Высоцкий. Спасибо, что живой!

топ 100 блогов saintvlad02.12.2011 Теги: Высоцкий

Итак, граждане, посмотрел картину. Зал, что приятно, был полон, и, что еще приятнее, абсолютно бесшумен. Такое бывает только на хорошем кино.

А "Высоцкий" хорош исключительно.

Люди и френды смотрели фильм на пресс-показах, состоявшихся на прошлой неделе, и отзывы были, в основном, негативные и неинформативные (в смысле, рецензенты писали что-то типа "о чем это всё?", потом с чьей-то лёгкой руки появились кочевавшие из текста в текст реплики типа "два часа по экрану ходит зомби", "набор разрозненных эпизодов", "плохой сценарий" и так далее).

Извините, друзья, но фильм, снятый по плохому сценарию, слез вызвать не может, даже если его будет снимать не то что отличный режиссер Петр Буслов, но и даже сам Джеймс Кэмерон со Спилбергом. А к финальным титрам "Высоцкого" я уже с полчаса как сидел с мокрым лицом, точно зная, что это И сценарий, И режиссура, И операторская работа, И актеры, И грим, И графика, И монтаж, и все остальное. Честно скажу: в первые несколько минут придраться было к чему (всего несколько пунктов, о которых ниже), но в какой-то момент я втянулся в фильм настолько, что почти перестал его раскладывать на составляющие.

Ну, а поскольку больше всего претензий было к сценарию - вплоть до обвинений создателей в полном его отсутствии или крайне низком качестве - начну со сценария, точнее, с его защиты. Спойлеров нет, но то, что под катом, адресовано больше смотревшим, чем не смотревшим.

Итак. КГБ Узбекистана вскрывает экономическое преступление в местном ДК - кроме официальных концертов, есть еще неучтенные, на которых билеты продаются хитрым образом, а полученный таким образом черный нал делится между директором (Астрахан) и заезжими артистами. Директору ДК грозят большие проблемы, и КГБ (Андрей Смоляков) предлагает ему сделку - сдать какого-нибудь артиста покрупнее. Почти случайно в разговоре звучит фамилия Высоцкого - и решают проработать именно его. Тем временем в Москве у Высоцкого сразу куча проблем: проблемы со здоровьем (и родители из лучших побуждений, но категорически невовремя, чуть не заперли в больницу), повязали организаторов как раз одного такого левого концерта, хочет выехать в Париж к Марине - а выпускать его не спешат, на фоне всего этого - сильнейший творческий кризис, практически депрессия. Тут из Узбекистана звонит тот самый директор ДК и упрашивает приехать отыграть концерт (мы уже знаем, что этот концерт - подстава, но ни Высоцкий, ни его алчный помощник (Леонидов), на котором все оргвопросы (сейчас такой человек у певца называется "директором"), о подставе еще не знают и отказать не могут. Тут выясняется, что артиста лечили от алкоголизма, и лечили с применением морфина (но он об этом не знает - думает, что это просто лекарство), да так хорошо лечили, что у артиста - сильнейшая зависимость. Короче говоря, вот Высоцкий с командой уже в Бухаре, и срочно надо где-то достать морфин. Попытка "личного врача" (Панин) договориться с местным врачом скорой помощи не удалась, и приходится звонить в Москву. Там находится влюбленная в него фанатка Таня (Акиньшина), которую недавно начали допускать до общения с ним и даже поручать какие-то мелкие задачи. Итак, "директор" с "врачом" звонят Танюхе и поручают ей срочно привезти Лекарство. Но телефон в номере прослушивается, и Танюху в Узбекистане уже планируют встретить те самые КГБшники, которые занимаются вопросом левых концертов - а позже станет ясно, что есть и другие, которые заняты непосредственно самим Высоцким и которым он тоже зачем-то нужен.

Что получается: куча разных людей, всем для чего-то нужен Высоцкий (причем, не только живой, но и мертвый). Кому-то - чтобы банально побольше заработать, кому-то - потому что служба такая, кому-то - для использования в совсем серьезных политических целях. Самому же Высоцкому нужно совсем другое - свобода, а еще точнее - Воля. В начале фильма он обсуждает с коллегой по театру на Таганке (Безруков) монолог Хлопуши (см. видео - метафора с цепями, надеюсь, понятна). Но с волей у него как раз и есть главная проблема. Он может себе позволить проехать на своем Мерседесе на красный свет, но это и есть вся его свобода. По рукам и ногам он скован профессиональным долгом, человеческими обязательствами (как друг, как любимый, как сын, как очень много кто), да тут еще и наркозависимость, да тут еще и государство решило взять его на короткий поводок.

В общем, чем больше вокруг него сужается пространство, тем больше возрастает его потребность в свободе. Вот об этом и фильм - о том, как человек мучительно ищет воздуха, и не может удовлетвориться какими-то отдельными глотками, а жаждет дышать полной грудью.

