Выставка "Хогарт и Европа" в галерее Тейт

топ 100 блогов lovers_of_art19.03.2022
Выставка Хогарт и Европа в галерее Тейт
Афиша выставки

Выставка "Хогарт и Европа" в галерее Тейт Британия закрывается 20 марта 2022 года, и поскольку воочию мы её так и не увидели, давайте посмотрим, какие же пороки английского общества так яростно обличал Хогарт - английский художник XVIII века, которого считают основателем национальной школы живописи. На выставка представлено около 60 произведений, и не только Уильяма Хогарта, но и его коллег - Пьетро Лонги, Жана-Симеона Шардена, Корнелиса Троста, Франческо Гварди. Подробно рассматриваются связи лондонского художника с континентальными современниками из Амстердама, Венеции и Парижа. В меняющейся Европе XVIII века эти художники создавали свои собственные образы, отражающие нравы эпохи - тщеславие, пьянство, распутство, скупость, лесть, лицемерие, небрежность, жестокость, гордость, снобизм, расточительность. Уильям Хогарт особенно прославился своими сатирическими картинами и гравюрами, остроумно высмеивающие современность и подчёркивающими неравенство того времени. Его творчество стало настоящим прорывом в изобразительном искусстве Англии.

Уильям Хогарт (10 ноября 1697 - 26 октября 1764) родился в Лондоне в семье бедного учителя латыни. В юности он поступил в подмастерья к гравёру, но не закончил ученичества. Его отец одно время был заключен в тюрьму за непогашенные долги, и это событие повлияло на тематику картин и гравюр Уильяма. Наиболее известен художник сериями "Карьера проститутки", "Карьера мота" и "Модный брак". Гравюры Хогарта массово производились ещё при его жизни, и он был, безусловно, самым значительным английским художником своего поколения. В середине 1750-х годов почти в любой английской лавочке можно было купить гравюры Уильяма Хогарта. Известность его работ настолько широка, что сатирические и политические иллюстрации в этом стиле часто называют "хогартовскими". Хогарт многого добился в жизни, и не только как автор художественных произведений. Он продвигал закон о защите авторских прав художников, поддержал создание первых художественных академий и помог создать Больницу для подкидышей Томаса Корама, которая предлагала приют для брошенных младенцев.

Выставка Хогарт и Европа в галерее Тейт
Скульптурный портрет Уильяма Хогарта. Рубильяк, 1741. National Портретная галерея, Лондон

Лучше любых биографов о художнике рассказывает автопортрет с необычной композицией "картина в картине". Этот автопортрет стал заявлением о профессиональных амбициях Хогарта. Овальное полотно с портретом кажется опирающимся на тома Шекспира, Свифта и Мильтона - авторов, вдохновляющих Хогарта. На его палитре видим "Линию красоты и изящества", которая легла в основу теорий Хогарта об искусстве.

Выставка Хогарт и Европа в галерее Тейт
Уильям Хогарт. Художник и его мопс, 1745

На портрете сам Хогарт изображен на картине, а мопс рядом с ним реальным. Мопс Хогарта - Трамп, служит эмблемой драчливого характера художника, который почти всё считал предметом насмешек. Собака безразлична к живописи, книгам и палитре живописи. Интересно, что ткань позади собаки выходит из картины.

Выставка Хогарт и Европа в галерее Тейт


Один из ключевых экспонатов выставки - парадный портрет покровительницы Хогарта мисс Мэри Эдвардс в платье из красного шелка, жемчугах и бриллиантах, впервые за 100 лет покинувший стены Коллекции Фрика в Нью-Йорке. Именно Эдвардс в 1742 году заказала Хогарту "Великосветский вкус", из которого впоследствии выросла серия "Модный брак". Эдвардс была одной из богатейших женщин Англии того времени, а на её интеллект указывают глобус, свиток и классические бюсты, охотничья собака смотрит на неё с обожанием.

