостокская крепость (музеи)

Общая протяжённость маршрута по казематам Седьмого форта - около 1,5 километров, но то и дело видишь, как перекрытые паттерны уходят куда-то во тьму. Вот здесь много фотографий того, что мне экскурсовод не показал. Жаль, что я не силён в фортификации, но даже для неподготовленного человека всё это действительно сильное зрелище.

28
Владивосток. Часть 12: Владивостокская крепость (музеи)

В портале с лестницей, где мы начинали знакомство с фортом, располагались силовая станция и кухня. С крыши его открывается роскошный вид:

29.
Владивосток. Часть 12: Владивостокская крепость (музеи)

Выше торчат из горы и другие сооружения форта, например редюит:

30.
Владивосток. Часть 12: Владивостокская крепость (музеи)

На макушке сопки - наблюдательный пункт, похожий на всплывшую из под земли подводную лодку:

31.
Владивосток. Часть 12: Владивостокская крепость (музеи)

Ниже лежат укрепления, до которых я не добрался - бруствер с подземными убежищами для орудий (почти такой же я покажу в следующей части на Третьем форте) и ров с двойными кофрами (увы, во рвы я не спускался нигде). Больше фотографий есть здесь.

31а.
Владивосток. Часть 12: Владивостокская крепость (музеи)

Северные форты были ключевым звеном сухопутной обороны Владивостока, а вот с моря город прикрывал в первую очередь остров Русский, этот Тихоокеанский Кронштадт. С крепостью и вообще военным ведомством связана большая часть его наследия, а первая же Новосильцевская батарея №375 (1899-1903) встречает прямо у Русского моста. На заднем плане - Кампус, новая территория ДВФУ, строившаяся как площадка к саммиту АТЭС-2012. Тогда же появились и мосты, по ним пролёг Гостевой маршрут, а потому и батарею в 2012 году привели в порядок.

32.
Владивосток. Часть 12: Владивостокская крепость (музеи)

В принципе она не сильно отличается от Безымянной батареи. Разве что вместо музея оружия на её барбетах стоят реплики 57-миллиметровых пушек начала ХХ века. Думаю, батарея расположена удачно с точки военного дела но крайне неудобно с точки зрения туризма - остановок общественного транспорта нет на километры вокруг, тропинок по берегу - тоже, так что если вы не на своей машине - то остаётся лишь довольствоваться видами при выезде с острова:

33.
Владивосток. Часть 12: Владивостокская крепость (музеи)

Но с моста не увидишь сам мост, а с батареи, с ней же самой на переднем плане, на него открываются, наверное, лучшие виды. Вдали - полуостров Басаргин и эсминец "Быстрый", корабль №2 Тихоокеанского флота, здесь похожий на сторожевого пса, присматривающего за стадом танкеров:

34.
Владивосток. Часть 12: Владивостокская крепость (музеи)

Наш путь - дальше, за Кампус и почти пересекающую остров  бухту Новик. Тёплые леса переполнены военными объектами, заброшенными в подавляющем большинстве.

35.
Владивосток. Часть 12: Владивостокская крепость (музеи)

Там, где заканчивается асфальт, налево можно пройти к заброшенному форту №11 "Князь Савятослав Игоревич", а направо - к Ворошиловской батарее, пожалуй самому впечатляющему объекту Владивостокской крепости. Если Безымянная и Новосильцевская батареи относились к ранним её укреплениям, Седьмой форт - к расцвету строительства накануне Первой Мировой войны, то батарея №981 имени Климента Ворошилова - памятник третьей эпохи: возрождения крепости в 1931-34 годах. С 1998 года батарею занимает музей, пару лет назад ставший Приморским филиалом небезызвестного парка "Патриот". И кассир в будке цвета хаки подчёркнуто строг, словно по сей день сторожит от случайных прохожих покинутый объект Минобороны, а на площадке перед батареей сверкает свежей краской на броне ещё один военный музей:

36.
Владивосток. Часть 12: Владивостокская крепость (музеи)

За танками - высокий кузов комплекса береговой обороны "Рубеж" 1970-х годов: в его контейнерах - противокорабельные ракеты "Термит", выстрел которыми я когда-то показывал на параде кораблей в Севастополе. Но больше всего из музейной техники меня озадачил вот этот то ли локомобиль,то ли каток, то ли тягач с загадочными символами на колесе, похожими на корейские буквы. К нему одному из всех экспонатов не прилагается пояснительной таблички, и даже экскурсовод толком не смог объяснить мне, что это за агрегат.