Что же до реализации, то это сделано почти идеально.

Как обещал, придирки: не нравится монтаж в одной из начальных сцен, где Высоцкий едет по ночной Москве - раз. Два - местами есть ощущение, что лицо Высоцкого как-то, что ли, недостаточно хорошо вписывается в окружение по цвету, какое-то оно чуточку "не из фильма", причем я полагаю, что это ощущение отчасти идет от моей собственной головы (я же знаю, что лицо доработано на компьютере - вот и выискиваю "швы").

В остальном - извините, придираться не к чему. Кому привиделось, что у Высоцкого нет мимики? Всё там есть. А где нет - там и без нее достаточно средств для передачи состояния героя.

Вот пишут, что Высоцкий здесь - не главный герой. Ну, ребята, давайте распутаем хитросплетения сюжета и посмотрим на основные связи и конфликты между персонажами.

Высоцкий - Танюха.
Высоцкий - окружение.
Высоцкий - Бехтеев (КГБшник, ведущий дело о концертах).
Высоцкий - московский КГБшник (Владимир Ильин)
Танюха - окружение Высоцкого (в первую очередь, ее противопоставление Леонидову).
Танюха - мир (доставка Лекарства превращается для нее в серьезное испытание с кучей препятствий).
Танюха - Бехтеев.
Бехтеев - московский КГБшник.
Окружение Высоцкого - мир
А еще добавим ко всему вышеперечисленному конфликты внутри окружения Высоцкого по разным поводам, линию директора ДК, линию Севы Кулагина (некий друг/коллега Высоцкого - Иван Ургант)...

У меня все равно получается, что Высоцкий - главный герой. Тема фильма - это его тема, кульминация наступает именно тогда, когда он лицом к лицу встречается с Бехтеевым. И главный катарсис наступает, когда шасси самолета с Высоцким отрываются от земли и к нему приходит, наконец, вдохновение. А сцена молитвы? А воскрешение? Все именно на этом персонаже, не на ком-то другом.

Даже если считать Высоцкого "макгаффином" - это тот редкий случай, когда у макгаффина есть характер, и характер мощный.

Это, граждане, не плохой сценарий! Это бесподобно богатый событиями и персонажами и качественно сделанный сценарий - ведь все эти конфликты и связи раскрываются как вместе (в пределах какой-нибудь одной сцены), так и по отдельности, и каждый сильнейшим образом захватывает - и при этом ни на секунду не остается забыта ни главная линия, ни главная идея. Честно говоря, такого уровня, размаха и такой насыщенности я в нашем кино не припомню.

Тут, кстати, надо сказать и о режиссёре. Вспомните "Бумер" - ведь Буслов еще тогда продемонстрировал, что мастерски умеет делать каждого персонажа очень ярким и запоминающимся. В "Бумере" действовали четверо, и герои Вдовиченкова и Мерзликина лишь совсем капельку выделялись по сравнению с двумя другими. В "Бумере-2", при наличии формально главного героя - Кости, линия Дашки была абсолютно равнозначна. Так вот, не надо потом передергивать, но: я за последние несколько лет припоминаю только одного режиссера/сценариста, который на способен делать так, что каждый персонаж по-своему ярок и интересен. Это, только не бейте, Кристофер Нолан. Здесь, конечно, режиссер - один, сценарист - другой (да еще и куча народу помогала), продюсеры - третьи, т.е. "Высоцкий" - не "авторское", в отличие от фильмов Нолана, кино. Ну и что? Все равно же очень круто!

Что касается операторской работы, грима, работы художников-постановщиков, художников по костюмам - про это все и так единогласно пишут, что это безупречно, поэтому на этом останавливаться не буду.

В общем, лучший российский фильм года и настоящий качественный прорыв.

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
...
В общем, неделя в Мск и что мы имеем? Примерно следующее: Количество черножо лиц кавказской национальности тут просто таки зашкаливает и просто всякие мыслимые пределы превышает. Ну честно, нигде такого не видел. Никогда не был фошыстом да и не ...
В Ларгусе товарищ, Ларгус почти тотал, водитель не здоров, но могло быть и хуже, может, сам сюда зайдёт. Водитель и пассажир из машины виновника - глухонемые, до просмотра видео пытались гайцам обьяснить, что ехали на зелёный. К сожалению, сцену объяснения не засняли..) ...
Почитал сегодня новости, думал - отложу на потом, и опубликую пятерку, как обычно. Но не удержался - в любимый спорт приходит Маразм. Именно так - с большой буквы "М". Лидер недели - все всяких сомнений Берни. Он просто жжет! "Гонщики Формулы вообще не должны высказываться от правил ...
Книжный челендж 2021, 45. История, выбранная из-за интересного названия или обложки - Татьяна Соломатина «Мой одесский язык» Книга, обозначившая в названии язык, не о языке вовсе. Точнее, не только и  не столько о языке, сколько о восприятии мира сквозь призму любимого города в ...