Выставка Кузьма Петров-Водкин. К 145-летию со дня рождения. Религиозная
sinekvan — 23.12.2024
На выставке: "Кузьма Петров-Водкин. К 145-летию со дня рождения" в
К-Gallery представлены работы художника на религиозную тематику.
Прежде всего в глаза бросается огромное по размеру полотно
"Изгнание из рая", которое сам художник относил к своим творческим
удачам. Данная картина является своеобразным переосмыслением фрески
15-го столетия авторства Мазаччо из флорентийской церкви Санта
Мария дель Кармине.
Художник бывал в Италии, и эта поездка и творчество итальянских живописцев оказала на него сильное впечатление. Так что неудивительно что в этой части выставки можно увидеть две работы мастеров средневекового итальянского искусства.
"Встреча Марии и Елизаветы" произведение 15-го века выполнена автором круга Сано ли Пьетро
«Богоматерь с младенцем» ("Мадонна с младенцем и Иоанном Крестителем", полотно 16-го столетия.)
В 1900-1910 годах в России была «заново открыта» древнерусская икона. До этого времени ее художественные достоинства отмечали лишь отдельные ценители и коллекционеры. Иконы стали восприниматься не только как предмет религиозного почитания, но и как произведения искусства мирового значения.
Рождение Богоматери
Кузьма Сергеевич участвовал в росписи Никольского Морского собора в Кронштадте. Он был не единственным художником, принимавшим участие в художественном оформлении этого грандиозного и красивейшего сооружения, но свой вклад внёс.
Эскиз к росписи Никольского Морского собора в Кронштадте:
"Голова ангела". 1912 год
Голова Юноши (Адам). 1913 год
Довольно интересна и следующая работа, "Христос-сеятель", эскиз к мозаике родовой усыпальницы семьи Эрлангеров на московском Введенском кладбище. Сам мавзолей был выстроен Федором Шехтелем, мозаика была выполнена в мастерской прославленного Владимира Фролова, считающегося лучшим мозаичистом первой половины 20-го столетия. Данный сюжет и решение для мавзолея были выбраны не случайно, ведь Эрлангеры были хлебными торговцами и мукомолами. Сама мозаика в мавзолее, ныне превращенный в православную часовню, к счастью сохранилась, а данный эскиз был предоставлен для выставки одной из частных коллекций.
Кузьма Сергеевич был главным претендентом на то, чтобы расписать православный храм Николая Чудотворца в итальянском Бари. Во время подготовки художник ездил в 1916 году в Ферапонтов монастырь, и сделал рисунки. От так и не осуществленной работы остался рисунок:
"Голова Христа". 1916 год
Отношение Петрова Водкина к религии было сложным. В нем сочеталась вера в Творца, как в некую высшую силу и «бунтарского» отрицания христианской церкви как института. Конечно, Петрова-Водкина привлекало православие не как религиозная вера — он скептически относился к церкви, он не видел ценности в канонах. Скорее, он чувствовал в христианских образах нечто созвучное — доброе, коллективное, двигающее человека вперёд, — связанное, конечно, с женственностью в русском понимании.
Богоматерь с младенцем. 1921 год
Так, у него есть множество картин, посвящённых Богоматери (или просто матери) с младенцем. Понятно, что мать — это наша страна, Россия. Младенец на её руках — это новизна, столь драгоценная и вымученная в родовых муках для «безвременной» России.
Икона "Богоматерь с младенцем на фоне осажденного города", написанная в 1920 году отсылает к осеннему наступлению на Петроград совершенному белыми под руководством Юденича. И здесь, получается, по замыслу художника, Богоматерь защищает власть большевиков, во всяком случае именно так можно понять смысл этой иконы.
Богоматерь с младенцем на фоне осажденного города. 1920 год
Голова Христа. 1921 год
Тарелку «Жар-птица» считают единственной работой художника в декоративно-прикладном жанре. Некоторые считают что Кузьма Петров-Водкин на ней изобразил ангела.
Тарелка "Жар-птица". 1923 год
|
|
</> |
Не меняется яркость экрана на ноутбуке - Гайд от компьютерного мастера
В Москве снег идет
Прогулочный маршрут. Начало
Последний месяц живой воды (с)
ОН ЕСТЬ ЛЁД
source 1947г
Играем воскресным разумом
Самый необычный подарок
Дракулистое.

