Выставка "Триста лет Перми. От иконы к авангарду"

топ 100 блогов galik_12311.10.2023 Искусственные параллели по средам

Выставка Триста лет Перми. От иконы к авангарду

Пермская государственная художественная галерея - один из крупнейших региональных художественных музеев России. В 2022 году она отметила свое 100-летие, однако история ее собрания восходит еще к 1906 году, когда активно развивавшийся Пермский научно-промышленный музей начал формировать коллекцию изобразительного искусства и обратился к художественной общественности с просьбой подарить свои работы. Поступившие в ответ на призыв произведения художников В. П. и П.П. Верещагиных, А.А. и П.А. Сведомских, изделия Императорского фарфорового завода и другие стали основой собрания художественного отдела Научно-промышленного музея. Коллекции произведений живописи, народного, декоративного искусства разрастались, и в 1922 году благодаря стараниям первого заведующего музеем А.К. Сыропятова (1882-1954) в Перми был открыт художественный музей, в 1936-м получивший название «Пермская государственная художественная галерея». К ее созданию Сыропятов относился как к «большому серьезному делу, значение которого… надлежит оценивать в широком, общереспубликанском, но отнюдь не в одном только местном, пермском масштабе».
Эту позицию полностью разделял следующий руководитель галереи - H.Н. Серебренников (1900-1966), имя которого невозможно отделить от истории музея, где он проработал почти 40 лет - научным сотрудником, директором, главным хранителем. Благодаря его энтузиазму и усилиям в ходе многочисленных музейных экспедиций были сформированы основные коллекции галереи, и прежде всего уникальное собрание пермской деревянной скульптуры, строгановской иконы, золотного шитья. Дело Серебренникова продолжили следующие поколения музейных сотрудников.

Выставка Триста лет Перми. От иконы к авангарду

За 100 лет собирательской работы галерея стала обладательницей ценнейшей коллекции произведений искусства. В настоящее время ее фонды насчитывают около 55 тысяч единиц хранения и включают произведения разных видов и жанров изобразительного искусства русских и европейских художественных школ, стран Востока. Самые древние памятники относятся к периодам Среднего и Нового Царства Древнего Египта и к античности. Самые молодые - произведения зарубежных и отечественных художников - созданы в XXI веке. Галерея обладает значимыми по объему и качеству коллекциями итальянского, голландского, фламандского, французского и австро-немецкого изобразительного искусства XV-XIX веков. Но, безусловно, наиболее значительная часть собрания - работы отечественных мастеров. На выставке представлены произведения из нескольких титульных коллекций Пермской государственной художественной галереи - собраний древнерусского искусства, пермской деревянной скульптуры, русской живописи первой половины ХХ века, позволяющие почувствовать уровень и своеобразие этого музея.

Выставка Триста лет Перми. От иконы к авангарду

Произведения древнерусского искусства, хранящиеся в собрании Пермской художественной галереи, в подавляющем большинстве происходят из деревень, сел и городов края. Они были привезены в музей экспедициями 1920 -1930-х годов, поступили из закрывшихся церквей. Самые ранние памятники датируются XVI веком, когда земли в верховьях Камы - Перми Великой - начали активно осваиваться, в чем значительную роль играла семья знаменитых солепромышленников Строгановых. Строгановы не только развивали в своих новых камских вотчинах солеваренный промысел, строили укрепленные городки, снаряжали дальше на восток отряд Ермака, но и принесли в земли Перми Великой высокого уровня художественную традицию. В своей родовой вотчине в Сольвычегодске они организовали мастерские, в которых создавались иконы, драгоценная богослужебная утварь, переписывались книги, вышивались золотными и серебряными нитями пелены и плащаницы… Помимо этого, Строгановы заказывали иконы лучшим русским иконописцам - мастерам Оружейной палаты в Московском Кремле. Созданные в собственных мастерских и по заказам произведения вкладывались в храмы и монастыри, в том числе в пермских вотчинах; такие вклады называли «строением». На Каме главным храмом Строгановых стала церковь Похвалы Богородицы в их административной столице - Орле-городке. Её «строению» Строгановы уделяли большое внимание. В Пермской художественной галерее находится комплекс предметов из Похвальской церкви. В их числе - памятники лицевого шитья.