37.
Владивосток. Часть 12: Владивостокская крепость (музеи)

Чуть дальше сама батарея. Огромная труба - это пушечный ствол:

38.
Владивосток. Часть 12: Владивостокская крепость (музеи)

От музея видна башня №2, закрытая для осмотра:

39.
Владивосток. Часть 12: Владивостокская крепость (музеи)

И на стене её - советский герб вместо иконы:

39а.
Владивосток. Часть 12: Владивостокская крепость (музеи)

А наверху - орудия. Мощнейшие орудия в истории России с калибром 305 миллиметров, выпущенные в 1914 году на Обуховском заводе в Петербурге и усиленные в 1930-х годах дополнительной бронёй.

40.
Владивосток. Часть 12: Владивостокская крепость (музеи)

Вот так они выглядели на своём первоначальном месте - палубе линкора "Полтава", одного из кораблей типа "Севастополь", строившихся в 1910-х годах как первые отечественные дредноуты. Были они кораблями поистине сухопутной страны: со слабой бронёй, неудачным расположением орудий (эффективно вести огонь они могли лишь встав к противнику бортом), посредственной мореходностью (один из дредноутов чуть не погиб в шторме при переходе с Балтики на Чёрное море)... но исключительной огневой мощью. Корабли артиллеристов, "Полтава" и её систершипы оказались скорее прибрежными плавбатареями, чем линкорами открытого моря. Но батареями поистине грозными, и даже в Великую Отечественную они исправно вели огонь по врагу из укромных бухт Севастополя. Последние корабли этой серии были списаны в 1956 году.

40а.
Владивосток. Часть 12: Владивостокская крепость (музеи)

"Полтава" же погибла первой - в 1919 году, и не в бою вовсе, а от пожара, уничтожишего несколько помещений, но в первую очередь все провода в их паттернах. Последующее десятилетие генералы и адмиралы вели разговоры о дальнейшей судьбе дредноута. В 1926 году "Полтаву" переименовали в "Михаила Фрунзе", а вскоре превратили в самый большой корабль мира 9000 километров длиной. Две её орудийные башни стоят под Севастополем, в Любимовке, где я видел их и до сих пор не показал, а две другие башни стерегли Владивосток. Для их установки по острову Русскому прокладывалась железная дорога вдоль бухты Новик и курсировал паровоз Од-107. Труднее всего было затащить 15-метровые 50-тонные стволы на гребень батареи - для этого использовалась хитрая схема с воротом, в который запрягали остававшийся внизу паровоз. Рельсы по сей день лежат на "спине" батареи, а с ними и десяток запасных стволов - чудовищная мощь выстрела приводила к расширению внутреннего канала, поэтому каждый ствол мог эффективно выстрелить всего несколько раз - дальше начинала падать точность. Вместе с ещё парой батарей на восточном острове Аскольда и западном мысе Гамова Ворошиловская батарея простреливала весь залив Петра Великого, и связываться с таки огнём не рискнул бы ни один линкор. Сухопутным линкором и позиционировалась батарея среди военных, но было у неё и совсем свойское прозвище - Змей Горыныч!

41.
Владивосток. Часть 12: Владивостокская крепость (музеи)

Устройство башни - три её яруса уходили в землю на 16 метров, а на глубине 25 метров две башни соединяет 250-метровая паттерна, к великому сожалению пока не открытая для осмотра.

