рейтинг блогов

Выставка "1922. Конструктивизм. Начало"

топ 100 блогов bellezza_storia16.12.2022 Теги: Удальцов
Выставка 1922. Конструктивизм. Начало

Выставка делится на два больших раздела. Первый рассказывает о творчестве авангардных художников, скульпторов, архитекторов, поэтов, музыкантов и танцоров, эксперименты которых предшествовали рождению конструктивизма - В. Кандинского, В. Баранова-Россине, Н. Удальцовой, О. Розановой, Л. Поповой, А. Веснина, А. Родченко, В. Степановой, В. Татлина, Эль Лисицкого, К. Малевича, В. Хлебникова, А. Крученых, М. Матюшина, А. Скрябина, Л. Лукина, Чернихова и др. В этой части рассматриваются важные открытия "первоэлементов" художественного языка, ставших инструментами для создания нового искусства.
Возникновение конструктивизма ощущалось задолго до его рождения, о нем заговорили еще в 1920-м, начали экспериментировать и проверять на прочность в 1921-м. А в 1922 году новорожденный стал уверенно занимать позиции во всех сферах жизни и творчества. Конструктивистские постановки вереницей премьер будоражат театральную публику и знатоков, конструирование книжных и театральных обложек меняет отношение к подаче информации, конструктивистская одежда предлагает измениться внешне, архитектура формирует новую среду, а сам человек должен трансформироваться через рациональное движение, мышление и времяпрепровождение.

Выставка 1922. Конструктивизм. Начало

На выставке можно проследить путь будущих конструктивистов к разработке своего метода. В 1910-е годы в поисках инструментов для его создания были задействованы представители всего художественного мира: художники, поэты, музыканты, скульпторы и архитекторы. Не все они стали конструктивистами. Они спорили или соглашались, но неизменно двигались к общей цели: к созданию искусства, которое будет соответствовать стремительно меняющемуся миру. Такая модель создавала перспективу обновления человеческой чувствительности и выстраивания новых отношений между людьми, искусством и природой.

Выставка 1922. Конструктивизм. Начало
Александра Экстер. Композиция, 1910. Холст, масло. Собрание Иветы и Тамаза Манашеровых


Выставка 1922. Конструктивизм. Начало
Наталья Гончарова. Электрический орнамент, 1914. Холст, масло. ГТГ

Кубизм пришел в Россию из Франции. Большинство художников-авангардистов бывали там, многие учились. Любовь Попова и Надежда Удальцова по возвращении из Парижа в 1914 году организовали в мастерской на Остоженке, 37 "Кубистический кружок". Там работали Александр Веснин, Вера Пестель, Владимир Татлин и другие. Бывал Казимир Малевич. Для авангардных художников кубизм и кубофутуризм - отечественная производная от французского кубизма и итальянского футуризма соответственно - стали учебной платформой для изучения нового конструирования предмета в пространстве холста.

Выставка 1922. Конструктивизм. Начало
Владимир Баранов-Росине. Композиция, конец 1910-х. Холст, масло. ГТГ

В сборнике футуристов "Пощечина общественному вкусу" кубизм определялся как "канон сдвинутой конструкции". Удальцова писала, что кубизм "разложил строй старой вещи и создал новую". Приемы кубизма (одновременный взгляд с разных точек зрения на предмет, разделение натуры на простые геометрические объемы и плоскости, выявление массы) и приемы кубофутуризма (кадрирование движения во времени, выражение статики и динамики) вошли в арсенал художников и стали основой формирования новой системы работы над художественным произведением.

Выставка 1922. Конструктивизм. Начало
Надежда Удальцова. Кубистическая композиция, 1916. Холст, масло. Русский музей


Выставка 1922. Конструктивизм. Начало
Артур Лурье (Наум Лурья). Слова Владимира Маяковского, обложка Петра Митурича, 1918. Бумага, типографская печать. Государственный музей В.В. Маяковского

В 1922 году, к пятилетию революции, сформировалась новая концепция жизнеустройства: не стиль и даже не метод, как утверждали сами создатели, а тотальное искусство, охватившее абсолютно все стороны жизни. Сам же художник впервые становится не только творцом новой реальности, но и ее обитателем, своим примером демонстрируя людям, как в этом новом мире следует жить. Конструктивисты избегали говорить о красоте. Менялась сама оптика восприятия.

