Витализм

В IV в. до н. э. великий греческий мыслитель Аристотель предположил, что живое становится живым благодаря силе, названной им энтелехией (от греч «энтелес»-«заключённый» и «эхо»-«имею»). В учении Аристотеля это целеустремленность, целенаправленность, некое активное начало, превращающее возможность в действительность. Энтелохия сообщает материи свойство одновременно быть и причиной, и целью развития. Она заставляет семя превращаться в растение, а животных двигаться, искать пищу и рождать детёнышей.
В начале XIX в. Готфрид Рейнхольд Тревиранус ввёл понятие «vis vitalis»-жизненная сила. Этот термин дал название целому философскому направлению-витализму.
Позиции витализма подвергались регулярным атакам со стороны представителей естественных наук. В XVIII в. успехи классической физики позволили французскому математику, естествоиспытателю и философу Рене Декарту высказать крамольную по тем временам мысль, что животные-это всего лишь особые механизмы. Однако вскоре витализм восстановил своё влияние. Было слишком очевидно, что живое не сводится к механическому движению.
Когда химический состав растений и животных показался детально изученным, многие пробовали именно в нём обнаружить специфику жизни и химическими формулами выразить отличие живого от неживого. К этому времени относится и формулировка Фридриха Энгельса: «Жизнь есть способ существования белковых тел...». Увы, и химия, и современная биологическая химия со всеми их достижениями не смогли раскрыть сущность живого.
|
</> |