Вилья ла революсьон! - 15

На других фронтах гражданской войны тоже кипели сражения. Выбитые из Коауилы (см. предыдущие серии) конституционалисты перешли в штат Нуэво-Леон. Генералы Пабло Гонсалес и Хесус Карранса Гарса (брат главнокомандующего) во главе 2 000 человек напали на столицу штата Монтеррей, но в сражении 23-24 октября 1913 года были побиты генералом Саломе Ботельо Гарса с 5 000 человек. Потери каррансистов составили 500 убитых и раненых, «федералес» — 400. Однако Обрегон с 3 000 повстанцев 12-14 ноября разбил 1 263 солдата и захватил столицу штата Синалоа Кульякан, потеряв 35 убитых и 81 раненых и причинив потери в 150 убитых и 110 пленных.

Хесус Карранса
Но Уэрту печалила исключительно потеря Торреона (см. предыдущую серию). Он категорически отказывался верить в то, что «бандит» Вилья может кого-то переиграть тактически или стратегически, и послал войска на реконкисту важнейшего железнодорожного узла. А Панчо тем временем искал, чем бы еще заняться. Он «двинулся по железной дороге на север, чтобы захватить с ходу столицу Чиуауа – Сьюдад-Чиуауа… 1 ноября 1913 года он предложил… капитуляцию и, получив отказ, начал штурм. Но на сей раз атака захлебнулась под хорошо продуманным пулеметным и артиллерийским огнем, а перешедшие в контрнаступление после шестичасового боя ороскисты отбросили нападавших от города. В ряде мест отступление отрядов Вильи стало напоминать бегство. [Генерал Роберто Сальвадор] Меркадо [Кастильо] сообщал в Мехико о триумфе „героической Северной дивизии“ (по иронии судьбы, части федералов в Чиуауа носили то же название, что и отряд Вильи)».
Однако дон Пако, быть может, не был так хорош в регулярных сражениях, но он был прекрасным партизанским командиром с талантом переворачивать текущую реальность вверх тормашками. Во время отступления он захватил поезд с углем, который следовал из Сьюдад-Хуареса в Сьюдад-Чиуауа. Выгрузив уголь и загрузив 2 000 бойцов «Северной дивизии», Панчо телеграфировал от имени начальника поезда в Сьюдад-Хуарес, сообщив, что пути захвачены «бандитами», и он возвращается. В 2:00 15 ноября 1913 года «Троянский поезд Вильи» въехал в Сьюдад-Хуарес и выгрузил повстанцев, за три часа овладевших городом, победив 600 человек гарнизона. Генерала Франсиско Кастро «северный комдив» отпустил в Штаты — потому что тот год назад спас его от расстрела (см. предыдущие серии). И вообще, расстрелов на сей раз не было — перед американскими журналистами, набежавшими через границу из Эль-Пасо, Вилья демонстрировал «железную дисциплину и образцовый порядок», за что заслужил в газетах США титул «лучшего генерала конституционалистов».

Сьюдад-Хуарес в начале ХХ века
16-18 ноября армия Пабло Гонсалеса наконец тоже смогла кого-то победить — 5 000 повстанцев напали на 1 000 «федералес» в Сьюдад-Виктории, столице штата Тамаулипас. После упорных боев «силы законности и правопорядка» вынуждены были очистить город и бежать. А 24-25 ноября «Северная дивизия» Вильи числом 5 000 человек сразилась с посланной на отвоевание Сьюдад-Хуареса колонной генерала Хосе Инеса Саласара (редкостного «переобувщика в полетах» — бывшего магониста, мадериста, ныне ороскиста, и это в его биографии был «не пердел») числом в 7 000 человек. Ороскисты высадились из поезда и немедленно бросились в атаку. Артиллерия умело поддерживала свою пехоту и наносила вильистам мощные удары. На второй день Вилья бросил свою кавалерию во фланг «федералес», а паровоз, начиненный динамитом, врезался в вагоны их поезда. В результате взрыва началась паника, и Саласар стал отходить, боясь попасть в окружение. Вильисты стали бить по отступавшим шрапнелью, и вскоре отход федеральных сил превратился в бегство.
В результате сражения у Терра-Бланка Вилья захватил четыре локомотива, семь пулеметов, много лошадей, винтовок и 400 000 патронов. «Федералес» потеряли около 1 000 убитыми, вильисты — 300 бойцов. На сей раз журналистов поблизости не было, и Панчо приказал расстрелять всех захваченных в плен солдат. Когда же известия о поражении вместе с бегущими ороскистами достигли Сьюдад-Чиуауа, Меркадо настолько «пал ухом», что бежал 27 ноября 1913 года оттуда в Охинагу, оставив только 200 солдат, которые «караулили порядок», пока войска Вильи не вошли в столицу штата. В Тамаулипасе же поймавший внезапную победу Гонсалес продолжал бушевать и 1-2 января 1914 года напал на Нуэво-Ларедо с 1 500 человек, однако был разбит 1 900 «федералес», потеряв 300 человек.

Знамя конституционалистов
К тому же самому времени Обрегон окончательно подчинил власти конституционалистов штаты Сонора и Синалоа. Единственным пунктом, который еще контролировали в последнем штате «федералес» оставался порт Масатлан — база ВМФ, главного калибра кораблей которого повстанцы покамест побаивались. Но 10 декабря 1913 года «федералес» во главе с генералом Хосе Рефухио Веласко таки отбили Торреон у повстанцев... «Весь 1913 год не прекращались и боевые действия в Морелосе, а также в сопредельных с ним штатах. Однако они не представляли угрозы для режима, потому что сапатисты были по-прежнему недостаточно хорошо организованы и им, как и раньше, не хватало оружия и боеприпасов… Сапата объявил войну Уэрте как узурпатору, однако он не подчинялся Каррансе и считал северных конституционалистов лишь союзниками в борьбе против общего врага. Какой-либо координации действий между повстанцами на юге и севере не существовало. Вскоре Сапате удалось наладить некое подобие дисциплины в собственных отрядах, получивших название „Освободительная армия Юга и Центра“».
t.me/Tercios_catrenos
|
</> |