![](/media/images/top/preview/img-fotki-yandex-ru-get-6508-126457179-3-0_87505_3d291fe1_XL.jpg)
Владимир Корбаков: Для меня жизнь – это когда я рисую…
![топ 100 блогов](/media/images/default.jpg)
Биография Корбакова, наверное, типична для родившихся в 20-е. Родился в северной провинции. Будучи еще совсем молодым человеком, ушел на фронт. Был тяжело ранен в боях под Москвой, перенес четыре операции. Вернулся в строй. Профессией овладел поздно – только после войны. Учился в Суриковском училище. Жил и работал в Вологде – помимо творчества был увлечен общественной деятельностью, был председателем Вологодской организации Союза художников России. В 90-е пережил всплеск творческой активности, хотя отнюдь не склонен идеализировать сложные для страны годы. Достаточно взглянуть на полотно «Украденная победа» - видно, сколько душевных переживаний принесли политические и общественные метаморфозы. Впрочем, Владимир Николаевич не унывает. Он искренне убежден, что его дело - нести радость людям. И, кажется, сам радуется каждому эпизоду своего творчества.
«Знаете, я хочу начать с того, что выставка в Русском музее, для меня, художника, который живет на периферии – это большое-большое счастье. – признается Владимир Корбаков - Что касается подбора работ – их выбирал Русский музей: начиная от первых работ – а первая работа из представленных здесь сделана в 1946 году – и до сегодняшнего дня. Но многие программные работы сюда не попали. Здесь нет, к примеру, картин из серии, посвященной 100-летию русско-японской войны, нет серии «По дороге Ломоносова», нет портретов рабочих. Здесь всего один пейзаж. То есть, нет очень многого. Наверное, я бы сделал немного по-другому, но, в целом, считаю, получилось все хорошо. Кроме того, Русский музей издал потрясающий альбом – на русском языке и на английском. Англоязычные альбомы будут распространены за рубежом. Это очень здорово. Это вообще хорошо, когда художника, российского, знают заграничные. Так что, Русский музей сделал мне колоссальный подарок к 90-летию. В какой-то момент я даже заплакал. Кажется, я никогда не был счастлив так, как сегодня!
Возвращаясь к первым работам – вы говорите 1946-й год. Сколь знаю, Вы начали писать еще до войны?
В.К.: Я рисовал всегда – с тех пор, как помню себя. Для меня жизнь – это когда я рисую. Если я не рисую, я просто не живу.
В вашем творчестве есть черты, допустим, французского постмодернизма, есть черты традиционной русской культуры. Как все это сочетается?
В.К.: Знаете, я очень люблю настоящую живопись. Что такое настоящая живопись? Это цвет, это пластика, это страсть. Это свобода абсолютная. Никакие авторитеты, никакие идеологии не должны художнику мешать. Для меня так было всегда. И это очень помогает. Когда я учился - была сталинская эпоха, был соцреализм. Это полнейшее ограничение всего. Но уже тогда я был поклонником европейского искусства. Меня очень впечатляли такие художники, как Дали, Сезанн, Пикассо, Брак и так далее. И наши – «Бубновый Валет» и прочие. Это духовные отцы. И до сих пор я пытаюсь развивать их линии. Линии настоящей живописи. Живописи, которая будоражит зрителей, живописи, в которую вкладывается очень много энергии, очень много страсти. Это передается цветом, совершенно сумасшедшим отношением к своей профессии. Чтобы холст был наполнен колоссальной энергетикой, а не просто энергией. Вот эта энергия, вот эта взбудораженность, которую художник бросает на холст – она обратно возвращается зрителям. И возникает такое поле… энергетическое.
Я хочу дарить зрителям только счастье. По-моему, в этом и заключается искусство. Это делает мою жизнь не только глубокой и наполненной, но и оздоравливает меня самого. И я абсолютно свободный человек. Вот такое состояние дает мне возможность делать так, как я хочу. Мне нравится делать абсолютно сумасшедшие вещи, это моя, собственно, энергетика.
Сегодня вы активно пишете?
В.К.: Да, я продолжаю писать. И буду продолжать. Когда мне открыли выставку в Академии художеств, ко мне подошел Церетели и посоветовал написать заявление, чтобы сделать выставку в Академии художеств через пять лет, на 95-летие. И я постараюсь, чтобы эти пять лет были самыми красивыми, самыми страстными, самыми интересными, самые внушительными, будоражащими.
Вы пишете стихи?
В.К.: В интернете полно моих стихов. И даже те, что написал в этом году, тоже уже там есть. И такие хорошие отзывы. Особенно, на стихотворение «Мать» - я об этом написал совершенно не так, как все пишут. И сейчас вот в Москве выходит книжка мой сборник - «Стихи XXI века». Пишу не так, как все. Я все делаю не так, как все… Как? Так, что бы было выразительнее, так, что бы было поэтичнее. Радостнее. Чтобы люди посмотрели на мою работу, и им захотелось жить и радоваться жизни. То есть, я хочу давать людям радость и счастье.
Мать – это что-то от Божьего промысла,
Мать – это всей жизни суть,
Мать – это важная частица космоса,
Это мать образовала Млечный путь.
Эта женщина, право, под знаком небес
Под сердцем несла, потом родила
Главное чудо из всех чудес –
Человечество. И жизни его подарила.
О картине «Реквием»…
В.К.: Не знаю, стоит ли об этом говорить… Мне было 60 лет. Я женился на девице. Ей было восемнадцать. Разница - 41 год с небольшим. Это не смущало. В общении любовном никакой разницы нет. Я с ней общался, как молодой мужик. Мы родили двух дочек – очаровательных девочек. И жена умерла. В 26 лет. И я один воспитывал двух девчушек – три года и пять лет. Успевал и воспитывать двух дочек и так же активно каждый день рисовать. И эта картина возникла в память о моей жене, которую я очень любил. Ну, действительно, человеку 60 лет, а тут такая красавица…
Спасибо за откровенность, Владимир Николаевич. И еще одна картина – «На привязи»…
В.К.: Когда-то я задумал серию автопортретов сделать – как меня, вроде бы, рисуют другие художники. Начал с Рембрандта. И так далее. Есть такой художник – Олег Кулик. Он известен своими перформансами «человек-собака». Разделся догола, надел ошейник, и его водили по Нью-Йорку на поводке. Потом – по Парижу и Лондону. А я по гороскопу – Собака. Что дало мне повод сделать такой портрет – как будто меня нарисовал Олег Кулик. Ну что сказать, оригинальная работа. Никто такого не делал никогда. Работая над ней, я использовал две своих зимних шапки. Это коллаж и живопись. Очень нравится и детям, и взрослым.
А что скажете про «Славянские Ложки»?
В.К.: Когда появилось концептуальное искусство, актуальное искусство, перформанс, мне тоже захотелось попробовать – что это такое? Я сделал целую выставку на эту тему. Надо было что-то придумать. А у меня было много деревянных ложек. Подумал – мне уже много лет, надо их как-то употребить. Вот и сделал эту работу. Долго думал, как все это скомпоновать, где и что разместить, какую икону выбрать...
Какая самая значимая серия для вас?
В.К.: Автопортреты. Это целый пласт моего творчества.
Скажите, а у вас есть любимое полотно?
В.К.: Есть. Я в этом году написал картину «Синяя птица счастья» - громадную, трехметровую почти. Она есть в альбоме, изданном Русским музеем. Это моя последняя на сегодняшний день работа…»