41а.
Владивосток. Часть 12: Владивостокская крепость (музеи)

Зато башня №1 доступна почти целиком, и кадр без толпы экскурсантов на ней снять непросто:

42.
Владивосток. Часть 12: Владивостокская крепость (музеи)

Внутри - обычное помещение, только без окон. Бронированные двери, безбатарейный телефон 1960-х годов:

42а.
Владивосток. Часть 12: Владивостокская крепость (музеи)

Кабинет командующего:

43.
Владивосток. Часть 12: Владивостокская крепость (музеи)

И казарма - расчёт каждой башни составлял 75 человек:

44.
Владивосток. Часть 12: Владивостокская крепость (музеи)

В основном на верхнем ярусе музей:

45.
Владивосток. Часть 12: Владивостокская крепость (музеи)

Из экспонатов которого меня больше всего впечатлили гигантские банники для прочистки орудий:

46.
Владивосток. Часть 12: Владивостокская крепость (музеи)

На нижних ярусах гораздо меньше туристов - потому что не каждый захочет туда лезть по крутым армейским лестницам:

47.
Владивосток. Часть 12: Владивостокская крепость (музеи)

На втором ярусе хранились полузаряды, то есть патроны со взрывчаткой, посылавшей снаряд из ствола. "Полу" - потому что закладывались они по два. И снаряды, и полузаряды отличались массой (76, 66 и 36 килограмм), но при этом были совместимы в любой комбинации, что позволяло очень сильно варьировать дальность выстрела. Специальный полузаряд в принципе не предполагал снаряда и использовался для прогрева ствола. Самый лёгкий снаряд от самого мощного полузаряда летел со скоростью чуть меньше километра в секунду на 40 километров, в высшей точке своей траектории оказываясь в 11 километрах над землёй - это высота полёты современных авиалайнеров.

48а.
Владивосток. Часть 12: Владивостокская крепость (музеи)

Всего здесь хранилось 1200 полузарядов. Вид стеллажей суровый и мрачный, а воздух наждачно скребёт горло от крепкого запаха ржавчины:

48.
Владивосток. Часть 12: Владивостокская крепость (музеи)

Турникеты подачи полузарядов. Циферблат над ними - ни что иное, как командная система, аналоговое табло, показывающее, какой полузаряд подавать следующим.

49.
Владивосток. Часть 12: Владивостокская крепость (музеи)

Кольцевой зал стеллажей опоясывает круглую комнату с механизмом подачи:

50.
Владивосток. Часть 12: Владивостокская крепость (музеи)

Похожий внешне механизм стоит и ярусом ниже:

51.
Владивосток. Часть 12: Владивостокская крепость (музеи)

Где хранилиси сами снаряды, всего 360 штук - меньше, чем полузарядов, но больше, чем возможности стволов. Всего тут использовалось 5 типов снарядов - бронебойный, полубронеб

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
В разгар кризиса правительство РФ придумало способ стимулировать развитие российского автопрома. Экономическому подъему и росту общественной сознательности должны будут способствовать новые «демократизаторы» ЛУВР и «Шторм» – водометные ...
Многофункциональный программный пакет, который не только обеспечивает резервное копирование данных, но и предоставляет надежную защиту от широкого спектра угроз, включая компьютерные вирусы, установку нестабильного программного ...
1) Вчера вечером я принимал активное участие в праздновании юбилея будущей тёщи. Участие было настолько активным, что к двум часам ночи, уткнувшись рогами в дверной косяк, я совершил отчаянную попытку покинуть сие гостеприимное жилище и ...
Догадываюсь, сейчас ты чувствуешь себя Алисой, падающей в кроличью нору… Морфеус Когда-то советских граждан купили приторной сказкой об идеальном мире, в котором живут идеальные люди. Благодаря «железному занавесу» они не знали и не понимали Европу. Для них всё, что ...
Главной звездой Парада Победы в Мурманске стал американский средний танк M4A2(76)W , восстановленный на Северном Флоте. Транспорт, на котором этот танк плыл, был торпедирован в марте 1945 года неподалеку от Мурманска. Машину удалось восстановить с использованием деталей БРЭМ на базе ...