В Куркино за наследием Фёдора Шехтеля
galik_123 — 11.07.2024Заинтересовавшись малоизвестным архитектурным наследием Фёдора Шехтеля, отправились, по наводке moscow_i_ya, в Куркино. Там находится церковный ансамбль, состоящий из древнего каменного храма, колокольни эпохи позднего классицизма и часовни, возведенной по проекту Федора Шехтеля в 1899 году. К этому времени у 40-летнего Шехтеля уже был накоплен опыт церковного строительства. Свою первую часовню он спроектировал в 1887 году при Михайловском храме в Таганроге, родном городе Чехова, который и помог получить ему этот заказ.
История храма Владимирской иконы Божией Матери в Куркине (Новогорская улица, 37) насчитывает три с половиной столетия, а начинается ещё во времена Дмитрия Донского. В 1639 -1641 годах Куркино скупил по частям родовитый боярин и воевода, князь Алексей Иванович Воротынский. Он был в родстве с царём Михаилом Романовым, поскольку жена его Мария Стрешнева приходилась родной сестрой царице Евдокии. После смерти боярина в 1642 году село Куркино перешло во владение его сына, князя Ивана Алексеевича Воротынского. Вот он и заложил в 1672 году на высоком берегу реки Сходня церковь в честь Владимирской иконы. Когда-то церковь была трехглавой, с каменной колокольней, и соединялась крытым переходом с княжескими хоромами. На старых чертежах рядом с каменной церковью показана обширная усадьба с трехэтажным домом боярина, людскими и служебными постройками вдоль изгороди. Ничего уж нет, а церковь всё стоит по сей день, хотя несколько раз перестраивалась, при этом сохранились некоторые иконы, утварь, убранство и метрические книги. Владимирская церковь является объектом культурного наследия федерального значения с 1960 года, в 1988 и 2015 годах прошли ремонтно-реставрационные работы.
Владимирский храм был построен "кораблем" - его объемы расположены на продольной оси. Высокий двусветный четверик на подклете, перекрытый четырехлотковым сомкнутым сводом, завершен вспученной кровлей и главой на конусном основании. С востока к нему примыкает двухэтажная апсида с тремя полукружиями, а с запада - двухэтажная трапезная. Она соединена с трехъярусной колокольней. На фасадах храма сохранились цоколь с валиками, на апсиде - двухъярусные полуколонки, ниша-киот, междуэтажные и венчающие карнизы, пояс кокошников на четверике и аркатурно-колончатый пояс на глухом барабане. На апсидах уцелели окна второй половины XVII века с узорочными наличниками с килевидным завершением.
К 1743 году церковь обветшала, деньги на ремонт выдели только в 1760-х годах. Существует предположение, что именно во время этого ремонта начал значительно изменяться облик церкви, из трёх куполов оставили только один, убрали приделы и часть декоративной отделки. Современный вид храм приобрел во время перестройки, начавшейся в 1840 году. Церковь получила новый фасад, старую ветхую колокольню разобрали и на её месте построили новую, четырёхъярусную, в подклете организовали теплый предел во имя Николая Чудотворца. Перестройка закончилась в 1846 году.
Помощь в обновление храма оказывали местные помещики, в том числе и семья известного врача-терапевта Григория Антоновича Захарьина. Когда он купил землю в этом подмосковном селе и начал строить там дом, то одновременно занялся и восстановлением храма. В 1892 году на средства Захарьиных была построена церковная каменная ограда; в 1899 году была организована церковно-приходская школа. Вообще, богатое семейство Захарьиных много средств выделяло на благотворительность. Захарьин помогал и цветаевскому Музею изящных искусств - многие слепки с античных шедевров были выполнены на его деньги. Последней его волей было упокоиться вблизи родного Владимирского храма.
В своё время храм в Куркине был очень знаменит. В 1898 году при храме было образовано общество трезвости, и на молебны ежедневно приезжали от 200 до 600 человек, желающих исцелиться от недуга пьянства. В России были десятки таких обществ, но куркинское общество было особенно известно по всей Московской губернии и за её пределами.