Выставка Хогарт и Европа в галерее Тейт
Уильям Хогарт. Мисс Мэри Эдвардс, 1742

Уильям Хогарт в середине XVIII века создал серию "Модный брак", из шести картин, высмеивавших жизнь и нравы современного ему светского общества. Картины повествуют о жизни одной пары, действие разворачивается от заключения брака до трагической смерти обоих героев. Серия начинается сватовством высокородного дворянина к дочери богатого торговца. Каждая картина полна деталей и живописных символов, раскрывающих всю суть морального разложения общества. Картина "Вскоре после свадьбы" демонстрирует, как изменилась жизнь молодых после торжественной церемонии. С первых дней они изменяли друг другу, проводили свои дни за пьянством или карточными играми. Между тем, неоплаченные счета в их семье только накапливались. Считается, что это лучшая работа художника.

Выставка Хогарт и Европа в галерее Тейт
Уильям Хогарт."Вскоре после свадьбы" из цикла "Модный брак", ок. 1743. Национальная галерея, Лондон

Картина "Марш гвардейцев на Финчли" представляет собой изображение вымышленного сбора войск на Тоттенхэм-Корт-роуд для марша на север в Финчли. Целью марша была защита столицы от второго восстания якобитов 1745 года. На картине солдаты изображены в юмористическом свете, с преувеличенным акцентом на недостаток подготовки и уважения к дисциплине. Картина изначально предназначалась в качестве подарка действующему королю Англии Георгу II. Однако король был оскорблен таким сатирическим изображением его лучших войск и отверг картину.

Выставка Хогарт и Европа в галерее Тейт
Уильям Хогарт. Марш гвардейцев на Финчли, 1749-1750. Холст, масло. Музей подкидышей, Лондон

Следующая картина представляет собой комментарий Хогарта к его второму визиту во Францию ​​летом 1748 года. Он был арестован как шпион, когда рисовал герб Англии на старых городских воротах в Кале. Название картины было взято из популярной мелодии того времени, в которой ростбиф превозносился как символ богатства и власти Великобритании.
Многочисленные детали картины указывают на невысокое мнение Хогарта о французах. Огромный бок британской говядины точно в центре картины, предназначенный для английской гостиницы в Кале, аккуратно уравновешивается тощим французским солдатом по другую сторону разводного моста. Толстый монах, единственный упитанный француз на картине, жадно тычет в говядину. На правом переднем плане сидит голодный якобинец со своей жалкой едой из луковицы и куска хлеба, рядом с ним опрокинутая чашка. Черная ворона, сидящая на вершине каменного креста над разводным мостом, также символизирует якобитов - шотландцев, бежавших во Францию ​​после неудачного шотландского восстания 1745 года.

Выставка Хогарт и Европа в галерее Тейт
Уильям Хогарт. О ростбиф старой Англии (Ворота Кале), 1748 г. Тейт, Британия

На одной из первых картин, сделанных на сценическом спектакле, изображена кульминационная сцена из оперы Джона Гэя "Опера нищего", впервые поставленная в театре Линкольнс-Инн в 1728 году. Главный герой оперы, разбойник с большой дороги по имени Макхит, стоит прикованный цепями, приговоренный к смертной казни, между двумя своими любовницами -  дочерью тюремщика Люси Локит и дочерью адвоката Полли Пичам. По обеим сторонам сцены Хогарт изобразил зрителей, крайний справа - герцог Болтон, реальный любовник актрисы Лавинии Фентон, сыгравшей роль Полли Пичам.

Выставка Хогарт и Европа в галерее Тейт
Уильям Хогарт. Сцена из спектакля "Опера нищего", 1731

29 января 1728 года Лавиния Фентон впервые выступила в роли Полли Пичам, дочери юриста, в опере Джона Гэя "Опера нищего". Эта роль гарантировала ей последующую славу.
Сегодня Лавиния наиболее знаменита благодаря картине Хогарта, изображающей тюремную сцену из третьего акта "Оперы нищего", где она умоляет своего отца сохранить жизнь разбойнику с большой дороги. Первым среди её поклонников был Шарль Поле, 3- й герцог Болтон, которого можно увидеть справа от сцены на картине Хогарта, переглядывающегося с ней. Болтон, видимо, влюбился в неё с первого взгляда. Она стала его любовницей, родив ему троих сыновей. В конце концов, после смерти жены в 1751 году герцог женился на Лавинии.

