Владимир Зельдин в "На ночь глядя"
![топ 100 блогов](/media/images/default.jpg)
Восхищение Зельдиным обычно укладывается в формулу, когда-то давно и совсем по другому поводу предложенную детским писателем Виктором Драгунским: "он живой и светится". За то время, что Зельдин играет в театре и снимается в кино, он пережил несколько поколений по-настоящему великих актеров - но именно что пережил. Нет, у него были и заметные фильмы, и не только "Свинарка и пастух" в начале карьеры и "Дядя Ваня" почти полвека спустя, но и позднее, например, запоминающаяся роль в "Десяти негритятах", где он сыграл в возрасте уже очень-очень преклонном (хотя это тоже было уже больше двадцати лет назад) - а все равно это не те фильмы и не те роли, которые выдвигают артиста в первые ряды. Я видел собственными глазами все спектакли, которые Зельдин играет на сцене сегодня - и в Театре Армии, и в "Модерне" (где он на банкете после премьеры "Дядюшкиного сна" отличился, подняв тост "за Светлану Безродную", в ответ на что Светлана Врагова без всяких скидок устроила приглашенной "звезде" истерику), застал и "Хануму", в которой помимо Зельдина были заняты то ли стажеры, то ли студенты, короче, сплошь молодняк, - положа руку на сердце, ни одна из этих постановок, мягко говоря, шедевром не была, а черно-белая видеозапись "Учителя танцев" - зрелище мало того, что жалкое, так еще и безумно скучное.
На Зельдина давно уже работает его возраст, но, безусловно, не только возраст. В Малом театре были, да и сейчас есть, актеры, которые выходят на сцену после 90, а то и после 100 лет, в других, наверное, тоже можно обнаружить таких, если задаться целью. Однако Зельдин, про которого Олег Меньшиков, а тому и самому скоро полтинник, вспоминает, как в свое время он писал объяснительную "прошу освободить от политзанятий в связи со скорой кончиной", не просто выходит на сцену и даже не просто в главных ролях - он активен, его везде много, при этом не слишком много, он никого не достает, как некоторые лезущие во все щели старлетки, и не надоел за столько лет, потому что много его ровно настолько, насколько он востребован. Он не навязывает себя публике - но и не отказывает ей. В его активном театральном репертуаре спектаклей сегодня больше, чем у львиной доли представителей труппы Театра Армии любого возраста и пола - и все роли главные. Он охотно участвует во всевозможных торжественных мероприятиях, пресс-конференциях, раздает интервью. Теперь вот к Медведеву по случаю юбилея пришел, а до этого, как сам рассказывает, ходил с прошением к тогдашнему министру обороны Иванову.
Я брал интервью у Зельдина много раз, последний - совсем недавно для одного почитаемого, но нечитаемого издания. И не сказал бы, что общаться с ним фантастически интересно - говорит он, в общем-то, одно и то же, вспоминает "все каких-то допотопных", печалится, что вот Иосиф Виссарионович вникал во все культурные дела, теперь уж не так, - но при этом подкупают два обстоятельства: во-первых, то, о чем он говорит, он действительно застал и помнит очень хорошо, включая имена, отчества и фамилии режиссеров, с которым он работал 60-70 лет назад, а фамилии и отчества там зачастую такие (чего стоят одни только Тункель с Канцелем, а еще Зиновий Акунчиков, и этот, Алексей Иосифович Любимов-Ланской - с ним Зельдин работал аж до того, как пришел в Театр Армии, то есть лет семьдесят назад!), что и моя память не выдержала бы подобной нагрузки; и во-вторых, он при этом совершенно не нагнетает пафоса, беседует в режиме "спрашивайте - отвечаем". Когда я звонил ему недавно после полуночи - а он предпочитает разговаривать поздно вечером - попал на момент, когда Зельдин смотрел по телевизору футбол. Сказал, чтобы я перезвонил после часа - меня это не удивило, он и в два ночи готов общаться, но я другого не понял: глянул в телепрограмму - ни по одному из центральных каналов никакого футбола близко нет, а значит, футбол он смотрит в том числе по кабельному или по спутниковому, а не просто тыкает случайно в "ящик" и хавает что дают. И потом, после часа ночи, раздает интервью по телефону! Ну и как не восхищаться таким матерым человечищем?! Я в три раза моложе Зельдина, а мое существование исчерпывающе описывается афоризмом "если вы утром проснулись и у вас ничего не болит, значит вы умерли" - в том смысле, что просыпаюсь утром (точнее, ближе к вечеру), и у меня все болит, и неизвестно, радоваться надо этому или огорчаться. А вот у Зельдина ничего не болит, по крайней мере, по нему не видно - он живой и светится.