рейтинг блогов

Выставка "Викторианские авангардисты" в Бирмингемском музее

топ 100 блогов pailish10.05.2024 В начале этого года моя любимая коллекция картин художников-прерафаэлитов, наконец-то вернулась домой в Бирмингемский музей (Birmingham Museum and Art Gallery). Почти пять лет коллекция гастролировала по городам США, чтобы собрать деньги для ремонта музея. Чтобы отпраздновать удачное турне и вознаградить почитателей прерафаэлитов за терпение, работники музея устроили волшебную выставку под названием Victorian Radicals, на которой представлены не только картины прерафаэлитов, но и работы художников движения "Искусство и ремесла", близких к прерафаэлитам.
 
Выставка Викторианские авангардисты в Бирмингемском музее 20240313_110700-768x1024


Выставка прекрасна тем, что наряду с известными и много раз виденными картинами, выставлены малоизвестные работы, многие из которых я увидела в первый раз. Собранные вместе, многие картины открываются по-новому, и начинаешь понимать, почему прерафаэлиты, Уильям Моррис его окружение, а также представители движения "Искусство и ремесла" произвели революцию, отказавшись от строгих академических канонов, и изменили искусство и дизайн.
Начну рассказ с одной из моих любимых работ прерафаэлитов в Бирмингемском музее - "Прозерпины" Данте Габриэля Россетти.

Выставка Викторианские авангардисты в Бирмингемском музее 20240313-114145-scaled

В образе Прозерпины Россетти изобразил Джейн Моррис, жену своего друга Уильяма Морриса. Джейн была необыкновенной женщиной. Бедная и неграмотная, родившаяся в семье конюха и прачки, она была музой художников и поэтов и прототипом Элизы Дулиттл в "Пигмалионе" Бернарда Шоу (о Джейн я писала тут).

Выставка Викторианские авангардисты в Бирмингемском музее 58f767fd0716d25cd453e892575d3a40

Изображение хорошего качества взяты из интернета.

 Картина "Блаженная Беатрис", моделью для которой была Лиззи Сиддал, еще одна легендарная натурщица прерафаэлитов с необычной и трагической судьбой (самая известная картина с Лиззи - "Офелия" Милле), не была неизвестной для меня. Но я не знала, что она есть в Бирмингемском Музее.

Выставка Викторианские авангардисты в Бирмингемском музее 2

Оказывается, Россетти создал два варианта этой картины. Один находится в Бирмингеме, второй - в Лондоне в галерее Тейт.

Выставка Викторианские авангардисты в Бирмингемском музее Desktop

Вообще все музы и натурщицы художников-прерафаэлитов представлены на выставке во всей своей красе.

Выставка Викторианские авангардисты в Бирмингемском музее 20240313-113855-scaled

"Женщина с веером". Данте Габриэль Россетти. 1870 год.

В роли "Женщины с веером" - Фанни Корнфорт. Фанни была любовницей и экономкой Россетти. Когда Россетти женился на Лиззи Сиддал, Фанни в отместку вышла замуж за механика, но долго с ним не прожила. Когда Лиззи умерла, Фанни стала экономкой Россетти, их отношения продолжались до самой смерти Россетти. Попутно у Россетти был роман с Джейн Моррис, но эти отношения приходилось скрывать, а отношения с Фанни Россетти не скрывал.

Выставка Викторианские авангардисты в Бирмингемском музее ff8a173b9c5b9ebd537c4dd29461a7bd

Еще одна муза - цыганка Кеоми Грей, которая была натурщицей Фредерика Сэндиса. Сэндис женился на Кеоми, но прожил с ней только три года, хотя развод не оформил. Остаток жизни он прожил с актрисой Мэри Джонс, которая родила ему десятерых детей. Известным художником Сэндис не стал, поскольку большую часть творчества посвящал иллюстрациям, которые сейчас очень ценятся коллекционерами.

Выставка Викторианские авангардисты в Бирмингемском музее 1-AB-Bham20240208-radicals-02jpeg

"Медея" - слева. Фредерик Сэндис. 1868 год.

Художник отправил картину на летнюю выставку Королевской академии художеств 1868 года, но ее не допустили к показу, скорее по политическим причинам и личной зависти. На следующий год картина, все-таки, попала на выставку и получила много хвалебных откликов. В 1911 году картина отправилась на Международную выставку искусств в Италии как одно из лучших произведений искусства Великобритании.

Выставка Викторианские авангардисты в Бирмингемском музее 800px-Medea-Sandys

Один из виднейших представителей прерафаэлитизма был Форд Мэдокс Браун. Хотя он никогда не входил в само Братство прерафаэлитов, он был близким другом Габриэля Россетти и Уильяма Морриса, вместе с которым занимался дизайном витражей.
Одна из самых известных картин Брауна, с которой обязательно знакомят школьников, когда водят их в галерею, - "Прощание с Англией".