Выставка 1922. Конструктивизм. Начало


В 1920-е рождалась привычная нам среда с яркими картинками, броскими заголовками, приемами монтажа, меняющихся кадров, звуков, точечного воздействия - среда цифровых технологий, хай-тека и минимализма, неотделимости технологий от человека. Инструменты для её создания придумали конструктивисты. Они заговорили об удобных вещах, продуманном пространстве, правильных уместных цветах, новом организованном материальном мире. Обитатели этого мира должны были измениться вместе с ним - через саморазвитие, самодисциплину, рациональное использование пространства и ресурсов, подачу и потребление информации. Возможно, конструктивистское предвидение до сих пор еще не полностью себя реализовало. И на этот виток жизнеустройства нам только предстоит ступить.

Выставка 1922. Конструктивизм. Начало


Выставка 1922. Конструктивизм. Начало
Варвара Степанова. Второй воин, 1919. Иллюстрация к пьесе Алексея Кручёных "Глын-Глын". Бумага , коллаж. Собрание Иветы и Тамаза Манашеровых


Выставка 1922. Конструктивизм. Начало
Григорий Зимин. Сафо. Греческие танцы. 12 отрывков на музыку Артура Лурье, 1923. Бумага, карандаш, тушь, кисть, трафарет. Музей им А.А. Бахрушина


Выставка 1922. Конструктивизм. Начало
Александр Куприн. Чайная лавка, 1919. Холст, масло. ГТГ


Выставка 1922. Конструктивизм. Начало
Алексей Кравченко. Радуга, 1920-е. Холст на картоне, масло. ГТГ


Выставка 1922. Конструктивизм. Начало
Василий Кандинский. Маленькие миры I, 1922. Бумага, цветная литография. Государственный музей В.В. Маяковского


Выставка 1922. Конструктивизм. Начало
Елена Бебутова (Бебутова-Кузнецова) Цувамма, 1923. Холст, масло. ГТГ


Выставка 1922. Конструктивизм. Начало
Яков Чернихов. Композиция из цикла "Аристография", 1918-1924. Бумага, гуашь, тушь, карандаш. Фонд им. Якова Чернихова


Выставка 1922. Конструктивизм. Начало



Выставка 1922. Конструктивизм. Начало
Александр Древин. Красный кувшин, 1915. Холст, масло. ГТГ


Выставка 1922. Конструктивизм. Начало
Надежда Удальцова. Кухня, 1915. Холст, масло. Русский музей


Выставка 1922. Конструктивизм. Начало
Александр Иванов. Натюрморт, 1919. Холст, масло. ГТГ

"Цвет как конструктивный элемент входит в построение каждой сознательно сделанной вещи независимо от того, к какой области материальной культуры данная вещь относится, будет ли то живопись, архитектура, скульптура, графика, керамика, текстиль, деревообделочное производство, металлическое производство, значение же цвета и свойства его в каждом данном производстве специальных."
                                                                                                                                                 Любовь Попова

Выставка 1922. Конструктивизм. Начало
Любовь Попова. Живописная архитектоника, 1917. Холст, масло. ГТГ


Выставка 1922. Конструктивизм. Начало


"Наконец выяснилось совершенно значение линии - с одной стороны, ее граневое и краевое отношение, и с другой - как фактора главного построения всякого организма вообще в жизни, так сказать, скелет (или основа, каркас, система). Линия есть первое и последнее, как в живописи, так и во всякой конструкции вообще. Линия есть путь прохождения, движение, столкновение, грань, скреп, соединение, разрез и т.д. В линии выяснилось новое мировоззрение - строить по существу, а не изображать, предметничать или беспредметничать, строить новые целесообразные конструктивные сооружения в жизни, а не от жизни и вне жизни."
                                                                                                                                          Александр Родченко, 1918

Выставка 1922. Конструктивизм. Начало
Александр Родченко. Конструкция на коричневом № 97. Из серии "Линиизм", 1919. Холст, масло. Собрание Иветы и Тамаза Манашеровых


Выставка 1922. Конструктивизм. Начало


Выставка 1922. Конструктивизм. Начало
Пётр Вильямс. Скрипач и виолончелист, 1921. Холст, масло. Собрание Иветы и Тамаза Манашеровых

