Вынесено из комментариев
awas1952 — 28.03.2015 alexander_gorn 2015-03-15 15:36:28Мне кажется, тут сложились несколько исчерпанностей. Про исчерпанность капитализма уже товарищи написали, повторяться не буду. Но есть ещё и, скажем, исчерпанность текущего пути развития науки как дробления на всё более мелкие дисциплины, в результате чего теряется целостная картина. В первой половине прошлого века отдельные гении вроде Эйнштейна ещё могли воссоздать эту целостность в голове, сейчас это уже не под силу одному человеку.
И есть исчерпанность гносеологической науки вообще, то есть науки, интересующейся только знанием ради самого знания. Если раньше можно было наивно полагать, что научное знание и технический прогресс — чистое благо для человечества, то теперь это было бы слишком уж наивно — слишком явные примеры обратного были нам явлены.
А есть ещё и более широкая исчерпанность — исчерпанность познания, разделённого на этику, эстетику и гносеологию. Складывая все эти исчерпанности, можно утверждать: нам нужен новый человек, «человек эпохи Возрождения». Художник, политик, философ, учёный «в одном флаконе» — такой, как Леонардо да Винчи или Михаил Ломоносов. Только это должны быть не отдельные личности, а массовое явление.
Как этого можно достичь? А давайте поставим целью прорыв в процессе познания, пофантазируем.
Прежде всего нам будет необходима общая, объединяющая всех цель, единая мечта: люди должны знать, для чего они будут стараться. Потом можно начинать преобразование общества. Если нам нужно много гениев, стало быть, нам надо много учёных и вообще творческих людей — на порядок, на два порядка больше, чем их есть сейчас. Это возможно? Вполне, ведь и сейчас в «постиндустриальных» обществах в производстве занято не так много народу, большая часть — в сфере обслуживания, то бишь занимается всякой ненужной хренью вроде торговли на бирже или продажи чехлов для айфонов. Только тогда нужна будет массовая и качественная система всеобщего образования, включая высшее. Связанная с ней система научных учреждений, где эти люди будут трудиться, и соответствующая инфраструктура к ней — лаборатории, техника… Поскольку творцы нам нужны универсальные — то же самое для сферы культуры: театры, музеи, консерватории, библиотеки…
И, разумеется, творцов не должны отвлекать от творчества заботы вроде «а где бы найти что-нибудь пожрать», поэтому нужны высоко автоматизированные промышленность и сельское хозяйство. Причём не просто автоматизированные, но и изначально приспособленные к быстрой смене отдельных элементов или всего технологического цикла, а то ведь, если наука «попрёт», это придётся часто делать в силу появления новых технологий. И к этой автоматизированной промышленности — соответствующая ей система распределения, опять же не отвлекающая от творчества: надо тебе что-то — заказал и сиди, дальше думай, решай проблемы, твори.
И как такое общество, которое у нас получилось и которое вполне узнаваемо, называется?
Коммунистическим оно называется, вот как. Нет его — нет и дальнейшего прогресса. А там, где нет прогресса, обязательно начинается регресс. Что мы, увы, и наблюдаем.
Но я не теряю надежды, что это — не навсегда, и что человечество всё же сможет прорваться через этот барьер, в который мы сейчас упёрлись.
|
</> |