Выставка Викторианские авангардисты в Бирмингемском музее 426391490_774750868028552_2866098343329890075_n

"Прощание с Англией". Мэдокс Браун. 1852 год.

Картина была написана в связи с отъездом в Австралию близкого друга Брауна, скульптора-прерафаэлита, Томаса Вулнера. Браун сам подумывал об эмиграции, но картину сразу же купили за хорошие деньги, и художник оставил мысли о переезде.
Картина написана в стиле тондо, характерном для живописи итальянского Ренессанса (тондо - изображение, вписанное в круг). Благодаря этому формату взгляд зрителя фокусируется на двух главных персонажах картины, и лишь потом переключается на остальных пассажиров (семью "честного зеленщик"» и "подонка", грозящего кулаком "с проклятиями земле его рождения, как будто она была ответственна за его неудачи", как писал сам художник).

Выставка Викторианские авангардисты в Бирмингемском музее 432260526_806718601498445_1109436607052064912_n

Браун учился в Академии художеств в Брюгге, затем в Генте и Антверпене. Изучал технику фресковой росписи, живопись маслом, акварель, пастель, различные виды гравюры. В Париже изучал творчество художников-романтиков, а в Риме сблизился с назареями (художники-романтики, стремившиеся возродить стиль художников Средневековья), а затем познакомился с Россетти и стал приверженцем прерафаэлитизма.
В музее есть картина "Милые ягнята", написанная Брауном на пленэре в модной тогда концепции с использованием ограниченной палитры зеленого, синего и белого цветов с несколькими красными бликами.

Выставка Викторианские авангардисты в Бирмингемском музее 4

"Милые ягнята" Брауна - слева.

На картине изображена модель и любовница художника Эмма Хилл (позже он на ней женился) и их маленькая дочь Кэтрин Мэдокс Браун, одетые в одежду 18 века. Когда Брауна спросили о концепции этой его картины, он сказал, что в ней нет никакого скрытого смысла, это просто "женщина, ребенок, два ягненка, служанка и немного травы".

Выставка Викторианские авангардисты в Бирмингемском музее 435924980_813515204152118_8568489518106113680_n

На фото из трех картин в центре находится картина "Валентин спасает Сильвию от Протея" Уильяма Холмана Ханта, одного из основателей Братства прерафаэлитов. Его картины отличались большим вниманием к деталям, яркими цветами и продуманной символикой.
На картине, написанной в 1851 году, изображена сцена из пьесы Уильяма Шекспира "Два веронца". Бирмингемский музей выкупил картину в 1887 году у ливерпульской академии.

Выставка Викторианские авангардисты в Бирмингемском музее Valentine_Rescuing_Sylvia_from_Proteus

Третья картина - "Слепая девочка" написана сэром Джоном Эвереттом Милле, одним из основателей и главных представителей Братства прерафаэлитов. На картине изображена пасторальная сцена со слепой девушкой, сидящей на переднем плане. На коленях у нее лежит небольшой аккордеон. Она держит за руку другую девушку, которая любуется двумя радугами на небе на заднем плане.

Выставка Викторианские авангардисты в Бирмингемском музее John-Everett-Millais-The-Blind-Girl-1854-56

Художник Артур Хьюз официально не входил в Братство прерафаэлитов, но его лучшие картины отражают дух и стиль прерафаэлизма. Картина "Долгая помолвка" была написана между 1854 и 1859 годами.

Выставка Викторианские авангардисты в Бирмингемском музее 426168072_774751144695191_7967359374287310337_n

На картине изображены священник и его невеста. Картина довольно грустная. Девушка смотрит на свое имя (Эми), вырезанное на стволе дерева ее возлюбленным, которое уже почти закрыто плющом. Этот символизм отражает суровые реалии викторианской Англии, когда родители девушки, помолвленной с низко оплачиваемым священником, обычно не разрешали брак до тех пор, пока он не займет более высокооплачиваемое положение в церковной иерархии.

Выставка Викторианские авангардисты в Бирмингемском музее 417457851_762149609288678_3349810947129524716_n

Рядом с "Затянувшейся помолвкой", слева от нее, находится маленькая картина художника-прерафаэлита Генри Уоллиса "Смерть Чаттертона". Большая версия этой картины находится в лондонской галерее Тейт.

Выставка Викторианские авангардисты в Бирмингемском музее 5

Сюжетом для картины послужила история смерти 17-летнего английского романтического поэта Томаса Чаттертона, отравившегося мышьяком в 1770 году, поскольку издатели его стихи отвергли, а он не хотел нищенствовать. Во времена Уоллиса он пользовался в среде молодых и бунтующих художников славой романтического героя. Натурщиком для "Смерти Чаттертона" послужил молодой Джордж Мередит, английский писатель и поэт викторианской эпохи.