Выставка Триста лет Перми. От иконы к авангарду
Покровец. Распятие с предстоящими, 1620-е. Сольвычегодск. Мастерские Евдокии Нестеровны  Строгановой (?). Происходит из церкви Похвалы Богородицы в Орле-городке. Поступила в 1925 благодаря экспедиции Пермского художественного музея


Выставка Триста лет Перми. От иконы к авангарду
Пелена подвесная. Святой Николай Чудотворец, Середина XVII века. Сольвычегодск. Строгановские мастерские. Происходит из церкви Похвалы Богородицы в Орле-городке. Поступила в 1925 благодаря экспедиции Пермского художественного музея

На протяжении столетий это искусство оставалось в полном смысле слова элитарным: шитые золотными и серебряными нитями изделия создавались мастерицами при дворах знати, в первую очередь при великокняжеских и царских дворцах, а также в придворных монастырях. Однако в XVII веке именно мастерские неродовитых Строгановых стали ведущей школой в этом искусстве и в значительной степени определили его развитие на завершающей стадии. Художественный уровень произведения лицевого шитья определяется соединением таланта знаменщика - мастера, создающего рисунок, и искусности вышивальщиц. Пример такого соединения - пелена «Положение во гроб», где вышивальщицами тонко передана представленная художником выразительность ликов, жестов и поз участников драматической сцены.

Выставка Триста лет Перми. От иконы к авангарду
Воздух. Положение во гроб с 12 апостолами, 1670-1680-е. Сольвычегодск. Строгановские мастерские. Происходит из соборной церкви села Усолье. Поступила в 1923 благодаря экспедиции Пермского художественного музея

Рисунки для двух пелен из Орла-городка - «Царевич Димитрий» и «Убиение царевича Димитрия» - созданы одним знаменщиком. Вышитые в мастерской Анны Ивановны, жены Дмитрия Андреевича Строганова, и изображающие небесного покровителя ее супруга, они являются благочестивым выражением любви и заботы.

Выставка Триста лет Перми. От иконы к авангарду
Пелена подвесная. Убиение царевича Дмитрия, 1650-е. Сольвычегодск. Мастерские Анны Никитичны Строгановой.  Происходит из церкви Похвалы Богородицы в Орле-городке. Поступила в 1941

Со временем художественные мастерские, в том числе лицевого шитья, появились и в пермских вотчинах Строгановых. В них были исполнены такие памятники, как воздух «Положение во гроб», покровцы «Се агнец», «Спас» и другие.

Выставка Триста лет Перми. От иконы к авангарду
Воздух. Положение во гроб, третья четверть XVII века. Сольвычегодск. Мастерские Анны Никитичны Строгановой (?)


Выставка Триста лет Перми. От иконы к авангарду
Пелена подвесная. Богоматерь Одигитрия (Седмиезерская), 1620 - начало 1630-х. Сольвычегодск. Строгановские мастерские. Происходит из соборной церкви села Усолье. Поступила в 1923 благодаря экспедиции Пермского художественного музея


Выставка Триста лет Перми. От иконы к авангарду
Плащаница. Положение во гроб, последняя четверть XVII века. Сольвычегодск. Строгановские мастерские. Происходит из Пермского кафедрального Спасо-Преображенского собора. Поступила в 1923


Выставка Триста лет Перми. От иконы к авангарду
Покровец. Распятие, с предстоящими и избранными святителями, 1670-1680-е. Сольвычегодск. Строгановские мастерские. Происходит из соборной церкви села Усолье. Поступила в 1923 благодаря экспедиции Пермского художественного музея