Выставка Хогарт и Европа в галерее Тейт
Уильям Хогарт. Лавиния Фентон, герцогиня Болтонская, около 1740-1750

Хогарт был единственным художником английского Просвещния и первым живописцем-просветителем в Европе. Его искусство прочно связано с искусством театра, сатирических журналов, с литературой Просвещения. Справедливо считается, что Хогарт стал первым представителем великой живописи в Англии.

Выставка Хогарт и Европа в галерее Тейт
Уильям Хогарт. Сатана, грех и смерть (Сцена из оперы Мильтона "Потерянный рай"), ок. 1735-1740

Ранний успех Хогарта как художника сложился благодаря его групповым портретам, которые вошли в моду в 1730-х годах. Они показывали натурщиков в естественных позах, в домашней обстановке, занятых повседневными делами, такими как беседа или чаепитие. Главным героем следующей картины является богатый городской магнат Уильям Строуд, сидящий за столом со своей женой леди Энн Сесил, его родственником полковником Стродом и его наставником доктором Артуром Смитом, впоследствии архиепископом Дублина. Картины на стене напоминают об их недавнем путешествии по Италии.

Выставка Хогарт и Европа в галерее Тейт
Уильям Хогарт. Семья Строуд, около 1738

А этот семейный портрет, вероятно, был начат в честь свадьбы друзей Хогарта - Эшли Каупера и Дороти Оукс примерно в 1730 году. Каупер поворачивается от любимой собаки к молодой жене. Ребенок, вероятно, является старшей дочерью пары, Теодорой, которая была добавлена ​​​​на картину позже.

Выставка Хогарт и Европа в галерее Тейт
Уильям Хогарт. Эшли Каупер с женой и дочерью

Хогарт на протяжении всей своей жизни писал и групповые портреты, и парадные, и портреты близких людей.

Выставка Хогарт и Европа в галерее Тейт
Уильям Хогарт. Три дамы в большом интерьере (Сломанный веер), возможно, Кэтрин Дарнли, герцогиня Букингемская с двумя дамами (около 1736 г.). Тейт

Его портреты всегда очень живы и реалистичны.

Выставка Хогарт и Европа в галерее Тейт
Уильям Хогарт. Миссис Солтер, 1741

Доктор Томас Пеллетт был президентом Королевского колледжа врачей с 1735 по 1739 год. Пеллетт изучал медицину в Королевском колледже Кембриджского университета, потом продолжил учёбу в Падуе, которая в то время была ведущим центром медицинских исследований. Вероятно, этот портрет был написан в ознаменование его пребывания на посту президента, Хогарт рисует его в президентской мантии.

Выставка Хогарт и Европа в галерее Тейт
Уильям Хогарт. Томас Пеллетт, доктор медицины, 1731

Этот групповой портрет, возможно, висел в мастерской Хогарта и служил рекламой его мастерства в живописи. Любого, кто посещал дом Хогарта, встречали его слуги. Войдя в его студию, они могли сравнить нарисованные портреты Хогарта с реальным человеком. Цель состояла в том, чтобы произвести впечатление, особенно на тех, кто собирался заказать свой собственный портрет. Картина демонстрирует способность Хогарта улавливать сходство во всех возрастных группах. Портреты слуг этого периода встречаются довольно редко, решение Хогарта нарисовать своих слуг таким образом было уникальным.

Выставка Хогарт и Европа в галерее Тейт
Уильям Хогарт. Головы шести слуг Хогарта, около 1750–1755 гг.

Джордж Осборн (1743-1820) был родным сыном Джона Рэнби (1703-1773), друга и соседа Хогарта. Этот портрет является парой к портрету Хогарта "Ханна, дочь Джона Рэнби".

Выставка Хогарт и Европа в галерее Тейт
Уильям Хогарт. Портрет Джорджа Осборна, позже Джона Рэнби-младшего, ок. 1748-1750

Оба имеют тщательно продуманную каменную окантовку. На портрете Ханны окантовка накладывается на более простую овальную, тогда как на портрете её брата окантовка всегда была такой, какой мы ее видим сегодня. Портрет Ханны был написан первым.

