Выставка "Три времени Рима"

топ 100 блогов galik_12317.07.2024 Искусственные параллели по средам

Выставка Три времени Рима

В Пушкинском музее проходит выставка, интересная для ценителей гравюры и фанатиков славного города - "Три времени Рима. Античность. Возрождение. Барокко". Экспозиция рассказывает об истории градостроительства Рима, представляя в гравюрах архитектурные изменения с конца XV до середины XVIII веков. Кураторы предлагают проследить за становлением современного облика Рима, выделяя главную идею Вечного города как самого большого целостного произведения искусства.

Выставка Три времени Рима

В экспозиции представлено более 150 произведений из коллекции Максима Атаянца, собраний ГМИИ им. А.С. Пушкина, Нижегородского государственного художественного музея и Дальневосточного художественного музея. Кураторская группа: Елизавета Лихачёва, директор ГМИИ им. А.С. Пушкина; Максим Атаянц, архитектор; Василий Успенский, научный сотрудник отделения гравюр Государственного Эрмитажа; Александр Конев, научный сотрудник отделения гравюр Государственного Эрмитажа.

Выставка Три времени Рима

"Рим - особый город. Сначала столица древней империи, затем глава католического мира, он один на целом свете получил титул Вечного. Переплетение древности и современности определяет дух, внутренний нерв города, саму его суть. Древность вошла в плоть и кровь Рима и неотделима от жизни города: в античных храмах, ставших христианскими церквами, возносятся молитвы, вода все еще течет в город по древнеримским акведукам, вымощенные две тысячи лет назад дороги по сей день ведут в Рим путников. Диалог эпох ощущается здесь на физическом уровне. И дело не только в напластовании памятников разных времен, когда колонны античных дворцов использовались для украшения средневековых храмов, а позже дополнялись барочными фасадами. Начиная с эпохи Возрождения выстраивание преемственности между древним и новым Римом было сознательной политикой понтификов, грезивших былой славой Вечного города и видевших себя наследниками цезарей. Сначала римские руины служили источниками знаний о древнем зодчестве, затем на их основе был выработан новый архитектурный язык. В эпоху Возрождения пришедший в запустение город начал восстанавливаться с опорой на историческую инфраструктуру-дороги, мосты, акведуки. Олицетворением Нового Рима стали египетские обелиски, воздвигаемые на главных площадях города. Наконец, XVII столетие явило миру римское барокко - храмы, дворцы, фонтаны и монументы, образующие ансамбли площадей и улиц, своим великолепием и размахом затмившие зодчество древней империи."

Выставка Три времени Рима

Среди ключевых экспонатов - планы Рима разных времен, наиболее показательно отражающие преображение города.

Выставка Три времени Рима

Огромный аксонометрический план Рима работы Антонио Темпесты, гравированный им на 12 медных досках и впервые напечатанный в 1593 году, показывает буквально каждое здание города, как если бы мы смотрели на Рим с северо-западной стороны, с высоты птичьего полёта. План и и сам менялся вместе с городом. Он выдержал несколько изданий на протяжении всего XVII века, и каждый раз его немного адаптировали, врисовывая вновь возведённые здания, например колоннаду базилики Святого Петра и площадь перед ней.

Выставка Три времени Рима
Антонио Темпеста (1555-1630). План Рима, 1593

Выставка Три времени Рима


Выставка Три времени Рима



Выставка Три времени Рима
Предметы из коллекции М.Б. Атаянца. Римская империя. Бронза, литьё


Выставка Три времени Рима

Большинство представленных гравюр принадлежит собранию архитектора Максима Атаянца - одной из лучших и наиболее обширных мировых коллекций гравюр, посвященных Риму. Эти графические листы дополнены гравюрами и рисунками из ГМИИ им. А.С. Пушкина, а также живописными видами Рима XVIII века, созданными Джованни Паоло Панини и Бернардо Беллотто из собрания Пушкинского музея.

Выставка Три времени Рима

В XVI веке Рим был усеян древними скульптурами. Одни сохранялись на своих местах со времён Античности, другие ешё в средние века были использованы как строительные материалы, став частью стен римских построек, третьи обнаруживлись во время археологичесикх раскопок.

Выставка Три времени Рима


Выставка Три времени Рима


Выставка Три времени Рима
Угловая панель саркофага с маской речного божества. Римская империя. Первая четверть III в. Мрамор. ГМИИ


Выставка Три времени Рима


Выставка Три времени Рима


Выставка Три времени Рима



Выставка Три времени Рима
Фрагмент стенного декора. Рим. Голова юноши, I век до н.э. - I век н.э. Штукатурка, краска, воск. ГМИИ