Выставка Викторианские авангардисты в Бирмингемском музее Chatterton

Еще одна картина, написанная в двух экземплярах Генри Пейном, художником движения "Искусства и ремесла", - "Выбор красных и белых роз в саду Храма". Эта аллегория на Войну роз была написана маслом и гуашью. В Бирмингемском музее выставлена картина, написанная гуашью. На ней изображена вымышленная сцена Шекспира из его пьесы "Генрих VI, часть 1", в которой Эдмунд Бофорт, 2-й герцог Сомерсетский, бросает вызов Ричарду Йоркскому, 3-му герцогу Йоркскому, чтобы он выбрал между Белой розой Йорка и Красной розой Ланкастера.

Выставка Викторианские авангардисты в Бирмингемском музее 20240313-121908-scaled

Картина, написанная маслом, была заказана в 1908 году для украшения Вестминстерского дворца, в коллекции которого она и остается.

Выставка Викторианские авангардисты в Бирмингемском музее 11848

Новым для меня оказалось имя художницы Кейт Элизабет Банс, которая не входила в избранный круг прерафаэлитов, но была под влиянием Бёрн-Джонса, Россетти и других прерафаэлитов. На баннере, рекламирующем выставку, изображена картина Musica (Melody) Кейт Банс, которая находится в музее.
Кейт была дочерью Джона Текрея Банса - покровителя Бирмингемского музея и художественной галереи и редактора газеты Birmingham Post, и участвовала в движении Arts and Crafts (Искусства и ремесла). Кейт всю жизнь прожила в Эджюастоне (район Бирмингема), никогда не была замужем и посвятила себя религиозной живописи, расписывая храмы Великобритании и Канады.

Выставка Викторианские авангардисты в Бирмингемском музее 20240313-121942-scaled
 
Musica (Melody). !895-1897.

На картине изображена молодая женщина в обрамлении яблоневого цвета, которая играет на лютне. Яблоневый цвет символизирует свежесть, чистоту, нежность и любовь. Ее золотое ожерелье с жемчугом тоже является символом чистоты.

Выставка Викторианские авангардисты в Бирмингемском музее 5pCCfDpw_iWluToLarhaaMG1QTvJtoYMlSvZR_XtTAuylMZKU_1BC6QzmzIDHCFXHXzTyHh2mO5wyMtG3Q7Da6eNgkhKFa81rKUy

Музыкальный сюжет и некоторые художественные приемы "Музыки" Кейт Банс перекликаются с женскими иконами Россетти, особенно с "Голубой беседкой".  
Но если молодая женщина на картине Кейт Банс олицетворяет чистоту и девичью любовь, то женщина на картине Россетти олицетворяет страсть и любовь. Медальон в виде сердца указывает на это, страстоцвет и вьюнок трактуются как символы страсти и любовных уз. Слово bower (беседка) в английском языке обозначало укромное место или жилище, где в Средневековье и более поздние времена проходили встречи влюбленных. Васильки (cornflowers) ассоциируются с фамилией натурщицы Корнфорт.

Выставка Викторианские авангардисты в Бирмингемском музее Dante-Gabriel-Rossetti-The-Blue-Bower

Картина "Голубая беседка" Россетти находится в университетском Институте искусств Барбера в Бирмингеме.

P.S. Прерафаэлиты (Pre-Raphaelites) - направление в английской живописи, которое было создано как протест против чопорных традиций викторианской эпохи и подражания классическим образцам. Название течения указывает на родство с флорентийскими художниками раннего Возрождения, творившим до Рафаэля: Перуджино, Беллини, Фра Анжелико.

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Время ...
НА ФОТО: Шерика Де Армас Вчера буквально разговаривал с одной из коллег по одной из предыдущих работ о результатах биопсии шейки матки её дочки. Кроме всего прочего, я спросил, делала ли она прививку от онкогенного вируса папилломы человека, которая, у нас давно уже есть, но только в ...
Около 85 % населения живет за чертой бедности. Такое плачевное состояние экономики связано с историей страны и ее правителем. Их доход в день составляет меньше 1 доллара, и то, если им повезет найти работу. Более половины годового бюджета складывается из средств, полученных от экспорта ...
Самая тема для очередного поста г-на Гаганова, а то и, бери выше, аж самого avmalgin . Безусловно, г-ну г-ну Гигиберия пришло время обращаться к правозащитникам и далее, вплоть до Европейского суда по правам человека, требуя экстренного вмешательства ассамблеи ПСЕ. Иначе никак. ...
Вчера пошел сильный дождь , и переход под путями Савёловского вокзала затопило. Бывает? Наверное, бывает. Я не хочу обсуждать, может ли во время сильного дождя затапливать переход или нет. Я хочу обсудить, как организовали работу с людьми во время ЧП. А ее никак не организовали! ...