Выставка Хогарт и Европа в галерее Тейт
Уильям Хогарт. Портрет Ханны, дочери Джона Рэнби-старшего, ок. 1748–1750 гг.

Томас Херринг (1693-1757) был успешным политиком и священником. Прибыльное положение в церкви принесло ему богатство, и он горячо поддерживал ганноверцев не только своими проповедями, но и собирая большие суммы денег для правительства во время шотландского восстания 1745 года. Его наградой стало архиепископство Кентерберийское в 1747 году.

Выставка Хогарт и Европа в галерее Тейт
Уильям Хогарт. Томас Херринг, архиепископ Кентерберийский,1744

Люк Салливан выучился на гравера и работал помощником в мастерской Уильяма Хогарта.

Выставка Хогарт и Европа в галерее Тейт
Уильям Хогарт, Люк Салливан. Моисея приводят к дочери фараона, 1752–62 гг.

Две из самых знаковых работ Хогарта "Пивная улица" и "Джин Лейн" (обе 1751 года) были призваны стимулировать энтузиазм в отношении конкретного закона. "Закона о Джине" поднял налоги на спиртные напитки в попытке обуздать чрезмерное употребление джина и поощрять потребление отечественного пива. Обитатели вымышленной пивной улицы жизнерадостны и продуктивны, тогда как люди, живущие на Джин-Лейн, безумны, склонны к самоубийству или ещё хуже. Гравюры изображают недостатки употребления джина в отличие от достоинств употребления пива...

Выставка Хогарт и Европа в галерее Тейт
Уильям Хогарт. Джин Лейн , 1751. Эндрю Эдмундс


Выставка Хогарт и Европа в галерее Тейт
Уильям Хогарт. Пивная улица, 1751. Эндрю Эдмундс


Среди работ европейских художников, представленных на выставке, картина "Белая скатерть" французского художника Жана-Батиста Шардена. Хогарт изучал его работы в Париже. Сочные детали натюрморта очень повлияли на его дальнейшее творчество.

Выставка Хогарт и Европа в галерее Тейт
Жан-Батист Симеон Шарден. Натюрморт: Кухонный стол, около 1733-1734. Национальные аттракционы Шотландии.


Выставка Хогарт и Европа в галерее Тейт
Джузеппе Мария Креспи. Блоха, 1707-1709. Галерея Уффици

Обзор выставки подготовлен по материалам сайта музея Тейт Британия

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
28 сентября новоукраинские патриоты ждали с нетерпением. Как дети ждут появления Деда Мороза на новогоднем утреннике. Вот сейчас придёт большой Белый Сахиб, и накажет наконец гадкого Путина за сбитый им "Боинг". Судный День для рашки-засрашки, не иначе. В преддверии такого пира духа ...
В современной исторической науке скопилась масса фактов и обобщений, которые корректируют классическую теорию общественно-экономических формаций. Через рассмотрение этих вопросов, можно ответить на вопросы волнующие коммунистов: был ли социализм в СССР, есть ли социализм в Китае, что ...
Из дневной почты: Георгий фон Валь: "Прошу публикации. Отец Валентин, прошу опубликовать новости о визите Великого Князя в Петербург. Утром 12 мая 2023 г. Его Императорское Высочество Великий Князь Игорь Романов-Медников прибыл в Санкт-Петербург для общения с верными Царской России. ...
Настоящая жизнь начинается в тот момент, когда человек встречается с отчаянием и безысходностью по поводу того, что ничего другого у него не будет. Что судьба именно такая и опыт не отменишь. Что он многое бессилен изменить. Что с близкими и родными ничего не поделаешь, как ни бейся. Что ...
Уважаемые коллеги в предыдущем посте задали вопросы: new_igor "Какие у вас основания полагать, что Израиль не нужен США? У Израиля огромные ресурсы и сеть влияния по всему миру, в том числе и в США. Очень, невероятно сложно было бы провести идею о ...