"ВЫСТАВБУРА" И ПРОЧАЯ МУРА СОВЕТСКОГО ТВ
ygashae_zvezdu — 10.05.202010 мая 1932 года на ленинградском заводе «Коминтерн» собрали первую двадцатку советских телевизоров.
Телевизор в 1980-ые занимал второе место в списке моих интересов после улицы. Программа передач на неделю становилась хитом и помню радость, когда родители оформили годовую подписку на еженедельник «Говорит и показывает Москва», который был посвящен телепрограмме почти полностью.
Тем удивительнее, что некоторые детские передачи я не просто не смотрел, я о них даже не слышал.
О них и поговорим, оставив популярные «В гостях у сказки» да «Будильники» за рамками поста.
Вот передачка «В каждом рисунке – солнце». Выходила свыше 10 лет – с 1975 по 1986. В первой половине 1980-ых вышло 218 (!) эфиров. Решительно ее не помню, хотя большинство эфиров падало на будний вечер.
Передача строилась на демонстрации рисунков юных Карандашей, сопровождаемой чтением их писем. Создатели даже определили возраст аудитории (12-14 лет) и смысловой контент (передача для любителей рисования). Как замысел я могу это заценить на кол с минусом по пятибалльной системе. Может, в самой передаче и присутствовала добродушная милота, но ведь не только я ее не смотрел, другие тоже. Ни от кого не слышал: «Включай скорей телевизор! «В каждом рисунке – солнце» начинается!» Следовательно, было за что эту передачу игнорить.
В заставке ее, кстати, звучала пугачевская песня «Рисуйте, рисуйте!», которую я помню по передаче «В гостях у сказки», где я и рисунки с удовольствием разглядывал.
Еще одна передача для любителей рисования «Выставка Буратино» выходила почти тридцать лет (1958-1985). В первой половине 1980-ых выдержала 134 эфира.
Буратино я любил и не понимал на фиг он залез в компанию юных художников и ведущего Вадима Курчевского (создатель «Моего зеленого крокодила» и «Бедокуров», он был мотором передачи).
Пару выпусков я посмотрел, еще не ходя в школу, в напрасном ожидании, что Буратино с голосом Евы Синельниковой достанет золотой ключик. Нет, он мешал краски, искал правильный колорит и похваливал нарисованное другими.
В заставке передачи звучала песня, доказывающая, что сочинители ее не больно перед зрителями миндальничали:
Выставбура, Выставбура,
Бура, Буратино,
Нам прислали малыши,
Чудные картины.
Я всегда за новые словообразования, особенно в детской поэзии. Но «Выставбура» рождено не фантазией, а ленью напрягаться.
Здесь должен сказать, что даже при желании посмотреть «Выставку Буратино» у меня бы не получилось. Шла она по утрам то пятницы, то субботы, когда основная часть ее аудитории сидела за партой в школе (тогда была шестидневка, а не нынешняя лафа). Для кого, в таком случае предназначался эфир? Для безработных алкоголиков и тунеядцев? Думаю, для учащихся во вторую смену, их тоже следовало развлекать, но развлекали их, как правило, неликвидом типа «Умелые руки» по пятницам с утра.
«Умелые руки» еще одна передача для юных Карандашей и Самоделкиных, любителей клея да ножниц. Вели ее в разное время Валентина Леонтьева, Светлана Жильцова, Владимир Ухин, а я не видел ни разу.
Загадкой, которую не хочется разгадывать остался для меня и тележурнал «Звездочет», выходящий с 1977 по 1986 год. Там объединяли юных любителей на звезды поглазеть, показывая их снимки и зарисовки астрономических объектов. Вел передачу космонавт Юрий Глазков. 140 эфиров прошло в первой половине 1980-ых, ни одного не видал.
Теперь о том, чего старался не смотреть, но было сложно. Передачу «Веселые нотки» любила моя бабушка, вздыхающая «Хорошо поют!». Как Горький способный прослезиться от любого прочитанного автором вслух четверостишия, не взирая на качество стихов, бабушка была поклонницей беспредметного пения. Ей одновременно нравились фольклорные коллективы, Алла Пугачева, Елена Образцова, детский хор Попова и Вячеслав Бутусов.
«Веселые нотки» в том изводе, что я смотрел урывками, показывали правильных детей с первобытным репертуаром. Никто не решался на трансформацию, проделанную двумя-тремя годами позднее Андреем Разиным, - взять неправильных детей с современным репертуаром и подсадить страну на «Ласковый май». Позже концепцию «Веселых ноток» взяли «Утренняя звезда» и «Фабрика звезд». То есть, идея-то была годная, исполнение подкачало.
Были также передачи, которые смотрелись, если больше делать нечего. Я говорю о «Веселых стартах» и «Мама, папа и я – вместе дружная семья». Там наличествовал здоровый соревновательный элемент, можно было выбрать команду и за нее болеть. Но эти передачи целиком проигрывали ГДР-овской «Делай с нами, делай как мы, делай лучше нас» с ее живчиком ведущим Ади (Герхард Адольф).
Таковы не самые удачные, скажем так, детские проекты советского ЦТ, которые мне удалось вспомнить.
|
</> |