Многие художники выстраивали собственные отношения с беспредметностью, наслаждаясь открывшейся свободой. На этом этапе будущих конструктивистов отличали тщательная проработка теории и основательный подход к организации живописных опытов по почти научной, лабораторной схеме. Они экспериментировали с линиями, цветом, поверхностью, формой. Своеобразным итогом этой работы стала выставка 1921 года "5 × 5 = 25". В ней участвовали Александра Экстер, Александр Веснин, Любовь Попова, Александр Родченко, Варвара Степанова. На выставке демонстрировалось по пять работ каждого из пяти художников, а в пяти каталогах, подготовленных участниками, объяснялась практическая ценность их опытов для будущего производственного искусства. В экспозиции был представлен трехцветный триптих Родченко, которым художник утверждал собственное завершение лабораторных авангардных работ.

Выставка 1922. Конструктивизм. Начало
Михаил Ле-Дантю. Мальчик и граммофон, 1913. Холст, масло. ГТГ


Выставка 1922. Конструктивизм. Начало

"Композиция есть созерцательный подход художника в его творчестве.
Техника и индустрия выдвинули перед искусством проблему КОНСТРУКЦИИ как активного действия, а не созерцательной изобразительности.
Разрушена «святая» ценность произведения как единственной уники.
Музей, как хранилище этой туники, превращается в архив."

                                                                                                     Варвара Степанова. Из каталога выставки "5 × 5= 25"

Выставка 1922. Конструктивизм. Начало
Варвара Степанова. Сидящая фигура, 1921. Бумага, чернила. Собрание Иветы и Тамаза Манашеровых


Выставка 1922. Конструктивизм. Начало
Николай Суетин. Чёрный квадрат, начало 1920-х. Холст, масло. ГТГ


Выставка 1922. Конструктивизм. Начало
Климент Редько. Голова, 1922. Бумага, графитный карандаш, тушь. Российский государственный архив литературы и искусства


Выставка 1922. Конструктивизм. Начало
Надежда Удальцова. Натурщица, 1914. Холст, масло. Русский музей


Выставка 1922. Конструктивизм. Начало
Любовь Попова. Пространственно-силовое построение, 1921, масло. ГТГ


Выставка 1922. Конструктивизм. Начало
Варвара Степанова. Две фигуры с мячом, 1920. Бумага, гуашь. Собрание Иветы и Тамаза Манашеровых


Выставка 1922. Конструктивизм. Начало
Варвара Степанова. Фигуративная композиция, 1919. Бумага, темпера, гуашь. Собрание Иветы и Тамаза Манашеровых


Выставка 1922. Конструктивизм. Начало
Иван Кудряшов. Конструкция прямолинейного движения, 1925. Холст, масло. ГТГ


Выставка 1922. Конструктивизм. Начало
Илья Чашник. Супрематизм, 1923. Холст, масло. ГТГ

В 1921 году в стенах ВХУТЕМАСа начинает складываться художественное объединение «Метод» - группа художников, видевших себя «учеными по живописи», соединяющими теорию и практику и создающими полотна как «пластически развивающиеся конструкции». Задачей группы стал поиск универсальных законов построения пространственных явлений как на плоскости холста, так и в театре, и - шире - в предметной и городской среде. Лучишкин, являясь участником объединения, создавал аналитические работы - таблицы и графики, «проекции идей». Одной из тем исследования стал анализ композиционных осей как системы координат, необходимой для запуска проектного метода - организации ощущений и импульсов зрителя.

Выставка 1922. Конструктивизм. Начало
Сергей Лучишкин. Координаты построения живописной плоскости, 1924. Фанера, масло. ГТГ


Выставка 1922. Конструктивизм. Начало
Климент Редько. Отвлечённое пространство, 1921. Холст, масло. ГТГ


Выставка 1922. Конструктивизм. Начало
Климент Редько. Муж и жена, 1922. Холст, масло. ГТГ


Выставка 1922. Конструктивизм. Начало


Выставка 1922. Конструктивизм. Начало


Выставка 1922. Конструктивизм. Начало
Александр Веснин. Абстрактная композиция, 1922. Холст, масло. Музей архитектуры им. А.В. Щусева


Выставка 1922. Конструктивизм. Начало
Пётр Митурич. Пространственная графика №44. Реконструкция Мая Митурича Хлебникова. Картон, бумага, тушь, белила. Архив семьи Митурич-Хлебниковых

В творчестве Владимира Татлина особую роль играет взаимодействие с материалом. С 1913 года художник начал исследовать свойства различных материалов, в том числе пытаясь выявить наиболее органичную форму для стекла, дерева, металла. В 1914 году Татлин впервые продемонстрировал свои контррельефы. Это были пространственные композиции, составленные из фрагментов реальных предметов: кусков обоев посуды, предметов быта, бутылок. Это были абстрактные композиции, возникновение которых произвело настоящую революцию в художественном творчестве. Искусство теперь не пыталось украшать, интерпретировать, подражать. Оно провозгласило собственную независимость через использование предмета как такового, утверждая возможность тотального искусства.

