Выставка "Кузьма Петров-Водкин. К 145-летию со дня рождения" в К-Gallery
sinekvan — 18.12.2024 Выставка "Кузьма Петров-Водкин. К 145-летию со дня рождения" в К-Gallery посвящена творчеству талантливого художника Кузьмы Сергеевича Петрова-Водкина. Многие считают его советскими художником, хотя немало знаковых полотен Кузьма Сергеевич создал ещё во времена Российской империи.Особенностью данной выставки является то, что практически все произведения представленные в залах галереи прибыли сюда из частных коллекций, то есть их крайне редко можно увидеть в свободном доступе. И ещё можно заметить, что абсолютное большинство работ представляют творчество художника с не самой привычной стороны.
В первом зале представлены портреты и пейзажи авторства Кузьмы Сергеевича, а также несколько работ его учителей.
Автопортрет художника из собрания самой галереи, который был создан, когда ему не было еще и тридцати лет, ещё до создания всех значимых произведений, прославивших имя живописца.
Автопортрет. 1907 год
Рядом можно увидеть портрет жены художника, между прочим, наполовину сербки, наполовину бельгийки, с которой Кузьма Сергеевич познакомился в Париже, урождённой Маргаритой Йованович, ставшей в России Марией Федоровной, супруг же называл ее Марой.
Портрет жены художника. 1907 год
Портреты единственного ребенка семейной четы, дочки художника, Елены.
Портрет дочери. 1923 год
Портрет дочери. 1926 год
Довольно выразительное полотно "Работница. Девушка в красном платке" 1925 года - одна из немногих работ на выставке типичных, можно сказать, для того образа, который мы представляем когда слышим имя художника.
Работница. Девушка в красном платке. 1925 год
Эскиз к панно, которое украшало Театральную площадь Петрограда в рамках празднования первой годовщины Октябрьского переворота, как в ту пору называли его сами большевики с изображением Микулы Селяниновича, легендарного пахаря-богатыря из новгородских былин. Как правило этого былинного персонажа изображали в более зрелом возрасте.
Микула Селянинович. 1918 год
"Старухи". Это полотно было создано в родном городе Кузьмы Сергеевича, Хвалынске, после возвращения художника из Франции с молодой женой. Здесь запечатлены две бабушки художника, о которых он так тепло упоминал в своей автобиографической книге "Хлыновск", а также их сёстры.
Старухи. 1909 год
"Мельница" полотно из собрания К-галереи, было создано в имении Грековых в Царицынском уезде Саратовской тогда губернии, в то же время, когда художником было написано легендарное "Купание красного коня". Эти полотна отправились на Балтийскую выставку в шведском Мальме аккурат накануне Первой Мировой, и в итоге картины в числе прочих остались там на несколько десятилетий, пока не были возвращены на родину, вдове художника уже в 50-е годы.
Мельница. 1912 год
Гудит вьюга, стонет, надрывается. 1900 год
На рыбалке. 1926 год
Юноша. 1918 год
Эскиз сферической перспективы. 1921 год
На прогулке. 1900 год
Девушка в белом платке. 1900
Девушка в кресле. 1900 год
Также в этом зале можно увидеть несколько пейзажей Кузьмы Сергеевича. Фактически всем жанрам, к которым обращался Петров-Водкин на протяжении жизни, сопутствовал пейзаж, не столько выступающий в роли фона, сколько формирующий пространство композиций и ставший важным элементом понимания его произведений.
Ранняя весна. Крестовский остров. 1906 год
Юрьевский пейзаж. 1936 год
Сумерки. У озера. 1903 год
Петров-Водкин был очень хорош и в искусстве натюрморта, в них он перенес всё лучшее из других своих жанров. Ведь художник ценил натюрморт и считал, что именно с него начинается становление художественного мира. Более того, Петров-Водкин серьёзно увлёкся этим жанром уже в зрелости, а значит, видел в нём нечто большее, чем подготовительные этюды.
Цветы 1914
Яблоко и вишня 1917
Натюрморт с пепельницей. 1920 год
В этом же зале выставки находятся несколько работ учителей Кузьмы Сергеевича и тех, кто повлиял на его творчество. В частности, у Валентина Серова он учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. На выставке можно увидеть пейзаж, запечатлевший московский Новодевичий монастырь.
Валентин Серов. Новодевичий монастырь в Москве. 1880-1890 годы
Михаил Врубель вроде бы не считается непосредственно учителем героя данной выставки, но сам Кузьма Сергеевич отзывался о том, что творчество автора "Демона" повлияло на него. На выставке можно увидеть, в частности, эскиз декорации к постановке оперы "Садко".
Михаил Врубель. Эскиз декорации к опере «Садко».
Михаил Врубель. Женский портрет. 1880 год
Михаил Врубель. Женская голова. 1906 год
|
</> |