Выставка Триста лет Перми. От иконы к авангарду
Пелена подвесная. Богоматерь Казанская, 1630 - 1680-е. Сольвычегодск. Строгановские мастерские. Происходит из соборной церкви села Усолье. Поступила в 1923 благодаря экспедиции Пермского художественного музея


Выставка Триста лет Перми. От иконы к авангарду
Покровец. Святой агнец, середина XVII века. Пермские вотчины Строгановых. Происходит из церкви Свято-Троицкого мужского монастыря в Соликамске. Поступила в 1923 благодаря экспедиции Пермского художественного музея


Выставка Триста лет Перми. От иконы к авангарду
Воздух. Положение во гроб, середина XVII века. Пермские вотчины Строгановых. Происходит из церкви Свято-Троицкого мужского монастыря в Соликамске. Поступила в 1923 благодаря экспедиции Пермского художественного музея


Выставка Триста лет Перми. От иконы к авангарду
Покровец. Спас, середина XVII века. Пермские вотчины Строгановых. Происходит из церкви Свято-Троицкого мужского монастыря в Соликамске. Поступила в 1923 благодаря экспедиции Пермского художественного музея

Гордость иконописного собрания Пермской художественной галереи - иконы, создававшиеся по заказам Строгановых «государевыми иконописцами» и мастерами московской Оружейной палаты, в числе которых были Истома и Никифор Савины, Симон Ушаков, Иван Максимов. «Кормовым» иконописцем палаты числился работавший по заказам Строгановых Семён Хромой - мастер, известный сегодня только по пяти произведениям. Четыре из них хранятся в Перми, два включены в экспозицию - «Неделя всех святых» и «Рождество Иоанна Предтечи».

Выставка Триста лет Перми. От иконы к авангарду
Неделя всех Святых, между 1611-1616. Семён Хромой. Дерево, паволока, левкас, темпера. Происходит из церкви Воскресения Христова в селе Кишерть (вклад Никиты Григорьевича Строганова). Поступила в 1933 благодаря экспедиции Пермского художественного музея


Выставка Триста лет Перми. От иконы к авангарду
Рождество святого Иоанна Предтечи, между 1611-1616. Семён Хромой. Дерево, паволока, левкас, темпера. Происходит из церкви Похвалы Богородицы в Орле-городке (вклад Никиты Григорьевича Строганова). Поступила в 1941

Не менее уникальный памятник - икона «Троица Ветхозаветная», подписанная мастером Оружейной палаты Ильёй Филипповым. Сегодня это единственный известный памятник руки данного изографа. И образы Семёна Хромого, и «Троица» Ильи Филиппова - вклады Строгановых в свой главный пермский храм, церковь Похвалы Богородицы в Орле-городке.

Выставка Триста лет Перми. От иконы к авангарду
Святая Троица, 1675. Илья Филиппов. Дерево, паволока, левкас, темпера. Происходит из церкви Похвалы Богородицы в Орле-городе. Поступила в 1941

С семьей Строгановых связана и икона «Великомученица Варвара со святыми женами (святцы)». Недавно датировка этого памятника XVII веком была поставлена под сомнение: в процессе реставрации специалисты Всероссийского художественного научно-реставрационного центра имени академика И.Э. Грабаря пришли к выводу, что его средник выполнен в конце XV века. Это делает образ Святой Варвары одной из старейших икон собрания Пермской государственной художественной галереи.