Выставка 1922. Конструктивизм. Начало
Владимир Татлин. Угловой контррельеф "Материальный подбор повышенного типа", 1914-1915. Макет. Центр Росизо


Выставка 1922. Конструктивизм. Начало


Выставка 1922. Конструктивизм. Начало
Натан Альтман. Россия. Труд, 1921. Дерево, эмаль, масло, металл, угольно-графитовая присыпка, бумага. ГТГ
Продолжение
Источник информации: этикетаж и кураторские тексты в музейной экспозиции

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Одним ударом осложнено автомобильное и железнодорожное движение на коммуникациях в ближнем тылу ВСУ на Покровском направлении. ...
Дочь проснулась первой, пришлепала в зал, забралась на диван, улеглась между мной и женой, сказала: - Давайте смеяться! - По какому поводу? - Смеяться, - ответила дочь. – Чтобы не было грустно. Ну, давай, папа, смейся! Ты знаешь, как смеются лягушки? Я тебе сейчас покажу! Мою сестру, кото ...
...
Один из наиболее активных экспертов в электоральной статистике, опубликовавший несколько научных статей об аномалиях на выборах в России, физик Сергей Шпилькин рассказал Радио Свобода, что в целом прошедшие в воскресенье выборы президента РФ оказались несколько "чище" ...
Подарили на ДР мне шаббат-гриль. Курочку насаживаешь, кнопочку нажимаешь, и она над углями сама крутится. Всяко вкуснее/сочнее/ярче, чем у ахмеда у метро. Ну успел я до звезды, курочка почти готова, кипу надел, наливай, кричу жене! Всякие оскорбления в мой адрес были, но то, что сегодня ...
  • QjvGIb31DYIjnyC : @s_udaltsov Ёбнутый ты, Удальцов

  • s_udaltsov : АНОНС! Сергей Удальцов сегодня, 16 декабря в 21.30 мск, выскажет мнение о причинах отмены послания Путина, условиях… https://t.co/Jubn009XYe

  • becck13 : RT @becck13: Основные статьи экспорта Москвы. Вот за счёт какого тяжёлого труда живёт столица и кормит всю Россию. Путин в Кремле оружие к…

  • becck13 : RT @becck13: Сложно себе представить, что образованный Навальный , образованный Удальцов, Зюганов, Немцов и ещё хуева туча "борцов" с дипло…

  • becck13 : RT @becck13: Ельцин, Чубайс, Путин, "левый" Навальный, Ципрас, Гуайдо, Меркель, Макрон, Удальцов, Зюганов... да их как собак нерезаных, выш…

  • DJ_CattaBull : @the_morgan_iv @Vizlypuzly1 Вот между прочим, Фбк, Кац, Светов, Лпр, Ходоровский и какой нибудь условный Удальцов,… https://t.co/zvZLpYOhBj

  • OlegKapralov1 : @aEXMkNfNO5bgo4I Соглашатель и двурушник-вот лицо Зюганова и его партии.Ленин осуждал империалистическую войну,а эт… https://t.co/llMmGsdo2e

  • s_udaltsov : НОВОЕ! Что сегодня может стимулировать гражданское общество к более активной защите своих прав? Какая идея будет во… https://t.co/nxcXbORMUZ

  • IvStark : @max_katz Удальцов удивил, вроде весь такой против путинизма, если не учитывать совето-соц-фанатизм, но при этом то… https://t.co/OYc3FEwna2

  • vicent_strannik : RT @s_udaltsov: НОВОЕ! Евгений Спицын и Сергей Удальцов обсуждают причины, по которым Кремль отказался праздновать 100-летие СССР, анализир…

  • Aleksan57317145 : @SerUnim @aels8nFKF7DemJe @Abibas2000 Что Удальцов сегодня "запел"?