Через два года после смерти врача, его вдова и дочь заказали архитектору Фёдору Шехтелю проект семейной часовни-склепа. В 1907-1908 годах часовня-усыпальница с мозаикой распятого Спасителя, выполненной в Италии по эскизу В.М. Васнецова, была построена. Позднее в этой же часовне были похоронены жена и сын Г.А. Захарьина.
Небольшая часовня-усыпальница - квадратное в плане здание с пологим куполом на невысоком восьмигранном основании, стоит у юго-западного угла церкви. Гладкие стены имеют щипцовые завершения, образующие подобия фронтонов. Поля боковых щипцов прорезаны полуциркульными окнами, полочка основания, окна и две огибающие окно тяги, подчёркивают его форму, создавая подобие неглубоких ниш.
Главный фасад - южный, ко входу ведёт невысокая лестница. Над дверью, на одной высоте с окнами боковых фасадов, находится арочный проём, повторяющий их форму и размер. Самые яркие элементы архитектуры часовни - богатая резьба с изображением символов Христа, обрамляющая арку, и мозаика, которая украшает архивольт. Она изображает распространённую в ранние века христианства монограмму Христа. По её сторонам - два красных креста с буквами альфа и омега. Вся композиция высится над горизонтальной полосой красного цвета с обращёнными в разные стороны завитками, и представляет собой своеобразный символ страстей земной жизни. Капители византийского типа на консолях, несущих арку, представляют символы Спасителя - лозу, гроздь винограда, пальмовую ветвь, по обе стороны креста.
Имя Г.А. Захарьина (1829-1897) в истории медицины известно как основателя московской клинической школы. Доктор Захарьин обладал большим талантом врачевания, пользовался безграничным врачебным авторитетом, был одним из основоположников отечественной курортологии. В своей работе Григорий Антонович придавал огромное значение взаимоотношениям человека и окружающей среды. Среди знаменитых пациентов, лечившихся у Захарьина, были Л.Н. Толстой и А.П. Чехов. Григорию Антоновичу Захарьину посвящен рассказ Валентина Пикуля "Клиника доктора Захарьина". Вообще, ни о ком не рассказывали столько анекдотов, как о Захарьине, известном своим вспыльчивым характером. Самую забавную легенду сочинили, когда у его дочери появился жених - блестящий гусар лейб-гвардии. Рассказывали, что профессор принял будущего зятя не дома, а в больнице, по записи. Тот признался в своей любви, попросил руки его дочери… "Раздевайтесь!" - скомандовал доктор и, обследовав гусара, написал: "Отклонений нет. К женитьбе годен". Такое отцовское благословение дал он дочери.
В часовне находится мозаичное панно "Распятый Христос", выполненное по итальянскому эскизу В.М. Васнецова. Смальту для мозаичного панно в усыпальнице Захарьина отливали в Венеции. В нижнем углу хорошо сохранилось название самой известной тогда фирмы Антонио Сальвиати, о ней я рассказывала ранее. Фирма производила в XIX веке смальту из муранского стекла, имитировавшую полудрагоценные камни. Виктор Васнецов изучал интерьеры храмов в Италии, обильно украшенные мозаикой, и полюбил этот материал.
После смерти Захарьина, желая увековечить память о нем, его семья построила в Куркине больницу (по проекту Р.И. Клейна и И.Э. Грабаря), которая и сегодня носит его имя.
Далее несколько фотографий нижнего придела и верхнего храма.
Нижний храм - крестильная, придел Святителя Николая Чудотворца
У стен храма нашли свое последнее пристанище воины Отечественной войны 1812 года - 2 казака, 20 солдат Первой мировой войны и 78 воинов Великой Отечественной войны, некоторые из бывших настоятелей храма, известный иконописец И. Панкрышев и многие другие.
С историей храма связаны имена двух новомучеников: Александра и Димитрия Русиновых, сыновей диакона, служившего в храме.
Источники информации: hram-kurkino.ru , szaopressa.ru