Выставка Триста лет Перми. От иконы к авангарду
Великомученица Варвара со святыми жёнами (святцы), XVII век. Дерево, паволока, левкас, темпера. Происходит из церкви Михаила Архангела Очёрского завода (вклад в 1851 году графа С.Г. Строганова, ранее, вероятно - Благовещенский собор Сольвычегодска). Поступила в 1926 благодаря экспедиции Пермского художественного музея

Пермская деревянная скульптура - часть общерусской традиции деревянной храмовой пластики. Свидетельства о резных изображениях в русских церквях, игравших роль иконных образов, сохранились с XIV века. Однако история существования этой традиции была непростой. Скульптура в храме неоднократно оказывалась под запретом, ее изымали, даже уничтожали. Вместе с тем церковный собор 1677 года благословил завершать иконостасы скульптурными распятиями. Так или иначе, традиция храмовой объемной резьбы в русском изобразительном искусстве сохранялась и развивалась. XVIII-XIX века становятся периодом практически повсеместного распространения культовой деревянной скульптуры. Сегодня коллекции произведений сакральной пластики существуют во многих российских музеях - как в центральных (Государственный Русский музей, Музеи Кремля), так и региональных. В них представлены работы, собранные из разных областей страны. Однако говорить об уникальности этого явления применительно к Пермскому краю все же справедливо. Во-первых, коллекция Пермской художественной галереи - самое обширное собрание такого рода произведений: около 500 резных изображений XVII-XIX веков. Во-вторых, значительное число памятников, собранных в одном регионе, свидетельствует о существовании здесь большой художественной традиции с собственной спецификой. Пермскую деревянную скульптуру отличают высокий профессионализм исполнения, монументальная форма, яркая образность, своеобразие типажей. Практически полностью музейная коллекция сложилась в 1920-1930-х годах благодаря экспедициям научных сотрудников. Их активным организатором и руководителем был Н.Н. Серебренников, он же стал первым исследователем пермской скульптуры. Уже в 1928 году вышла его книга «Пермская деревянная скульптура», завершавшаяся каталогом музейного собрания, где были перечислены 280 памятников.

Выставка Триста лет Перми. От иконы к авангарду


В экспозиции представлены произведения XVIII-XIX веков, времени расцвета пермской деревянной скульптуры, важным стимулом к которому стало влияние стиля барокко. Его яркие черты в переработке местного мастера демонстрируют фигуры четырех евангелистов из церкви Святой Троицы Юго-Камского завода, происходящие, очевидно, из композиции Царских врат.

Выставка Триста лет Перми. От иконы к авангарду
Евангелисты, первая половина XIX века. Дерево, резьба, темпера, позолота. Происходит из церкви Святой Троицы завода Юго-Камск. Поступило в 1934. Евангелист Матфей

Выставка Триста лет Перми. От иконы к авангарду
Евангелист Марк

Выставка Триста лет Перми. От иконы к авангарду
Евангелист Иоанн

Выставка Триста лет Перми. От иконы к авангарду
Евангелист Лука

Черты барокко несут на себе многие пермские скульптуры, однако этот стиль активно трансформируется местными резчиками, создающими на его основе самые разные образные вариации. Примеры этому - «Страстной ангельский чин» из церкви Успения Пресвятой Богородицы в Чердыни, «Ангелы коленопреклоненные» из Троицкой церкви в том же городе, «Ангелы с рипидами» из кладбищенской часовни завода «Мотовилиха» и из Рождество-Богородицкой церкви в Перми. Ангелы входили в композицию «Распятие с предстоящими» - популярный сюжет деревянной скульптуры.

Выставка Триста лет Перми. От иконы к авангарду
Ангелы коленопреклонённые, XVIII век. Дерево, резьба, левкас, темпера, позолота. Происходит из Троицкой церкви г. Чердынь. Поступила в 1923 благодаря экспедиции Пермского художественного музея


Выставка Триста лет Перми. От иконы к авангарду
Ангелы с рипидами, XVIII век. Дерево, резьба, левкас, темпера, позолота, серебрение. Происходит из кладбищенской церкви завода Мотовилиха в Перми. Поступило в 1923 благодаря экспедиции Пермского художественного музея


Выставка Триста лет Перми. От иконы к авангарду
Ангелы с рипидами, конец XVIII века. Дерево, резьба, левкас, темпера, позолота. Происходит из Рождество-Богородицкой церкви Перми. Поступило в 1929