Выставка Три времени Рима


Выставка Три времени Рима

"Исследуемый на выставке архитектурный феномен Рима возник в XVI–XVII веках, когда римские папы стали ощущать себя преемниками цезарей и загорелись идеей возрождения древнего города. В Средние века Рим лежал в руинах, некогда гигантский мегаполис сжался до нескольких районов. Начиная с эпохи Возрождения сквозь опустевший город начали прокладывать длинные прямые улицы, соединявшие главные святыни города и предназначенные для торжественных шествий и потоков паломников. Ориентирами путникам становились древние обелиски, что по повелению понтификов ставились перед фасадами церквей — древнее соединялось с современным. Аналогичным образом триумфальные колонны древнеримских императоров увенчивались статуями христианских святых, а фигура архангела Михаила была водружена на бывший мавзолей императора Адриана, ставший папской цитаделью и получивший название замка Святого Ангела. Масштабные стройки — от ансамбля Капитолийской площади, спроектированного Микеланджело, до грандиозной базилики Святого Петра, над возведением которой на протяжении 120 лет трудилось несколько поколений архитекторов, — стремились возродить славу древнего города. В XVII веке великолепные барочные ансамбли Бернини и Борромини окончательно реализовали мечту о возрождении Вечного города."

Выставка Три времени Рима

"Возрожденный Рим служил образцом для подражания. Барокко стало первым со времен готики большим стилем, захватившим всю Европу. Лежащее в основе городской структуры трехлучие улиц, расходящихся из единого центра, перешло в планировки Версаля и Петербурга. Триумфальные арки, обелиски и увенчанные статуями колонны стали воздвигать в главных мировых столицах. Купола Пантеона и базилики Святого Петра разошлись в сотнях копий и вариаций. Римские топонимы - Капитолий, Форум, Марсово поле - распространились по всему свету. Через подражание формам мир стремился перенять сам дух города - дух величия, власти и вечности."

Выставка Три времени Рима


Выставка Три времени Рима

Из особенно интересных экспонатов - гравюра Михаэля Вольгемута из "Всемирной хроники" Хартмана Шеделя - одна из первых панорам Рима.

Выставка Три времени Рима
Микаэль Вольгемут (1434-1519) по оригиналу Вильгельма Плейденвурфа (около 1460-1494)(?). Рим, 1493. Иллюстрация из т.н. Всемирной хроники Хартмана Шеделя. Ксилография. Собрание М.Б. Атаянца

"В XVI-XVIII веках Рим был самым изображаемым городом мира. Десятки художников из разных стран стремились запечатлеть его облик: для одних он был важен как средоточие античных памятников, для других- как центр религиозного паломничества, для третьих - как образец современной архитектуры. Тиражируемые в гравюре изображения разлетались по всей Европе и пользовались всеобщим вниманием и огромным спросом. Это позволяет нам сегодня проследить все стадии трансформации города, его разные образы: от меланхолических руинных пейзажей XVI века до триумфальных городских видов эпохи барокко. Венец многовековой традиции римской ведуты - созданные во второй половине XVIII века знаменитые гравюры Джованни Баттисты Пиранези, ставшие главным портретом города, в котором Античность и барокко окончательно соединились в единое целое - формулу вечности."

Выставка Три времени Рима


Выставка Три времени Рима


Выставка Три времени Рима

На выставке впервые показаны вместе четыре живописные работы Беллотто, написанные в одной серии и разделенные в 1930-х годах между собраниями ГМИИ им. А.С. Пушкина, Дальневосточного художественного музея и Нижегородского государственного художественного музея.

Выставка Три времени Рима


Выставка Три времени Рима


Выставка Три времени Рима


Выставка Три времени Рима
Бюст императора Адриана. Римская империя. Мрамор. ГМИИ

Выставка Три времени Рима
Джузеппе Вази (1710-1782). Панорама славного города Рима, увиденная с Яникульского холма, 1765. Офорт, резец. Оттиск с 12 досок. Собрание М.Б. Атаянца

Самые эффектные гравюры будут в продолжении!
Источники информации - материалы выставки и этикетаж, кураторский текст на стендах

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Почему в самолетиках, что уликовых, что картофельных, такая ебанутая система прокачки? Неочевидная, непрозрачная, хуйпроссышьчерезкакуюкнопку сделанная. И никакой, что характерно, документации, даже простенького описания не найдешь на оффсайтах. Бета-тесты, скажете вы? А релиз ничего ...
Господа, у нас меня есть для Вас две новости - хорошая и плохая. Хорошая: русский национализм стал силой, с которой уже нельзя не считаться. Поэтому даже такие партии, как "Правое дело", вынуждены так или иначе раскручивать "русский вопрос" ...
Сегодня видела такую картину: шли двое пенсионеров и вместе с ними мальчик лет 10-ти. Обсуждали, как в квартиру к родителей мальчика уже приехали отдыхающие. Дедушка спрашивает мальчика: - А где тебя теперь положили спать? - На полу сплю, - отвечает ребенок. Как это знакомо еще с детств ...
Хочется рубилова в комментах. Чтобы вы друг друга троллили, самооценку в фарш кромсали, а то все как-то охуенно пасторально с этими фитнесами и сырниками получается. Вперед, пушистики! Порвите друг друга! И чтобы ничего, сукаблять, ...
Не прошло и суток, как официальный постоянный представитель Украины в ООН Юрий Сергеев обвинил Россию в терактах, которые произошли в Париже с ночь с 13-го на 14-е ноября. Он написал в своем твиттере, что в парижской трагедии следует искать женщину (известное французское выражение "шерше ...