Страстной ангельский чин из композиции Распятие с предстоящими, вторая половина XVIII века. Дерево, резьба, темпера, позолота. Происходит из церкви Святого Николая  Чудотворца в селе Язьва (ранее в церкви Успения Пресвятой Богородицы в городе Чердынь).  Поступило в 1923 благодаря экспедиции Пермского художественного музея

Выставка Триста лет Перми. От иконы к авангарду
Ангел с копьём

Выставка Триста лет Перми. От иконы к авангарду
Ангел с гвоздём

Выставка Триста лет Перми. От иконы к авангарду
Ангел с лестницей

Выставка Триста лет Перми. От иконы к авангарду
Ангел с колонной

Выставка Триста лет Перми. От иконы к авангарду
Ангел с гвоздём

Вероятно, самой большой популярностью в русской деревянной скульптуре Нового времени пользовался сюжет «Христос в темнице», пришедший в русскую традицию, по мнению большинства исследователей, из Западной Европы. Почти все русские скульптуры Христа в темнице датируются концом XVIII - началом XIX века и представляют собой вершину «натуралистической» линии русской церковной пластики, которая часто обозначается термином «стихийный реализм». «Христос в темнице» - самый высокий образец художественности и духовности в русской деревянной скульптуре.

Выставка Триста лет Перми. От иконы к авангарду
Справа - Христос в темнице (Сидящий Спаситель), XVIII век. Дерево, резьба, левкас, темпера. Происходит из часовни при церкви Святого Николая Чудотворца в селе Редикор. Поступила в 1923 благодаря экспедиции Пермского художественного музея


Выставка Триста лет Перми. От иконы к авангарду
Слева - Христос в темнице (Сидящий Спаситель), XVIII век. Дерево, резьба, левкас, темпера. Происходит из часовни села Большая Коча. Поступило в 1923 благодаря экспедиции Пермского художественного музея


Выставка Триста лет Перми. От иконы к авангарду

Еще один его пример на выставке - «Распятый Христос» из церкви села Шакшер, в котором образ полон драматической экспрессии.

Выставка Триста лет Перми. От иконы к авангарду


Выставка Триста лет Перми. От иконы к авангарду
Распятый Христос, XIX век. Дерево, резьба, левкас, темпера. Происходит из церкви Богоматери Знамение села Шакшер. Поступило в 1923 благодаря экспедиции Пермского художественного музея

В Продолжении - авангард в коллекции Пермской государственной художественной галереи.

Выставка Триста лет Перми. От иконы к авангарду
Источники информации - кураторский текст на стендах и этикетаж.

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Вот такой разговор состоялся у Леси Рябцевой. Она гуманитарий, если что. Все 8 миллионов жителей России теперь боятся хлорида натрия. И дигидрогена монооксид. ...
Полемика дня - ханжи против людей со свободными взглядами, и затеял ее никто иной, как мой френд o_bl в комментариях к своему вчерашнему посту и усиливший накал в сегодняшней статье: http://o-bl.livejournal.com/161196.html . На основе того, что мой пост с фотографиями вчерашнего ...
Наиболее прикольны рассуждения в России - А будет ли у нас Четвертая Волна Ковида? Алё?! Но пока-то, согласно официальным данным, никак ещё не заканчивается Вторая! Вторая Волна, показав символическое снижение весной (~ на 25%), поднялась летом до абсолютных рекордов и застыла на ...
Нет, я не про штурм Донецка. Он не начался, а скорее заканчивается. И не про начало мировой экономической войны, с ней давно уже все понятно - они нам санкции, мы им ограничения, слово за слово, хреном по столу, сначала экономическими методами потолкаемся, а потом уже и мордобой... в смыс ...
Сейчас френд bolshoymike натолкнул меня на тему. Недавно занесло нас тут с Шаттеном в меховой магазин, случайно. Он мне и говорит - пойдём , хоть покажешь на что мне ориентироваться, когда разбогатею. Я же тут уже заначку вытащила свою, потому как никто так и не работает, а ...